Дошкольное образование
Гость
Страницы: Пред. 1 2
Ответить
Технологии игрового и деятельностного типа
 

МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 182"

Наряду с используемыми в образовательной модели ИГРОГРАД технологиями (ИКТ, технологии проектной деятельности, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, ландшафтное макетирование, музейная педагогика) в последнее время наше внимание акцентировано на изучение и внедрение в педагогический процесс STEM технологии, потому что STEM обучение развивает навыки критического мышления и разрешения проблем, необходимые для преодоления трудностей, с которыми дети могут столкнуться в жизни. Очень важно обучать науке, технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны.
Преимущества STEM технологии:
· Детям лучше запомнить то, чему они научились, когда они вовлечены в процесс, а не являются пассивными наблюдателями..
· STEM технологии требуют от детей больших способностей мыслить критически, работать как в команде, так и самостоятельно.
· Предоставление детям доступа к цифровым технологиям.
· STEM – это выбор возможностей профессионального развития.
Ознакомившись с программой «STEM-ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» мы нацелились на освоение образовательных модулей «Экспериментирование с живой и неживой природой», «Лего конструирование», «Математическое развитие» и «Дидактическая система Фребеля».
Во многом этому способствовало имеющееся определенное оборудование: набор Даров Фребеля, наборы «Моя первая лаборатория» и лаборатория «Наураша», наборы разнообразных плоскостных и трехмерных конструкторов, лего конструкторы, полидроны, набор Пертра, геоконты, геометрики, геовизоры, конструктор цифр…
Для первых шагов в STEM технологию необходимо было выработать и реализовать некоторые средовые решения, так например, возникла наша лаборатория, где дети в увлекательной форме проводят эксперименты с живой и неживой природой, а в теплый период года эта лаборатория перемещается в открытые игровые пространства ИГРОПАРКА. Образовательные модули «Лего-конструирование» и «Математическое развитие» удачно реализуются в игровых и образовательных локациях ИГРОЦЕНТРА, а также в центрах детской активности в групповых помещениях.
В перспективе оборудование и открытие большой STEM лаборатории, где в двух смежных просторных помещениях будет возможно реализовывать все образовательные модули STEM технологии.
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Борисоглебского городского округа Центр развития ребенка - детский сад №11

Важными характеристиками нашей инновационной образовательной модели являются индивидуализация, инициатива и возможность выбора, индивидуальная траектория развития ребенка и педагога, исходя из этого, основной задачей для нас становится улучшение качества и повышение комфорта жизни человека, будь то ребенок или взрослый, во время взаимодействия с нашим учреждением, и помочь в решении этой задачи нам может технология дизайн - мышления.

Дизайн-мышление (design thinking) – это методика создания инноваций, продуктов и услуг, ориентированных на человека, человекоцентрированная. Образовательное учреждение мы рассматриваем таким продуктом и сервисом.

Под дизайном в данном случае мы понимаем – проектирование.

В основе дизайн-мышления лежит эмпатия – умение взглянуть на мир глазами других людей, понять их потребности, желания, чувства, стоящие перед ними задачи. Эта технология очень органично встраивается в нашу инновационную образовательную модель.
Она хороша тем, что может быть применима в работе со всеми участниками образовательного процесса: педагоги, родители, дети, партнеры.

Технология дизайн - мышления может быть представлена 6 этапами.

Эмпатия: Ставим проблемный вопрос и собираем информацию. Изучаем информацию в интернет и бумажных источниках, анализируем аналоги. Используем интервью и наблюдение. Главное – погрузиться в пользовательский опыт и сформировать список пожеланий и потребностей.
Фокусировка: Систематизируем полученную информацию. Выделяем главное. Формулируем задачу.
Как бы мы могли
Это задача, которую формулируют для себя дизайнеры на основе инсайтов исследовательского этапа. Она не содержит в себе решения, а лишь передаёт суть проблемы и ставит вопрос.

Генерация идей: Набрасываем идеи. Режим, когда мы придумываем основные идеи. Чтобы этап был успешен, исключаем критику, создаем позитивную атмосферу и собираем всех участников образовательного процесса. Все записываем.
*«Мозговой штурм». **«Мозговое письмо» ***«Худшая возможная идея».
Выбор идеи
Все идеи крутые, пока не столкнулись с реальным миром. Голосованием выбираем лучшие. Определяем критерии выбора наиболее подходящих идей и осуществляем выбор. Просеиваем идеи через фильтр, чтобы отобрать жизнеспособные.
Прототипировнаие: На этом этапе создаются макеты самых перспективных идей, Создаём прототипы, оформляем идеи в конкретные решения. Моделируем из подручных средств, интерактивных средств, моделирование опыта, проигрывание ситуации.
Тестирование: Проверяем прототипы на практике. Получаем обратную связь. Рефлексируем полученный опыт. Улучшаем прототипы и на последнем шаге создаем готовое решение. Возможно, возвращаемся на предыдущие этапы.


Самая очевидная область применения дизайн-мышление в образовательном процессе с детьми – это проектная деятельность. Пусть, проблемным вопросом станет: «Почему большинство людей не утилизируют и не сортируют мусор?» Тогда, ваша деятельность по этапам дизайн-мышления будет примерно следующей.

Эмпатия: Знакомим детей с предметной областью. Ставим вместе с ними проблемный вопрос. Как нам собрать информацию? Какие источники использовать? Какие вопросы помогут нам собрать информацию о пользовательском опыте (почему люди сортируют или не сортируют мусор и т.п.)? Собираем информацию и погружаемся в пользовательский опыт.

Фокусировка: Систематизируем полученную информацию. Составляем портреты разных пользователей (или стейкхолдеров, в терминологии дизайн-мышления). Например, портрет того, кто заботится об экологии, и кто нет. Выделяем главное. Формулируем конкретные задачи. Например, может оказаться, что большинство людей не сортируют мусор, потому что не знают на сколько это позитивно влияет на экологию. Тогда, конкретная задача будет, возможно, звучать так: «Как рассказать людям о том, почему сортировать мусор – это нужно, просто и полезно?».

Генерация идей: Набрасываем идеи в формате мозгового штурма. Здесь мы учим детей взаимодействовать в команде.

Выбор идеи: Определяем критерии выбора наиболее подходящих идей и осуществляем выбор.

Прототипирование: Создаём модели, генерируем новые идеи. Например, это могут быть агитирующие плакаты, волонтерские акции и т.п.

Тестирование: Проверяем прототипы на практике. Для тестирования можно пригласить детей из других групп и взрослых (родителей, педагогов, персонал). Получаем обратную связь. Рефлексируем полученный опыт.
В качестве заключительного этапа следует добавить еще один шаг – презентация. На этом шаге дети учатся представлять и защищать свои решения, рассказывать истории и делиться полученным опытом.

В этом процессе вы всегда сможете учесть возрастные особенности участников проекта. Для более младшей аудитории следует предложить готовые вопросы для интервью и шаблоны. Можно предлагать детям протестировать готовые прототипы и сделать предложения по их улучшению.
 
МБОУ СОШ №30 структурное подразделение – детский сад «Сад детских инициатив»
Игра-это эстественная форма обучения ребенка. Только в игре ребенок может реализовать свои желания, проявить свою инициативу. Во время игры ребенок активизирует свое воображение, творчество. В игре перед ребенком встает выбор действий, где он и может проявить себя, свое эмоциональное состояние и отношение в происходящем. В то же время ребенок получает те необходимые знания, стимулирующие умственную деятельность, развивает внимание и познавательный интерес. А работа в студиях детского сада помогает в полной мере раскрыться ребенку:

- экологическая студия помогает развить самостоятельность у детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментально -поисковую деятельность;
-арт-терапевтическая студия помогает каждому
ребенку проявить себя и максимально раскрыть свои возможности;
- кино – студия: дает возможность попробовать самостоятельно себя в роли актера, режиссера.
 
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»

Приемы реализации технологий игрового и деятельностного типа

В настоящее время, в условиях модернизации российского образования особую актуальность приобретает проблема создания оптимальных условий для развития, воспитания, образования детей с ограниченными возможностями здоровья.
В самом инклюзивном подходе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, создавать новые формы и способы организации образовательной деятельности с учетом индивидуальных различий детей.
Организация инклюзивной практики предполагает творческий подход и определенную гибкость образовательной системы, учитывающей потребности детей с разными возможностями здоровья.
Поэтому во время «проживания» ребенком образовательного события педагог подстраивается под индивидуальные образовательные потребности ребенка, применяя вариативные образовательные формы и методы организации различных видов деятельности, используя новые приемы реализации технологий игрового и деятельностного типа.
Игровая деятельность в качестве самостоятельной технологии используется педагогами:
- для освоения темы или содержания изучаемого материала;
- в качестве увлекательного дела или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
- как часть образовательной программы, формируемой коллективом ДОУ.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий мотивирующей среды и возможностей детей.
Основываясь на исследования А. Н. Леонтьева, суть воспитания с точки зрения деятельностного подхода заключается в том, что в центре внимания стоит не просто деятельность, а совместная деятельность детей с взрослыми, в реализации вместе выработанных целей и задач. Педагог не подает готовые образцы, создает, вырабатывает их вместе с детьми, совместный поиск норм и законов жизни в процессе деятельности и составляет содержание воспитательного процесса, реализуемого в контексте деятельностного подхода.
Одним из приемов реализации технологий игрового и деятельностного типа является использование «пастайм – карты», (от англ. Pastime -  занятие, хобби; приятное времяпрепровождение; развлечение, игра).
Прием основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. «Пастайм – карта» стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Разновидности «Пастайм – карты»:
1.Минимакс:
Создание «Пастайм-карты» на основе принципа минимакс - все дети индивидуальны, имеют свой уровень развития, и каждый ребёнок развивается своим темпом. Образовательное содержание носит разноуровневый характер, ребенок самостоятельно определяет для себя содержание деятельности.
2.Квест:
Создание «Пастайм-карты» на основе квест-игры. Карта может быть как индивидуальной, так и групповой.
3.Ассоциация:
Сбор материала о предмете или объекте. Создание «Пастайм – карты» в ходе обсуждения предмета или темы. Побуждает ребёнка к изображению и осмыслению окружающего мира.
4.Обобщающе-тематическая:
Закрепление и обобщение материала. Создание обобщенной «Пастайм – карты» может являться продуктом реализации образовательного события. Создавая тематическую «Пастайм – карту», дети развивают умение выделить главную мысль, припомнить изученное, пополняется активный и пассивный словарь, развиваются процессы мышления – анализ, сравнение, синтез, аналогия, обобщение, классификация, сериация. Работа проводится, как индивидуально, так и группами.
Таким образом, в ходе игры, построенной на основе «Пастайм – карты», дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели, в то же время воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания.
 
МБОУ "Лицей "МОК №2"

Детская игра является самоопределяемой деятельностью, в которой дети конструируют и реконструируют свою жизненную реальность, приобретают и развивают свой опыт. В игре дети учатся добровольно и с удовольствием, через попытки и заблуждения. В игре они сами задают себе вопросы и находят на них ответы. Именно игровые технологии – это процесс целостного учения, потому что в нём задействована вся личность, оно способствует развитию всей личности.
В рамках проекта «Детский сад – Игропарк» в нашем саду созданы Игроцентры, в которых дети через игру самосовершенствуются, апробируя разнообразные навыки.
Наряду с игровыми технологиями педагоги в своей работе применяют и другие технологии системно - деятельного подхода. Одной из основных технологий, применяемых в нашем саду, является технология проектной деятельности. Проектная деятельность является идеальным подходом для «открытия» или исследования детьми вопросов. Тема проектов предлагается детьми и воспитателями на детском совете. Когда тема «приходит» в группу, решение о дальнейшем изучении и способах ее освоения принимается путем сотрудничества или обсуждения с детьми. Технология «План – дело – анализ» обеспечивает реализацию проектного подхода в образовательной деятельности детского сада. Проекты не ограничены только одной группой детского сада. У нас есть общие проекты в ритме года для всех воспитанников сада, такие как «Ярмарка игрушек», «Фонарики». В рамках преемственности со школой ежегодный исследовательско - творческий проект «Скоро в школу».
Учитывая современные подходы к физическому здоровью детей, в нашем саду отходят от традиционных принципов, когда физкультура была изолирована от других образовательных областей. Укрепление здоровья является принципом ежедневной педагогической практики. Воспитатели детского сада владеют современными здоровьесберегающими технологиями и применяют в своей работе. Также в саду работает Игроцентр «Маленький дельфин», в котором, играя, воспитанники учатся плавать и закаляются.
Дети любого возраста реагируют на переутомление, чрезмерное раздражение и семейные проблемы так же, как и взрослые - стрессом. Так как стресс относится к повседневным явлениям, то умение позитивно и компетентно обращаться с ним поможет справляться с жизненными изменениями и трудностями в дальнейшем. Но как же научить ребенка преодолевать стресс? Педагоги детского сада прошли курсы «Методика и практика развития эмоционального интеллекта детей». Что же такое эмоциональный интеллект? Это способность понимать свои и чужие эмоции, понимать чувства собеседника и правильно на них реагировать. На занятиях воспитанники познакомились со сказочными персонажами - «Мониками» и в игровой форме открывали для себя мир эмоций. Детям и педагогам понравились неординарные занятия курса и, после его окончания, не захотелось прощаться с полюбившимися героями. Методика развития эмоционального интеллекта стала одним из средств реализации проекта «Детский сад - Игропарк». В нашем саду появился Игроцентр «Краски эмоций».
Поиск и исследование – детские потребности, вытекающие из врожденной любознательности. Технология исследовательской деятельности широко применяется педагогами в своей работе с детьми. Так же без данной технологии не обошлись Игроцентры «Фантазеры» и «По тропинкам приключений». В Игроцентре «Фантазеры» воспитатель применяя игровую технологию и технологию исследовательской деятельности погружает детей в мир опытов и экспериментов. В Игроцентре «По тропинкам приключений» дети с помощью квест - игры исследуют помещение детского сада и прилегающей к нему территории.
На курсах повышения квалификации мы познакомились с технологией познавательно-речевого развития ТРИЗ. Эффективность ТРИЗ - педагогики заключается в её инструментальности, относительной универсальности и достаточной гарантированности исследовательских умений воспитанников.Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности мы начали с методов формирования навыков речевой деятельности детей и творческого воображения. Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приёма образец рассказа воспитателя. Главным недостатком является то, что ребёнок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с небольшими изменениями. Применив технологию ТРИЗ, нам удалось раскрыть творческий потенциал воспитанников, собрать яркие, непохожие друг на друга детские рассказы. На методических объединениях в нашем саду мы изучаем новые методики ТРИЗ и делимся с коллегами своими наработками. Практически каждый педагог нашего детского сада стал использовать в своей работе элементы технологии ТРИЗ.
Полюбившиеся методы развития творческого воображения нашли свое применение в Игроцентре «Мультяшки» для составления сюжета будущего мультипликационного фильма.
Таким образом, технологии игрового и деятельностного типа способствуют развитию самостоятельности ребенка, всех сфер его личности, являются средством активизации творческой и познавательной деятельности детей.
 
Улитина Анна Ивановна, воспитатель МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»
Формирование познавательной инициативы у детей старшего дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности с использованием квест- технологии и ТРИЗ
Аннотация. Статья автора посвящена вопросам формирования детской инициативы в исследовательской деятельности с детьми старшей группы детского сада, опираясь на ранее сформированные представления детей. Автор рассказывает, как на практике использует квест и ТРИЗ- технологии в старшей группе.
Ключевые слова: ТРИЗ- технология, квест – технология, «умные помощники головы», эксперимент, опыт, проблемные вопросы, ИКТ, гипотезы и проверка их истинности.
«Я усвою все крепко и надолго, если не только услышу,
увижу, но и попробую сделать сам» Р. Эмерсон
 
Мигунова Н.Н, зам. заведующего по ВМР,
Смольникова С.В., воспитатель МБДОУ «Слободской детский сад
«Пряничный домик»
Культурная практика как форма развития познавательной инициативы дошкольников в инновационной модели «Детский сад – сад детских инициатив»
Аннотация. Статья авторов посвящена вопросам формирования детской познавательной инициативы. Авторы рассказывают, как на практике создаются условия для поддержки активности, самостоятельности и инициативности детей.
Ключевые слова: инициатива, инициативность, ИКТ технологии, интерактивный герой, интерактивные игры, педагог интегратор.
 
Современный педагог — это тот, кто постоянно развивается, самообразовывается, ищет новые пути развития и образования детей. Все это становится возможным благодаря его активной позиции и творческой составляющей.
В современных условиях педагог - прежде всего исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, научным психолого - педагогическим мышлением, развитой педагогической интуицией, критическим анализом, разумным использованием передового педагогического опыта, а также, потребностью в профессиональном самовоспитании.
Отсюда следует, что качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства, способный к внедрению инноваций.
Любая инновация представляет собой не что иное, как создание и последующее внедрение принципиально нового компонента, вследствие чего происходят качественные изменения среды. Технология, в свою очередь, является совокупностью различных приемов, которые применяются в том или ином деле, ремесле или искусстве. Таким образом, инновационные технологии в ДОУ направлены на создание современных компонентов и приемов, основной целью которых является модернизация образовательного процесса.
В самом общем виде технологии мы рассматриваем как упорядоченные способы взаимодействия взрослого и детей, направленные на достижение целей и решение задач дошкольного образования, задач ООП ДО.
Несмотря на то, что само применение технологий осуществляется в процессе взаимодействия всех участников образовательных отношений, их предварительный выбор определяется взрослым и зависит от ряда факторов: конкретной образовательной задачи, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, вида осуществляемой деятельности, реализуемой темы и логики её представления, применяемой методики, наличия определённых условий и др. Совокупность факторов может учесть только педагог и соответственно сделать в каждой конкретной ситуации свой, субъективный выбор.
В нашем ДОУ реализуется образовательная модель «Детский сад-сад детских инициатив», отличительной особенностью которой является студийная деятельность. Каждая студия имеет свою рабочую программу. Многие педагоги используют в своей работе элементы нескольких технологий, применяет оригинальные методические приемы, В этом случае мы говорим об «авторской» технологии данного педагога. Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.
Общий кейс технологий как приоритетный механизм реализации основной образовательной программы:
· квест-игра;
· игры – самопрезентации, развивающие компьютерные игры, сюжетно-ролевые, театрализованные, развивающие, подвижные, народные, спортивные, строительные игры;
· игры-соревнования, создание проблемных игровых ситуаций;
· игровые здоровьесберегающие технологии (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика), самомассаж, точечный массаж, артикуляционная гимнастика; динамические паузы; релаксация; сказкотерапия; музыкотерапия; традиционные и нетрадиционные методы закаливания,
· технологии исследовательской деятельности (детская лаборатория);
· ИКТ (интерактивные экраны, терминалы; детские развивающие игровые планшеты, авторские развивающие игры).
· ТРИЗ – технология
· технология «Азбука общения»,
· технология моделирования
· технология развития критического мышления
· технология проблемного обучения
· технология сказко – и музыко – терапии
· игровая технология
 
ТРИЗ – технология, технология деятельностного типа, так как предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ).
Для успешной подготовки ребенка к школе необходимо сформировать у него умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам, что положительно скажется на развитии творческого воображения, мышления, памяти, поможет ему научиться высказывать свои мысли, формулировать предложения и овладеть таким навыком, как связная речь.
Традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине, они уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст - им отводится роль пассивного слушателя. При составлении рассказа по картине с применением ТРИЗ дети способны составить рассказ по памяти, даже спустя некоторое время. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления и проходит в несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Этап 1 «Определение объектов на картине».
Цель: формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их. «Смотрю на картинку, и называю объекты»;

Этап 2 «Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Цель: находить взаимосвязей объектов, изображенных на картине;
«Один объект связан с другим»;

Этап 3 «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».
Цель: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;

Этап 4 «Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств».
Цель: На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);
«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Этап 5 «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины».
Цель: подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Этап 6 «Определение местонахождения объектов на картине».
Цель: пространственная ориентировка на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия);
«У каждого объекта есть свое место на картине».

Этап 7 «Составление речевых зарисовок с использованием Разных точек зрения».
Цели: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; «Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер»
активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Этап 8 «Описание объекта с изменением его характеристики во времени».
Цель: составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
«Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.

Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины».
Цель: находить и объяснить смысловое содержание картины; составлять речевые зарисовки по типу рассуждения; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по картине».
Страницы: Пред. 1 2
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества