Дошкольное образование
Гость
Страницы: 1
Ответить
Эффективные модели методического сопровождения инновационной деятельности
 
Уважаемые коллеги! Размещайте материалы и делитесь эффективными решениями!
 
МБДОУ Борисоглебского городского округа Центр развития ребенка - детский сад №11
«Этапы преобразования составляющих модели методического сопровождения инновационного проекта «Детский сад - Игропарк», направленного на раннюю профориентацию дошкольников»

Работая в условиях реализации инновационного проекта «Детский сад - Игропарк» возникла необходимость в создании особой модели методического сопровождения, которая позволила нам привлечь к участию в методической работе всех педагогов вне зависимости от уровня их образования, педагогического стажа, квалификации.
Цель методического сопровождения:
обеспечение профессиональной готовности педагогов к реализации инновационных задач через систему направленного профессионального развития и саморазвития, выбора оптимальных вариантов и инновационных форм самосовершенствования, раскрытия творческих способностей КАЖДОГО как профессионала, и как успешной личности.
 

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 78"



"Через методику — к практике, или как помочь педагогу?"
Методическое сопровождение педагогов в вопросах выявления, информационного поиска и конструирования путей решения актуальных проблем инновационной деятельности.
Цитата
Чтобы воспитать личность, надо самому быть личностью,
чтобы зажечь другого, надо самому гореть.
Ж. Сименон.

Приоритетными направлениями методического сопровождения МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №78" в вопросах выявления затруднений на данный момент являются:
1. Методическое сопровождение, разработка и реализация рабочих программ.
2. Методическая работа с педагогическими кадрами по реализации инновационной деятельности.
3. Взаимодействие образовательных учреждений с социальными партнерами.
4. Экспертная оценка (мониторинг) эффективности ДОО при реализации инноваций.
Хотелось бы остановиться на первом направлении «Методическое сопровождение, разработка и реализация рабочих программ». Для организаций, реализующих программы дошкольного образования, действующим законодательством не предусмотрена какая-то особая структура рабочих программ, не определено и их конкретное содержание, что вызывает у педагогов определенные трудности в составлении рабочих программ.
Выход из затруднений мы видим в составлении рабочей программы при помощи скрипт-сценария, т.е. программированных файлов. (см. приложение). Скрипт – это информация к действию, записанная в кратком виде (схемы, таблицы, речевые модули, планы, опросники и т.п.)
В настоящее время мы апробируем написание рабочей программы в форме скрипт-сценария только с одним воспитателем. Педагог в конце мая предоставит пробную рабочую программу, написанную при помощи скрипт-сценария. Рассмотрев «плюсы» и «минусы», эффективность и доступность составления рабочей программы, можно будет рекомендовать данную форму педагогам.
Работа в команде, принятие самостоятельных решений педагогами, непосредственное решение возникающих проблем, управление информацией – еще одно затруднение педагогов в изменяющейся образовательной ситуации. Методический прием «Воздушный шар», на наш взгляд, можно использовать как инструмент решения этих вопросов. Он поощряет педагогов справляться с проблемой, всесторонне исследовать ее последствия и использовать структурный подход к будущей подготовке и планированию
Методический прием «Воздушный шар». Рассмотрим, как это работает?
Педагогам предлагается рисунок воздушного шара и к нему структурированный набор вопросов по определенной проблеме, включая:
- Кому нужно быть в воздушном шаре? (Здесь прописываются имена основных участников вопроса - людей, которым нужно быть на борту, чтобы куда-нибудь полететь. Т.е., ставится цель и определяются участники творческих проектов педагогов).
- Что нужно, чтобы этот проект был успешным? (Указываются элементы, которые, по мнению педагогов, необходимы для успешного осуществления проекта (планирования).
- Что является сдерживающим фактором? (Указываются факторы, которые могут мешать успешному началу проекта).
- Что заставит его лететь на высокой скорости? (Отмечаются доработки, которые позволили бы проекту более эффективно продвигаться вперед, такие как работоспособность, мотивация и творческий подход).
- Что может сбить шар с курса? (Рассматриваются проблемы, которые могут возникнуть в ходе проекта)
В итоге применения этого приема, педагоги приобретают опыт совместной работы и результативного взаимодействия друг с другом.

Еще одним из основных затруднений педагогов является нахождение новых форм работы с детьми. Для решения этого в нашем детском саду ежегодно проводится Образовательный хакатон «Поиск современных эффективных форм, методов, приемов организации образовательной деятельности дошкольников», цель которого активизация педагогов к поиску новых идей, что влечет за собой самообразование, совершенствование профессионального мастерства и творческий рост.
Идея Образовательного хакатона – это поиск нового в результате решения проблемной ситуации. При решении проблемы каждый педагог приходит к своему видению данной ситуации. Если идеи совпадают у ряда педагогов, то происходит объединение педагогов. Так в нашем детском саду формируются творческие группы, которые адаптируют и апробируют свои идеи в течение года. Жизнеспособные идеи, приемы, формы включаются в образовательную деятельность ДОО.
В работе Образовательного хакатона нам также помогает прием "Придумывания нового". В основе приема лежат методы активизации творческого воображения, т.е., чтобы придумать новое, надо подвергнуть критике существующее (ведь все новое это забытое старое), перечислить, что не устраивает нас в этом и усложнить или усовершенствовать, чтобы получить совершенно новый продукт.
Таким образом, результатом работы Образовательного хакатона является готовность педагогов работать по-новому. Педагогами преодолевается боязнь применения нового в образовательную деятельность детей, возникает готовность к обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта работы. А инновационный образовательный процесс обогащается новыми эффективными формами работы с детьми.
Так, в процессе деятельности Образовательного хакатона педагогами была предложена и внедрена в образовательный процесс новая форма - квест-игра, а с помощью приема "Придумывания нового" (спустя 2 года) была усовершенствована и видоизменена, более того, этот процесс продолжается, до сих пор эта форма претерпевает изменения в связи с запросами, идеями детей, родителей, педагогов.
Подводя итог, хочется сказать, что методическое сопровождение и методическая поддержка в любом детском саду очень обширна: от формирования локальных актов до реализации различных проектов. Мы же хотели познакомить вас с некоторыми приемами и формами методического сопровождения педагогов именно в решении актуальных проблем инновационной деятельности.
Мы будем рады, если наши идеи пополнят ваш багаж идей методического сопровождения.
 
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»
Эффективные модели методического сопровождения
инновационной деятельности
Развитие системы дошкольного образования предполагает модернизацию системы методической работы в соответствии с приоритетами, определёнными ФГОС. Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены очень важным и значимым критерием – его качеством, которое зависит от профессиональной компетенции педагогов. Профессиональная компетентность представляет собой интегральное профессионально – личностное качество, характеризующее способность педагога решать профессиональные проблемы и типичные профессиональные задачи, возникающие в реальных ситуациях профессиональной педагогической деятельности, с использованием знаний, профессионального и жизненного опыта, ценностей и наклонностей.
Соответственно, качественно осуществлять воспитательно-образовательный процесс может только педагог, способный к внедрению инноваций, постоянно повышающий уровень своего профессионального мастерства.
В связи с этим возникает потребность в новых формах и методах организации методической работы, необходимость в создании особой модели методической работы, которая позволит привлечь к участию в методической работе всех педагогов, вне зависимости от уровня их образования и педагогического стажа работы.
Мы выделили задачи методической работы:
1.Моделирование основной общеобразовательной программы дошкольной образовательной организации согласно ФГОС ДО.
2.Реализация инновационной деятельности образовательной организации, которая позволит повысить качество предоставляемых образовательных услуг.
3.Формирование в ДОО коллектива единомышленников: выработать педагогическое кредо, развить традиции, контроль и анализ учебно-воспитательного процесса, выявить, обобщить и распространить передовой педагогический опыт, приобщить воспитателей к экспериментальной работе.
4.Развитие профессиональных компетентностей воспитателей, направленных на использование эффективных педагогических технологий.
Реализация поставленных задач осуществляется через инновационные формы методической работы в ДОУ:
1. Педагогическая площадка «Аттестация+».
Цель: методическое сопровождение аттестации педагогических работников. Здесь в постоянном режиме рассматриваются вопросы по изучению действующих нормативных документов, по разъяснению процедуры аттестации, по оформлению портфолио, отзывов, размещению методических материалов в СМИ и сайте ДОУ, по обобщению опыта работы, о рассмотрении критериев и показателей для оценки профессиональной деятельности педагогов; обновляется электронная база данных по аттестации педагогических работников.
2.Проектный совет.
Цель: проектирование инновационной деятельности образовательной организации.
Посредством проектного совета все педагоги вовлечены в инновационную деятельность и управленческий процесс. Проектный совет является ключевым механизмом развития образовательной организации.
3.Творческая площадка
Цель: создание, внедрение и апробация инновационных проектов, методик и технологий. В ходе работы творческой площадки определяются разнообразные педагогические методики и технологии, которые позволяют повысить качество предоставляемых образовательных услуг.
4.Научно-методическая площадка
Цель: изучение, разработка и анализ нормативно-правовой документации, создание условий для успешного решения образовательных задач.
В ходе работы данной площадки также осуществляется помощь педагогам в работе по самообразованию.
5.Информационная площадка
Цель: оказание информационной помощи педагогам.
В состав данной группы входят педагоги ДОУ, имеющие достаточно высокий уровень владения компьютерными технологиями. Деятельность площадки направлена на оказание помощи педагогам при оформлении портфолио, создание видеотеки; компьютерное сопровождение мероприятий ДОУ, формирование и ведение баз данных и др.

 
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №5
Лискинский муниципальный район

Введение инклюзивной практики потребовалоот нас введения компетентного,действенного и эффективного методического сопровождения, как аспекта управления. Функционирование и развитие инклюзивного детского сада зависит от обмена информацией и способности людей решать проблемы и задачи. Это привело нас к организации работы научно- методического совета, в который вошли заведующий, старший воспитатель, учитель- логопед, учитель- дефектолог, педагог- психолог, руководитель структурного подразделения «Лекотека» и руководитель Консультационного центра. Научно-методический совет разрабатывает концепцию развития инклюзивной практики в дошкольной организации, программу развития и годовой план; определяет направления разработки и план внедрения новых технологий дошкольного образования; обобщает имеющийся опыт в области инклюзивной практики; определяет перечень необходимых научно-практических материалов; осуществляет стратегическое планирование деятельности инклюзивного детского сада.
Кроме того, совет решает оперативные задачи:
• анализ ситуации в дошкольной организации и оперативное реагирование на нее;
• обсуждение планов и отчетов структурных подразделений;
• контроль и анализ деятельности междисциплинарной команды;
• определение ценностей, цели, принципов и направлений работы учреждения.
Планы, намеченные советом, обсуждаются и корректируются на педагогическом совете и принимаются к исполнению. Вопросы оперативного управления решаются на совещаниях, проводимых заведующим.
Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников выявляет проблему: первичный прием на ПМПК не дает целостной картины развития ребенка с ОВЗ, так как недостаточно времени для динамического изучения его потенциала; как следствие возникают ошибки при составлении индивидуальных коррекционных программ и планов включения. С целью решения этой проблемы была создана междисциплинарная команда специалистов. Она решает задачи психолого- педагогического сопровождения детей с ОВЗ, проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результатов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частности, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ. В междисциплинарную команду специалистов вошли педагог- психолог, учитель- логопед, учитель- дефектолог, воспитатель. Также на сессии междисциплинарной команды, которые проходят 3 раза в год и на межсессионные заседания бригады приглашаются: инструктор по физкультуре, музыкальный руководитель и педагоги дополнительного образования.
У каждого члена команды есть свои обязанности в соответствии с его специальностью.
Что отличает междисциплинарную команду:
• общие ценностные ориентиры в профессиональной деятельности и в вопросе включения детей с ОВЗ в образовательную среду;
• профессиональная и личностная поддержка друг друга;
• единый методологический подход в работе со всеми участниками образовательного процесса;
• взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний специалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на разных этапах работы;
• единый профессиональный язык;
• скоординированность и четкая организация действий, как в рабочих, так и в проблемных, критических ситуациях;
Затруднения педагогов в своей профессиональной деятельности по инклюзивной практике потребовало от нас организовать их психолого- педагогическое сопровождение в форме супервизии, которую курирует координатор инклюзивного образования.
Структура процесса супервизии отражена в последовательности, которая состоит из четырех этапов
1 этап – диагностический: определение проблемы, с которой столкнулся педагог, выявление путей ее решения и подбор методов.
2 этап – проектировочный: разработка индивидуального плана сопровождения, а также необходимых учебно-методических средств сопровождения.
3 этап – практический: наблюдение, контроль и коррекция деятельности педагога.
4 этап – рефлексивный: оценка достижений и обобщение полученного опыта.
Основа супервизии как метода сопровождения определяется реальным содержанием профессиональной деятельности и правилами анализа и систематизации профессионального опыта.

Результатом является приобретение педагогом необходимых компетенций, нового опыта и
осознание новых возможностей в педагогической деятельности.
 
Методическое
сопровождение инновационной деятельности по реализации образовательной модели
"Кругосветка" в МБДОУ БГО Детском саду №16 комбинированного вида.
В нашем дошкольном учреждении реализуется комплексный инновационный проект «Детский сад – Игропарк». В связи с этим необходимо преобразовать методическую работу с педагогами, реализация которой осуществляется в рамках инновационной образовательной модели "Кругосветка". В таких условиях необходимо было создать модель методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, целью которой является:
- построение модели методического сопровождения педагогов обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования в ДОУ в рамках инновационной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных подходов к организации методического сопровождения педагогов инновационной деятельности.
- обновление и совершенствование системы методической работы
в рамках инновационной модели "Кругосветка";
- обновление стиля методической работы на основе расширения профессионально-творческих объединений педагогов;
- нахождение эффективных путей взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
- повышение качества работы дошкольного образовательного учреждения.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенное решение задач.
Представленная модель методического сопровождения профессионального роста педагогов в условиях дошкольной образовательной организации является творческим продуктом педагогов. Данная модель имеет структурные компоненты географической направленности, так как она связана с содержанием образовательных путешествий по миру модели «Кругосветка». Ядром модели является туристическое агенство -"Юный путешественник", в состав которого входят: директор агенства - заведующая ДОУ, туроператоры - Зам. зав. по УМР и старший воспитатель, которые решают методические и организационные вопросы на туристическом координационном совета .
Турсовет координирует работу тургрупп – объединение педагогов. Туристические группы (их пять) работают каждая в своём направлении развития и имеют координатора - гида:
1. Тургруппа «Островок» оргнизует игровое пространство ДОУ.
2. Тургруппа «Вектор» проектирует образовательные процессы педагогов.
3. Тургруппа «Калейдоскоп» разрабатывает образовательные технологии.
4.Тургруппа «Компас» занимается сетевым взаимодействием.
5. Тургруппа «Гармония» осуществляет психолого-педагогичесое сопровождение в ДОУ.
Тургруппы тесно общаются между собой, собираясь в конце недели для обсуждения педагогических вопросов по инновационной деятельности.
Качество работы педагогического коллектива в рамках инновационной деятельности оценивается по следующим критериям:
- рейтинг педагога (информирорванность, включенность, результативность, количество идей);
- степень удовлетворённости педагогов инновационной деятельностью;
- степень удовлетворённости родителей работой ДОУ;
- мониторинг детской иннициативности;
- целесообразность использования имеющихся ресурсов.
Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. И только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые обеспечат возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.


 
МБ ДОУ Павловский д/сад "Мозаика"
 
Методическое сопровождение инновационной деятельности педагогов

В настоящее время детский сад является сложным организмом, стремящимся к развитию, новым возможностям, создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей дошкольников, родителей, социума. Главная цель методического сопровождения инновационной деятельности - развитие педагога как творческой личности. Важно его переключение с репродуктивного типа деятельности на самостоятельный поиск методических решений, а как идеальный результат - превращение педагога в разработчика и автора инновационных методик.
Коллектив педагогов МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 7" разнообразен по уровню образования, стажу, квалификационной категории. Важно каждому специалисту помочь найти свое достойное место в развивающейся инновационной системе, помочь вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм. Сформировать собственные творческие способности воспитателю ДОУ в одиночку крайне сложно, поэтому возникла необходимость подготовки педагогов, способных грамотно осуществлять инновационную деятельность, создать ситуацию успеха каждому сотруднику, ориентируясь на индивидуальность и личностное самоопределение каждого педагога, в соответствии с его склонностями. Деятельность педагогов в инновационном режиме позволяет освоить новые педагогические технологии, приобрести новый опыт, но одновременно связана с преодолением многих трудностей и способна привести к кризису профессионального развития.
Для организации методического сопровождения педагогов разного уровня компетенций были созданы «Игроштаб» и «Школа игрового мастерства», пересмотрены формы работы педагогического совета, за молодыми специалистами закреплены наставники.
В состав «Игроштаба» входят педагоги , проявляющие творческий подход к работе, стремящиеся к улучшению качества образовательного процесса . В функции «Игроштаба» входит: изучение и анализ условий для успешного решения поставленных задач по реализации инновационного проекта «Детский сад - Игропарк», разработка проектных документов (основная образовательная программа, концепция реализации проекта, планирование и организация мероприятий ДОУ в соответствии с образовательной моделью). В состав «Школы игрового мастерства» входят педагоги ДОУ, имеющие стаж педагогической работы не менее 10 лет . Группа отвечает за успешную профессиональную адаптацию молодых педагогов. Основными задачами данного объединения педагогов являются: обеспечение теоретической, и методической поддержки молодых воспитателей, создание условий для повышения их профессиональной компетенции, роста педагогического мастерства и развития творческого потенциала, привлечение к активному участию в планировании, разработке и реализации инновационной деятельности. Опытные педагоги организуют для молодых воспитателей деловые игры, тренинги, мастер-классы, на которых демонстрируют инновационные игровые технологии. Небольшими творческими группами разрабатывают проекты к годовому тематическому плану. Обсуждение полученных результатов происходит за круглым столом, где решается возможность устранения проблем и организуется просмотр совместно созданных мероприятий с последующим анализом. Наставники организуют семинары-практикумы исследовательского характера с содержанием проблемного построения, требующие от педагогов творческого мышления, направленные на осмысление собственного педагогического опыта и творческую его переработку. Деятельность педагогов - наставников способствует формированию умений овладения способами самостоятельного познания и перехода в режим саморазвития.
Систематический анализ результатов инновационной деятельности позволяет своевременно регулировать и корректировать процесс управления образовательным процессом.
Как показала практика, модель методического сопровождения дает хорошие результаты. У педагогов повысилась профессиональная компетентность, выросла потребность в повышении квалификации, реализации общей концепции развития ДОУ, установлении тесного сотрудничества с родителями. Таким образом, использование в процессе повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ указанных и других активных форм методического сопровождения педагогов, обеспечивает практико-ориентированный характер взаимодействия, способствует включению в инновационную деятельность, формированию потребности в непрерывном профессиональном совершенствовании.

Заместитель заведующей по УМР Попова Л.И.
 
Методическое сопровождение инновационной деятельности по реализации модели
«Детский сад - детских инициатив»
«Начни с простого плана, и ты начнешь с нуля»
Дж.Паркинсон
Решение проблемы формирования высокой готовности к инновациям заключается не в навязчивом требовании инноваций от всех участников образовательного процесса, а в предоставлении возможности проявления готовности и стимулировании этого процесса.
В дошкольном учреждении развитию творческой атмосферы может способствовать активная, поставленная на научную основу деятельность методической службы. Именно она должна помочь воспитателям в стремлении овладеть новыми знаниями, в использовании нестандартных приемов в педагогической деятельности. В любом дошкольном образовательном учреждении должна сформироваться своя система работы с педагогическими кадрами, характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, а также профессиональной компетентности каждого сотрудника.
Поэтому, сегодня мы заинтересованы в упорядочивании инноваций и инновационных процессов, а это предполагает специально организованную инновационную деятельность и экспериментальную проверку выдвигаемых нами идей.
Актуальной является проблема методического сопровождения эффективного введения инноваций. Мы уверены в том, что невозможно добиться успеха без системного подхода.
Анализ сложившейся ситуации в деятельности нашего дошкольного учреждения, работающего в инновационном режиме, выявил ряд проблем: отсутствие системности и целостности внедряемых педагогических инноваций; недостаточность научно-методического обеспечения инновационных процессов, нормативно-правового обеспечения инновационной деятельности учреждения, которое способствовало бы расширению возможностей для творческого поиска, стимулировало инновационную деятельность педагогов; отсутствие мониторинга качества и эффективности их внедрения. Перечисленные проблемы не могут быть решены в одночасье.
Основной целью инновационной деятельности является достижение высокой эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми на уровне современных требований. Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами.
Поэтому, приступая к инновационной деятельности, администрацией была разработана система методического сопровождения инновационной деятельности.
Методы Аgile – это гибкость системы управления, создание комфортных условий для работы и разработка мотивирующих факторов, влияющих на результат. Кадровые решения принимаются с учетом мнения сотрудников, постоянно совершенствуются с учетом изменений новых реальностей. Вся рабочая обстановка направлена на вдохновение каждого участника производственного процесса, вовлечения его в работу. Agile -технологии – технологии позволяющие внедрять инновации. "Эджайл"-"гибкий". Набор подходов по "гибкому" управлению проектами, обеспечивающий естественное движение сразу после запуска проекта. (см. презентацию)
Совмещение классической модели управления и Аgile-модели для управления инновациями в детском саду привели к обновлению и модернизации педагогического процесса в ДОУ.
На сегодняшний день продолжается поиск новых форм методического сопровождения. Выбор направлений в развитии дошкольного учреждения во многом зависит не только от руководителя, но также от каждого члена педагогического коллектива и от работы методической службы. В процессе изменения дошкольного образовательного учреждения меняются люди: они приобретают новые знания, получают больше информации, решают новые задачи, совершенствуют навыки и умения, а также часто меняют рабочие привычки и ценности.
Страницы: 1
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества