МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №78"
г. Воронеж
Педагогический дизайн
как технология проектирования образовательного события.
В настоящее время существует достаточно много подходов к пониманию сути образовательного события, его структуры и вида.
Одним из современных подходов к проектированию образовательного события в нашем детском саду является педагогический дизайн – это технология, которую применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки материалов. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивание образовательного процесса с «открытой архитектурой» и создание настоящей развивающей предметно-пространственной среды.
Одним из современных подходов к проектированию образовательного события в нашем детском саду является педагогический дизайн – это технология, которую применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки материалов. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивание образовательного процесса с «открытой архитектурой» и создание настоящей развивающей предметно-пространственной среды.
В результате образовательный процесс становится ярче, интереснее, а главное – эффективнее, что очень важно для работы с современными детьми.
Технология педагогического дизайна базируется на нескольких ключевых идеях:
1. Детям должно стать очень нужно и очень важно познавать информацию, а педагогу понять наличные познавательные потребности детей и спроектировать цель образовательного события, высоко привлекательную и значимую именно для этой группы детей («цель с приправами»).
2. Степень активности детей должна быть максимально высока. Значит, способы «доставки» и «упаковки» материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ребенка, высокую степень его самостоятельности.
3. Познание должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», то есть, применение полученного навыка в новых условиях.
Для технологизации процесса проектирования образовательного события в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» разработан макет Конструктора образовательного события в виде скрипт-сценария.Скрипты – это программы или программные файлы, сценарии. В практике существует три способа написания скрипт.
Первый способ. Скрипт «от руки». Никаких затрат со стороны педагога, но и эффективность таких скриптов оставляет желать лучшего:
• здесь не предусмотрены различные сценарии деятельности воспитателя и детей, не прописана отработка возражений (а если прописать, это займет много места и затруднит использование скрипта);
• пользоваться таким скриптом может, пожалуй, только тот, кто его написал, его сложно тиражировать на новых педагогов;
• нет системного подхода к образовательной деятельности.
Этот способ может быть уместен, когда педагог делает разовую работу и, чтобы ничего не упустить, тезисно выписывает содержание своей деятельности.
Второй способ. Скрипт сценарии в офисных программах (Excel, Word и т.д.) - более продвинутый и системный подход к внедрению скриптов.
В этом случае можно прописать все возможные варианты образовательной деятельности, свою аргументацию и способы мотивации детей, принимать решение «здесь и сейчас» в одном файле, а потом с помощью создания гиперссылок автоматизировать скрипт. Педагогу будет удобно им пользоваться: нужна информация - нажал на ссылку в скрипте — на экране появился ответ.
Именно такой принцип создания скриптов используется в Конструкторе скриптов основной образовательной программы ДОО и скриптов образовательного события в нашем детском саду.
Плюсы этого подхода в том, что педагоги могут быстро находить нужную информацию и распечатывать ее по необходимости. У всех есть Excel или Word — а это значит, что можно один раз составить скрипт и использовать его всеми педагогами детского сада.
Третий способ. Специальные сервисы «Конструкторы скриптов».
В последнее время популярность набирают специальные сервисы, которые позволяют конструировать скрипты. Обычно это происходит через веб-интерфейс. Это, конечно же, удобно, но требует финансовых затрат.
Написание скриптов - это относительно простое дело, не нужно много знаний и навыков.
Алгоритм написания скрипт-сценария образовательного события.
Шаг 1. Это определение целевой аудитории: к какому возрасту детей нацелена образовательная деятельность. Воспитателю нужно знать, что интересно детям, чем их можно заинтересовать, понять, какие эмоции нужно вызывать и с помощью чего.
Шаг 2. В игровой деятельности педагог узнает, что воспитанникам известно по данной тематике, что интересно узнать.
Шаг 3. Определение цепочки действий педагога и воспитанников для достижения поставленной цели, что для этого нужно сделать.
Шаг 4. После того, как определена цепочка действий, педагог подбирает нужное предложение, т.е. продумывает предметно-пространственную среду и средства для достижения цели.
Шаг 5. Педагог апробирует, анализирует и при необходимости дополняет или изменяет скрипт-сценарий.
Это 5 основных шагов написания эффективного скрипт-сценария образовательного события.
Главное не следовать за шаблонами, а делать всё с нуля, индивидуально под себя, потому что готовые шаблоны изначально задают рамки, из-за которых можно упустить самое важное.
Технология педагогического дизайна базируется на нескольких ключевых идеях:
1. Детям должно стать очень нужно и очень важно познавать информацию, а педагогу понять наличные познавательные потребности детей и спроектировать цель образовательного события, высоко привлекательную и значимую именно для этой группы детей («цель с приправами»).
2. Степень активности детей должна быть максимально высока. Значит, способы «доставки» и «упаковки» материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ребенка, высокую степень его самостоятельности.
3. Познание должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», то есть, применение полученного навыка в новых условиях.
Для технологизации процесса проектирования образовательного события в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» разработан макет Конструктора образовательного события в виде скрипт-сценария.Скрипты – это программы или программные файлы, сценарии. В практике существует три способа написания скрипт.
Первый способ. Скрипт «от руки». Никаких затрат со стороны педагога, но и эффективность таких скриптов оставляет желать лучшего:
• здесь не предусмотрены различные сценарии деятельности воспитателя и детей, не прописана отработка возражений (а если прописать, это займет много места и затруднит использование скрипта);
• пользоваться таким скриптом может, пожалуй, только тот, кто его написал, его сложно тиражировать на новых педагогов;
• нет системного подхода к образовательной деятельности.
Этот способ может быть уместен, когда педагог делает разовую работу и, чтобы ничего не упустить, тезисно выписывает содержание своей деятельности.
Второй способ. Скрипт сценарии в офисных программах (Excel, Word и т.д.) - более продвинутый и системный подход к внедрению скриптов.
В этом случае можно прописать все возможные варианты образовательной деятельности, свою аргументацию и способы мотивации детей, принимать решение «здесь и сейчас» в одном файле, а потом с помощью создания гиперссылок автоматизировать скрипт. Педагогу будет удобно им пользоваться: нужна информация - нажал на ссылку в скрипте — на экране появился ответ.
Именно такой принцип создания скриптов используется в Конструкторе скриптов основной образовательной программы ДОО и скриптов образовательного события в нашем детском саду.
Плюсы этого подхода в том, что педагоги могут быстро находить нужную информацию и распечатывать ее по необходимости. У всех есть Excel или Word — а это значит, что можно один раз составить скрипт и использовать его всеми педагогами детского сада.
Третий способ. Специальные сервисы «Конструкторы скриптов».
В последнее время популярность набирают специальные сервисы, которые позволяют конструировать скрипты. Обычно это происходит через веб-интерфейс. Это, конечно же, удобно, но требует финансовых затрат.
Написание скриптов - это относительно простое дело, не нужно много знаний и навыков.
Алгоритм написания скрипт-сценария образовательного события.
Шаг 1. Это определение целевой аудитории: к какому возрасту детей нацелена образовательная деятельность. Воспитателю нужно знать, что интересно детям, чем их можно заинтересовать, понять, какие эмоции нужно вызывать и с помощью чего.
Шаг 2. В игровой деятельности педагог узнает, что воспитанникам известно по данной тематике, что интересно узнать.
Шаг 3. Определение цепочки действий педагога и воспитанников для достижения поставленной цели, что для этого нужно сделать.
Шаг 4. После того, как определена цепочка действий, педагог подбирает нужное предложение, т.е. продумывает предметно-пространственную среду и средства для достижения цели.
Шаг 5. Педагог апробирует, анализирует и при необходимости дополняет или изменяет скрипт-сценарий.
Это 5 основных шагов написания эффективного скрипт-сценария образовательного события.
Главное не следовать за шаблонами, а делать всё с нуля, индивидуально под себя, потому что готовые шаблоны изначально задают рамки, из-за которых можно упустить самое важное.