Мы презентовали свою модель, как детский сад ИГРОПАРК. Нами были созданы благоприятные условия для формирования и развития игровой деятельности, но решая задачи индивидуализации, и решив их в среде, содержательных и организационных моментах мы поняли, что наш моно проект «ДЕТСКИЙ САД ИГРОПАРК» вырос в комплексный, объединивший 2 модели «ДЕТСКИЙ САД ИГРОПАРК», «САД ДЕТСКИХ ИНИЦИАТИВ».
Второе, о чём хотелось бы заявить, что в течение этого времени мы создавали единое образовательное пространство внутри помещений, групповых ячеек и на территории детского сада. И пытались не просто оснастить его, но что самое главное включить в модель и максимально его использовать.
Позвольте вам напомнить, что наша модель ИГРОГРАД имеет трёхуровневую структуру.
Первым нашим шагом было создание функциональных пространств на территории, которые решали бы задачи индивидуализации. Чтобы заработала модель нужно, чтобы заработала среда. Нами были найдены такие образовательные решения среды, чтобы она заговорила с ребёнком на понятном ему языке.
Что такое индивидуализация? Как ее увидеть? Даже в шкалах ECERS она не выделена отдельной шкалой. Индивидуализация – это кровеносная система в организме нашего детского сада. Каждый ребёнок движется как капелька крови по своим кровеносным сосудам. Как запустить систему кровоснабжения? Когда мы задали себе этот вопрос, мы поняли, что ответить на него можно только системно. Так родилась система наших образовательных решений, которая позволила индивидуализировать образовательный процесс.
Итак, образовательные решения (мы их рассмотрим на примере внешнего уровня, то есть нашей территории):
1. организация образовательной деятельности вынесена на территорию детского сада в тёплый период года (весь образовательный процесс вынесен на территорию, то есть все педагоги – педагог-психолог, педагоги дополнительного образования по изодеятельности, речевому развитию, хореографии, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учитель-логопед - выходят на территорию с 9 часов до обеда с апреля до середины октября. Как сказала Ольга Александровна Шиян – «Есть тенденция в Российских садах, что летний период выпадает из образовательного процесса». У нас он не прекращается.)
2. образовательная деятельность регламентируется нелинейным расписанием, позволяющим ребёнку осуществить свой выбор в любое удобное для него время
3. свобода выбора педагогами территориального пространства (уход от способа «гнездования», организация игровых и образовательных локаций, трансформируемость пространства – в МБДОУ нет закрепленных участков за конкретной группой, мы ушли от способа гнездования, каждый педагог дополнительного образования и воспитатель выбирает ту или те веранды или уголок территории, которые ему необходимы именно сегодня и сейчас для реализации образовательного события.)
4. создание условий для развития свободной игровой деятельности (ИГРОСКЛАД - у ребёнка расширяется выбор оборудования и игрушек для развития своего игрового замысла, и ребёнок может прийти туда в любое время самостоятельно)
5. отработан механизм обеспечения ежедневного насыщения образовательного пространства игровым и дидактическим оборудованием из любых помещений ДОУ (работа «транспортного цеха» - к выносу оборудования и игрушек привлечены не только все педагоги, но и вспомогательный персонал до начала образовательной деятельности на территорию.)
6. предоставление ребёнку свободы осознанного выбора вида деятельности (накануне ребёнок на детском совете получает информацию о деятельности образовательных локаций и делает три выбора из предлагаемых и фиксирует их на экране активности)
7. при свободном перемещении ребёнка по всей территории принадлежность к возрастной группе определяется цветовым маркером (каждая группа имеет свой определенный цвет галстука)
8. реализация индивидуального выбора ребёнка в игровых локациях организована по возрастным параллелям, что расширяет предоставленный выбор (на три параллельные группы, например, подготовительные к школе - общая игровая локация, и все три воспитателя готовят интересные мероприятия, что расширяет выбор каждого ребёнка. И он может перемещаться по локации свободно, соответственно сделанного выбора.)
9. реализация индивидуального выбора ребёнка в образовательных локациях (это и есть реализация того самого выбора, который ребёнок сделал и отметил на экране активности.)
10. оценка ребёнком реализации собственного индивидуального выбора (на экране активности дети отмечают не только, что они предполагали сделать, но и то, что у них получилось. Для этого каждая клеточка делится по диагонали: вверху – хочу, внизу – сделал.)
11. анализ педагогами реализации индивидуального выбора каждого ребёнка с целью выявления детских интересов и предпочтений при формировании индивидуальной образовательной траектории (лист наблюдений позволяет нам выявить детские предпочтения и интересы, которые анализируются воспитателями и психологом, что является предметом обсуждения с родителями, что также позволяет выявить отклонения в сторону одного и того же выбора)
12. анализ данных педагогических наблюдений с целью отслеживания динамики развития каждого ребёнка (цели педагогических наблюдений бывают разные. Система наблюдений помогает сложить целостную картину развития ребёнка и определить зону его ближайшего развития и интересов и эффективно используется в работе с родителями)
Мы представили Вам некие педагогические решения, которые в совокупности позволяют нам успешно реализовывать нашу инновационную модель и достигать эффектов и результатов.
Реализуя нашу модель, находя образовательные решения, давайте посмотрим, какие эффекты мы получили с точки зрения индивидуализации процесса:
· система распределения детских игровых интересов (ребёнок не пойдёт туда, где ему не интересно, и никто его туда не поведёт);
· разумное распределение педагогического персонала (наша вертушка только на первый взгляд хаотична, но каждый педагог занимает в ней своё индивидуальное место с точки зрения реализации общего образовательного события и так же, как и наши дети следует своим индивидуальным маршрутом);
· дети начинают самоорганизовываться – действовать самостоятельно: принимать решения, делать выбор (причём каждый свою образовательную траекторию проходит в своём, удобном для него темпе и несёт ответственность за свой выбор);
· архитектурные и средовые решения позволяют решать и методические, и организационные, и образовательные задачи;
· дети перемещаются свободно в игровых и образовательных локациях, не нарушая жизни своих друзей;
· система выбора для педагога подкрепляет систему выбора для ребёнка;
· выбор постоянно расширяется;
· педагоги стали работать более творчески (в нашей модели схалтурить нельзя, иначе образовательная траектория ребёнка не попадает в поле выбора нетворческого педагога).
Мы рассмотрели образовательные решения и достигнутые эффекты при реализации модели в тёплый период года на территории. Перейдя с наступлением холодного периода года во второй уровень модели – помещения и рекреации детского сада, создавая единое образовательное пространство, мы с гордостью констатировали, что мы сохранили все образовательные решения (детский совет, экраны активности, листы наблюдения, игровые и образовательные локации, игросклад, «вертушка») и достигли тех же эффектов, хотя модель реализуется в другой среде. Эта среда не вновь созданная. Это модернизированные до того существовавшие средовые решения, плюс созданный в творческих поисках, наш ИГРОЦЕНТР.
В третьем уровне нашей модели мы максимально постарались создать условия для индивидуализации и активно включить групповые помещения в единое образовательное пространство ДОО. Развивающая среда групповых помещений представляет собой совокупность трансформируемых центров активности, где ребёнок осуществляет свой индивидуальный выбор, движется по своей траектории, в своем ритме, по установленным в группе правилам, не нарушая жизни своих друзей. Если, презентуя реализацию модели на территории, в помещениях и рекреациях, мы говорили о единых образовательных решениях и достигнутых эффектах, то здесь целесообразно говорить ещё и об особенностях. Начнём с того, что ребёнок не фиксирует свой выбор на экране активности. В групповой нет специально выделенного места для ИГРОСКЛАДА. Вся группа является ИГРОСКЛАДОМ.
При создании центров активности мы старались максимально учитывать индивидуальные интересы и потребности детей (центр крупной моторики, центр мелкой моторики, зона отдыха и комфорта, центр спокойной игры, центр художественно-эстетического развития, центр двигательной активности, центр детской художественной литературы, центр развивающих игр, центр познавательной активности, центр двигательной активности …).
И чем шире спектр организованных центров, тем выше возможность для ребёнка удовлетворить свой индивидуальный замысел (я рад, что могу здесь и сейчас делать именно это – это внутригрупповая «вертушка»). Выбор у ребёнка расширяется за счёт модернизации внутригрупповых помещений (спальни, приёмные, умывальные комнаты). Огромный интерес с этой точки зрения представляют спальные комнаты.
Зона нашего ближайшего интереса – это создание вертикального зонирования, которое позволит ребёнку самостоятельно менять архитектуру группы. Интересными представляются нам световые решения. (Например, зажженный фонарик в зоне уединения оповещает других детей, что уголок занят, входить и мешать ребятам нельзя; или же ребёнок сам «активирует» интересующий его центр, зажигая фонарик.) Индивидуальный маршрут расширяется за счёт взаимопосещений (межгрупповые «вертушки», «забавные часы»), где ребёнку так же предоставляется право выбора занятий по интересам.
И главное, что результатом реализации нашей модели стало создание единого образовательного пространства, не как среды, а как созданных условий для решения образовательных задач в любой точке детского сада. Все три уровня не имеют чётких границ, их можно обозначить пунктиром, так как они плавно перетекают один в другой, вне зависимости от времени года, погодных условий и т.д. Гордимся мы так же и тем, что, реализуя нашу модель, пробуя и ошибаясь, мы поняли, что наш проект стал комплексным, объединив в себя две модели «Детский сад -ИГРОПАРК», «Сад ДЕТСКИХ ИНИЦИАТИВ».