Дошкольное образование
Гость
Страницы: 1
Ответить
Стратегии обеспечения индивидуализации образования: актуальные решения и перспективы
 
Коллеги! Предлагаем активным участникам семинара размещать ответы на вопросы, а педагогам и руководителям инновационных площадок, посетившим мероприятие, обменяться впечатлениями о семинаре и представленном на нем опыте. Вместе мы сильнее и эффективнее!
 
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»

Обеспечение индивидуализации образования посредством организации «Коворкинг-центров»

Индивидуализация образования – педагогическая концепция позволяющая учитывать собственный вклад каждого ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. В основе данной концепции понимание того, что не существует двух детей, которые могли бы учиться (обучаться), развиваться совершенно одинаково (Т. М. Ковалева д. п. н., профессор кафедры педагогики Московского педагогического государственного университета). Ситуация, когда в группе каждый ребенок занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется умение создавать развивающую предметно-пространственную среду (далее - РППС), стимулирующую активность детей.
Изучая вопрос организации РППС и её влияния на развитие умственных, психических и личностных качеств дошкольников, мы пришли к выводу, что предметно-развивающая среда дошкольной образовательной организации должна способствовать своевременному и качественному развитию не только всех психических процессов, но и физическому развитию ребенка. Развивающая среда должна быть мобильной и динамичной. В её организации педагогу необходимо учитывать зону ближайшего развития, возрастные и индивидуальные особенности ребенка, его потребности, стремления и способности.
Основой для ежедневного стимулирования инициативы и активности детей служат создаваемые взрослыми модели (преднамеренно выложенные, расставленные, скомпонованные) пособия, предметы, игрушки. Содержательный компонент предметно-развивающей среды изменяется в процессе и в следствие реализации темы образовательного события.
Одним из примеров создания индивидуализированной развивающей предметно-пространственной среды является организация творческих «Коворкинг-центров» в группе. Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. В образовательной организации коворкинг – это зона обучения в сотрудничестве, зона взаимодействия и развития способностей дошкольников.
Творческий «Коворкинг - центр» предполагает оснащение пространства разнообразными формами активности, т.е. разделение на несколько зон. В нашем «Коворкинг- центре» выделены следующие зоны:
1. Творческая мастерская. Эта зона наполнена различными материалами для изодеятельности, лепки, аппликации.
2. Творческое экспериментирование. Обязательные элементы этой зоны вода и песок. Также здесь располагаются коллекции различных природных материалов, детское лабораторное оборудование, дидактические мнемотаблицы и др.
3. Творческая театрализация. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, а также масками и куклами.
Оборудование зон «Коворкинг-центра» является не статичным, оно взаимодополняемо, трансформируемо, динамично. Важно, что в центре нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Деятельность в центре стимулирует развитие познавательной инициативы, исследовательской активности, помогает выявить личные интересы и увлечения ребенка, способствует социализации ребенка.


 
Стратегии обеспечения индивидуализации образования: актуальные решения и перспективы
МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида №1»
Индивидуализация дошкольного образования: приоритетные педагогические стратегии.
Обеспечивая индивидуализацию дошкольного образования, вырабатывая приоритетные педагогические стратегии при организации образовательной деятельности, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его потенциальные возможности в проявлении инициативы и активности, в самореализации при выборе определенного вида деятельности, в проживании своего детства «здесь и сейчас». Необходимо ориентироваться не только на «актуальный уровень развития» психических процессов, но и учитывать «зону ближайшего развития». Для этого педагог, вместе с воспитанником выстраивает образовательный маршрут, сообразный дошкольному детству, в атмосфере безотносительного принятия каждого ребенка как личности, формируя и поддерживая его в стремлении быть субъектом образовательного процесса, осознавая свой выбор и результаты своей деятельности.
В рамках реализации инновационной модели «Сад детских инициатив» были приняты актуальные решения и определены перспективы, обеспечивающие создание единого образовательного пространства в ДОУ, с использованием инновационной технологии «Гид образования», и технологии интеллектуального картирования. Данные педагогические стратегии касаются не только вопросов взаимодействия с детьми, но и планирования образовательной деятельности педагогами. «Образовательные события» разбиты на блоки, реализуемые в «образовательных кругах», внутри которых особым образом организованная «образовательная среда», предусматривает два уровня образовательной деятельности – гостевой и самоопределения, дающих возможность каждому ребенку с помощью взрослых, выстроить индивидуальный образовательный маршрут, интегрируя и реализуя любой вид деятельности, зафиксировав его в «интеллект-картах».
Данная педагогическая стратегия видится перспективной как обеспечивающая индивидуализацию дошкольного образования, создающая условия для свободного выбора деятельности, принятия самостоятельных решений, выражения своих чувств и мыслей, поддержку детской инициативы, самостоятельности и активности при освоении образовательной программы ДОУ.
 
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №5
Лискинский муниципальный район

Реализация принципа индивидуализации в инклюзивном детском саду
Стратегическим моментом, указывающим на пути и ориентиры индивидуализации являются качественные изменения содержания дошкольного образования в сторону принципа- ребенку должна быть предоставлена свобода мышления, он должен удовлетворять собственные запросы в процессе собственной деятельности, а педагог должен удовлетворять запросы ребенка.
Чтобы удовлетворять запросы ребенка, педагог должен знать его предпочтения, интересы, возможности, способности. Поэтому переход с позиции, каким «ребенок должен быть» к позиции выявления потенциальных и позитивных возможностей ребенка, позволил нам определить объекты индивидуализации: особенности личностного развития, природные особенности, особые возможности здоровья и личностные характеристики. Понимание сильных и слабых сторон развития ребенка приблизило нас к проектированию формата индивидуализации образования. Здесь на первый план выходит «тьюторство» ( помощь, поддержка педагога, направление на личностное становление и самореализацию каждого ребенка, развитие самостоятельности и уверенности в разных ситуациях). Важным в этом подходе выступает то, что педагог опирается на внутренний потенциал ребенка, на его право самостоятельно действовать. Педагог равноправный партнер. Он организует «стартовое» образовательное пространство в Центрах активности, оказывает помощь и поддержку в случае затруднений, вовлекает членов семей, социальное окружение. Материалов в Центрах активности избыточно – достаточно, их столько и такого вида, что каждый ребенок находит себе занятие по интересам. Подготовленная среда дает возможность ребенку шаг за шагом освобождаться от опеки взрослого, становиться независимым. Дети с особыми образовательными потребностями обходят вместе с педагогом все Центры и если ребенка заинтересовал какой - то конкретный материал, то воспитатель выступает в роли активного помощника, соучастника до тех пор, пока ребенок в этом нуждается. Здесь важно, чтобы педагог владел техникой содействия, взаимодействия и поддержки. С течением времени к педагогу подключаются дети- волонтеры. Такой способ взаимодействия ориентирует каждого ребенка на успех, на продвижение вперед. Но центры активности не могут вместить большой объем материалов, поэтому мы предусмотрели «игровые платформы» по художественной, двигательной, познавательной, познавательно- исследовательской, конструктивно- модельной деятельности. Два раза в неделю работает «Клубный час», дети самостоятельно двигаются по «игровым платформам».
Таким образом, индивидуализация образования нами рассматривается как самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которого он самостоятельно узнает, уточняет, воспринимает информацию и как индивидуальная траектория развития каждого ребенка
 
МБДОУ БГО Центр развития ребенка - -детский сад № 11

Стратегии обеспечения индивидуализации образовательного процесса.

Индивидуализация – обучение, при организации которого учитывается вклад каждого ребенка в процесс обучения. Индивидуализация основывается на предпосылке, что не может быть двух детей, которые учатся и развиваются совершенно одинаково – каждый ребенок приобретает и проявляет собственные знания, отношение, навыки, личностные особенности и т.д. В противовес восприятию ребенка как «пустой корзины», которую воспитатель «наполняет» информацией, индивидуализация рассматривает ребенка и воспитателя так, как будто бы они вместе закладывают основы личности.

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания. Внимания педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в учебном процессе. Все дети, в том числе и типично развивающиеся, обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка; а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия. Внимательно наблюдая за детьми и выявляя их интересы и сильные стороны, взрослые помогают детям решать их проблемы такими путями, которые бы соответствовали их индивидуальному стилю обучения.

При реализации нашей образовательной модели индивидуализированное обучение происходит одновременно на нескольких уровнях. В самом широком смысле индивидуализация распространяется на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей и увлечения взрослых, особенности межличностного общения и другие характеристики) в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.
Открытое образовательное пространство детского сада и организация образовательного процесса создает условия для реализации и инициативы и свободного выбора детей. Делая свой собственный выбор (содержания, партнерства, материалов, места и способа работы), каждый ребенок действует по своему усмотрению или по согласованию с другими членами микрогруппы, в своем темпе, получая свои результаты (в том числе приобретая новые знания, умения). Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом – это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того, чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от педагоги детского сада создают развивающую среду, стимулирующую активность детей, время для игр и самостоятельных занятий, охраняемое взрослыми и готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны. Так же индивидуализация образования происходит на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Например, в ситуации, когда несколько детей группы проявляют большой интерес и способности к музыке или рисованию. Индивидуализация обучения необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития. В данной ситуации в ходе психолого-педагогического сопровождения воспитанников с учетом рекомендаций ПМПК разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты к реализации которых привлекаются необходимые специалисты.

На наш взгляд, одним из важнейших методов планирования индивидуализации обучения является применение педагогом цикла обучения по принципу реагирования. Этот цикл включает в себя наблюдение за детьми, анализ результатов этих наблюдений, создание условий, которые помогают детям реализовывать их собственные цели, а также наблюдение за влиянием этих условий на достижении поставленных детьми целей. Если цели были достигнуты, тогда вновь организуется процесс планирования (выбор темы, определение целей и т.д.) Если цели не были достигнуты – пересматриваются условия. Иногда этот цикл происходит неформально и быстро; иногда он происходит с большими усилиями и долго.

Работа в небольших группах является еще одним методом индивидуализации образования. Любая самостоятельно выбираемая детьми или организованная взрослыми деятельность может выполняться в небольших подгруппах. Подгруппы из четырех-пяти детей и одного взрослого являются наиболее эффективными для занятий, связанных, например, с поисково-практическими исследовательскими действиями или другими видами действий, требующими повышенной включенности. Этот вид деятельности может быть повторен несколько раз так, чтобы все желающие могли иметь возможность поучаствовать в нем. Это позволяет взрослым помочь и нуждающимся в помощи детям, и стимулировать более способных детей к самостоятельным действиям.
 
Мы презентовали свою модель, как детский сад ИГРОПАРК. Нами были созданы благоприятные условия для формирования и развития игровой деятельности, но решая задачи индивидуализации, и решив их в среде, содержательных и организационных моментах мы поняли, что наш моно проект «ДЕТСКИЙ САД ИГРОПАРК» вырос в комплексный, объединивший 2 модели «ДЕТСКИЙ САД ИГРОПАРК», «САД ДЕТСКИХ ИНИЦИАТИВ».
Второе, о чём хотелось бы заявить, что в течение этого времени мы создавали единое образовательное пространство внутри помещений, групповых ячеек и на территории детского сада. И пытались не просто оснастить его, но что самое главное включить в модель и максимально его использовать.
Позвольте вам напомнить, что наша модель ИГРОГРАД имеет трёхуровневую структуру.
Первым нашим шагом было создание функциональных пространств на территории, которые решали бы задачи индивидуализации. Чтобы заработала модель нужно, чтобы заработала среда. Нами были найдены такие образовательные решения среды, чтобы она заговорила с ребёнком на понятном ему языке.
Что такое индивидуализация? Как ее увидеть? Даже в шкалах ECERS она не выделена отдельной шкалой. Индивидуализация – это кровеносная система в организме нашего детского сада. Каждый ребёнок движется как капелька крови по своим кровеносным сосудам. Как запустить систему кровоснабжения? Когда мы задали себе этот вопрос, мы поняли, что ответить на него можно только системно. Так родилась система наших образовательных решений, которая позволила индивидуализировать образовательный процесс.
Итак, образовательные решения (мы их рассмотрим на примере внешнего уровня, то есть нашей территории):
1. организация образовательной деятельности вынесена на территорию детского сада в тёплый период года (весь образовательный процесс вынесен на территорию, то есть все педагоги – педагог-психолог, педагоги дополнительного образования по изодеятельности, речевому развитию, хореографии, музыкальные руководители, инструкторы по физической культуре, учитель-логопед - выходят на территорию с 9 часов до обеда с апреля до середины октября. Как сказала Ольга Александровна Шиян – «Есть тенденция в Российских садах, что летний период выпадает из образовательного процесса». У нас он не прекращается.)
2. образовательная деятельность регламентируется нелинейным расписанием, позволяющим ребёнку осуществить свой выбор в любое удобное для него время
3. свобода выбора педагогами территориального пространства (уход от способа «гнездования», организация игровых и образовательных локаций, трансформируемость пространства – в МБДОУ нет закрепленных участков за конкретной группой, мы ушли от способа гнездования, каждый педагог дополнительного образования и воспитатель выбирает ту или те веранды или уголок территории, которые ему необходимы именно сегодня и сейчас для реализации образовательного события.)
4. создание условий для развития свободной игровой деятельности (ИГРОСКЛАД - у ребёнка расширяется выбор оборудования и игрушек для развития своего игрового замысла, и ребёнок может прийти туда в любое время самостоятельно)
5. отработан механизм обеспечения ежедневного насыщения образовательного пространства игровым и дидактическим оборудованием из любых помещений ДОУ (работа «транспортного цеха» - к выносу оборудования и игрушек привлечены не только все педагоги, но и вспомогательный персонал до начала образовательной деятельности на территорию.)
6. предоставление ребёнку свободы осознанного выбора вида деятельности (накануне ребёнок на детском совете получает информацию о деятельности образовательных локаций и делает три выбора из предлагаемых и фиксирует их на экране активности)
7. при свободном перемещении ребёнка по всей территории принадлежность к возрастной группе определяется цветовым маркером (каждая группа имеет свой определенный цвет галстука)
8. реализация индивидуального выбора ребёнка в игровых локациях организована по возрастным параллелям, что расширяет предоставленный выбор (на три параллельные группы, например, подготовительные к школе - общая игровая локация, и все три воспитателя готовят интересные мероприятия, что расширяет выбор каждого ребёнка. И он может перемещаться по локации свободно, соответственно сделанного выбора.)
9. реализация индивидуального выбора ребёнка в образовательных локациях (это и есть реализация того самого выбора, который ребёнок сделал и отметил на экране активности.)
10. оценка ребёнком реализации собственного индивидуального выбора (на экране активности дети отмечают не только, что они предполагали сделать, но и то, что у них получилось. Для этого каждая клеточка делится по диагонали: вверху – хочу, внизу – сделал.)
11. анализ педагогами реализации индивидуального выбора каждого ребёнка с целью выявления детских интересов и предпочтений при формировании индивидуальной образовательной траектории (лист наблюдений позволяет нам выявить детские предпочтения и интересы, которые анализируются воспитателями и психологом, что является предметом обсуждения с родителями, что также позволяет выявить отклонения в сторону одного и того же выбора)
12. анализ данных педагогических наблюдений с целью отслеживания динамики развития каждого ребёнка (цели педагогических наблюдений бывают разные. Система наблюдений помогает сложить целостную картину развития ребёнка и определить зону его ближайшего развития и интересов и эффективно используется в работе с родителями)
Мы представили Вам некие педагогические решения, которые в совокупности позволяют нам успешно реализовывать нашу инновационную модель и достигать эффектов и результатов.
Реализуя нашу модель, находя образовательные решения, давайте посмотрим, какие эффекты мы получили с точки зрения индивидуализации процесса:
· система распределения детских игровых интересов (ребёнок не пойдёт туда, где ему не интересно, и никто его туда не поведёт);
· разумное распределение педагогического персонала (наша вертушка только на первый взгляд хаотична, но каждый педагог занимает в ней своё индивидуальное место с точки зрения реализации общего образовательного события и так же, как и наши дети следует своим индивидуальным маршрутом);
· дети начинают самоорганизовываться – действовать самостоятельно: принимать решения, делать выбор (причём каждый свою образовательную траекторию проходит в своём, удобном для него темпе и несёт ответственность за свой выбор);
· архитектурные и средовые решения позволяют решать и методические, и организационные, и образовательные задачи;
· дети перемещаются свободно в игровых и образовательных локациях, не нарушая жизни своих друзей;
· система выбора для педагога подкрепляет систему выбора для ребёнка;
· выбор постоянно расширяется;
· педагоги стали работать более творчески (в нашей модели схалтурить нельзя, иначе образовательная траектория ребёнка не попадает в поле выбора нетворческого педагога).
Мы рассмотрели образовательные решения и достигнутые эффекты при реализации модели в тёплый период года на территории. Перейдя с наступлением холодного периода года во второй уровень модели – помещения и рекреации детского сада, создавая единое образовательное пространство, мы с гордостью констатировали, что мы сохранили все образовательные решения (детский совет, экраны активности, листы наблюдения, игровые и образовательные локации, игросклад, «вертушка») и достигли тех же эффектов, хотя модель реализуется в другой среде. Эта среда не вновь созданная. Это модернизированные до того существовавшие средовые решения, плюс созданный в творческих поисках, наш ИГРОЦЕНТР.
В третьем уровне нашей модели мы максимально постарались создать условия для индивидуализации и активно включить групповые помещения в единое образовательное пространство ДОО. Развивающая среда групповых помещений представляет собой совокупность трансформируемых центров активности, где ребёнок осуществляет свой индивидуальный выбор, движется по своей траектории, в своем ритме, по установленным в группе правилам, не нарушая жизни своих друзей. Если, презентуя реализацию модели на территории, в помещениях и рекреациях, мы говорили о единых образовательных решениях и достигнутых эффектах, то здесь целесообразно говорить ещё и об особенностях. Начнём с того, что ребёнок не фиксирует свой выбор на экране активности. В групповой нет специально выделенного места для ИГРОСКЛАДА. Вся группа является ИГРОСКЛАДОМ.
При создании центров активности мы старались максимально учитывать индивидуальные интересы и потребности детей (центр крупной моторики, центр мелкой моторики, зона отдыха и комфорта, центр спокойной игры, центр художественно-эстетического развития, центр двигательной активности, центр детской художественной литературы, центр развивающих игр, центр познавательной активности, центр двигательной активности …).
И чем шире спектр организованных центров, тем выше возможность для ребёнка удовлетворить свой индивидуальный замысел (я рад, что могу здесь и сейчас делать именно это – это внутригрупповая «вертушка»). Выбор у ребёнка расширяется за счёт модернизации внутригрупповых помещений (спальни, приёмные, умывальные комнаты). Огромный интерес с этой точки зрения представляют спальные комнаты.
Зона нашего ближайшего интереса – это создание вертикального зонирования, которое позволит ребёнку самостоятельно менять архитектуру группы. Интересными представляются нам световые решения. (Например, зажженный фонарик в зоне уединения оповещает других детей, что уголок занят, входить и мешать ребятам нельзя; или же ребёнок сам «активирует» интересующий его центр, зажигая фонарик.) Индивидуальный маршрут расширяется за счёт взаимопосещений (межгрупповые «вертушки», «забавные часы»), где ребёнку так же предоставляется право выбора занятий по интересам.
И главное, что результатом реализации нашей модели стало создание единого образовательного пространства, не как среды, а как созданных условий для решения образовательных задач в любой точке детского сада. Все три уровня не имеют чётких границ, их можно обозначить пунктиром, так как они плавно перетекают один в другой, вне зависимости от времени года, погодных условий и т.д. Гордимся мы так же и тем, что, реализуя нашу модель, пробуя и ошибаясь, мы поняли, что наш проект стал комплексным, объединив в себя две модели «Детский сад -ИГРОПАРК», «Сад ДЕТСКИХ ИНИЦИАТИВ».

 
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 141»
Стратегии обеспечения индивидуализации образования: актуальные решения и перспективы в рамках реализации инновационной модели «Сад детских инициатив»
Ребенок – это солнце, вокруг которого вращается весь педагогический процесс, его сила должна быть выявлена, интересы удовлетворены, способности развиты (Сергеева Т.В.)
С целью создания образовательных моделей, обеспечивающих современное качество дошкольного образования, являясь образовательной организацией, реализующей программу дошкольного образования с инновационными образовательными составляющими в нашем детском саду апробируется комплексный инновационный проект «Детский сад – сад детских инициатив», основанный на том, что приоритетным механизмом реализации образовательной программы нашего учреждения является деятельностный подход, обеспечивающий поддержку детской самостоятельности, творчества и инициативы. Наша особенность - студийная деятельность, позволяющая развивать самостоятельность, творчество и инициативу детей, что отвечает требованиям федерального государственного образовательного стандарта.
На увлекательных занятиях малыши учатся создавать мультфильмы и участвуют в создании газеты детского сада, знакомятся с разнообразными техниками рисования и ставят мини – спектакли, контактируют с мини-роботами и создают механизмы при помощи конструктора LEGO, знакомятся с историей малой Родины и осваивают приемы единоборства, и многое-многое другое.
Изучая проблему индивидуализации детей дошкольного возраста, мы поставили перед собой определенные задачи.
И, прежде всего, как результат своей деятельности, нам хочется увидеть умение детей дошкольного возраста применять самостоятельно усвоенные знания по программе ДОУ.
Индивидуализация не сводится к фрагментам индивидуальной работы, а является особой стратегией организации жизнедеятельности ребенка.
Индивидуализация обучения. Ребенок не является «прямым наследником» (т.е. продолжателем чьей-то деятельности, преемником образцов, которые нужно сохранять и целостно воспроизводить), он является творцом, то есть тем, кто может сам что-то создать. Освобождаясь от подражания, творец не свободен от познания, созидания, самовыражения, самодеятельности. Соответственно индивидуализация обучения связана не столько с обеспечением усвоения, сколько с организацией познания, исследования, пробой, проверкой, выбором.
Индивидуализация образования детей дошкольного возраста рассматривается в нескольких направлениях:
• Как индивидуальной программы развития, присущей каждому ребенку как человеческому существу, осуществляющему собственную жизнедеятельность в поколенной структуре человечества, т.е. в своё время, в своём пространстве; - уровень группы;
• Как самостоятельный вид деятельности ребенка, в ходе которой он по личному желанию избирательно обращается к различным источникам информации; конвертирует (узнает, уточняет, интерпретирует) воспринятую информацию; использует полученные знания при решении разнообразных жизненных ситуаций; в определенной мере (на доступном для него и вместе с тем уникальнотворческом уровне) открывает новые для себя знания и способы хранения информации - уровень подгруппы (студии)
• Как синтез организуемого и самоорганизуемого обучения, в ходе которого информация, полученная ребенком из различных источников, приобретает статус субъектного (персонального) знания - уровень «Я»
 
Новохоперский центр развития ребенка "Пристань детства"
"Нелинейное расписание как инновационная форма организации образовательного процесса в дошкольной организации"
Чашкина Елена Анатольевна, зам. директора по ВМР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Новохоперского муниципального района Воронежской области «Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства» был открыт в 2016 году. В результате участия в региональном конкурсе «Детский сад- Лидер образования Воронежской области» нашей образовательной организации присвоен статус региональной инновационной площадки в рамках проекта «Сад детских инициатив». С 2017 года дошкольной организации присвоен статус «Инновационная площадка федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования» по апробации парциальной модульной программы « STEM- образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». 2019 год дал учреждению новые возможности развития. Центр стал организацией- партнером по взаимодействию реализации образовательных программ в сетевой форме в рамках регионального инновационного проекта «Создание сети образовательных организаций, реализующих инновационные программы среднего профессионального образования, для отработки новых технологий и модернизации содержания образования». На нас возложена огромная ответственность. Высокое качество предоставляемых услуг требует от педагогов высокопрофессиональной работы, владения современными технологиями, компетенциями для обеспечения соответствующего сопровождения.
Сегодня образование России стоит перед очевидной необходимостью пересмотра своих целевых установок. А именно, в ходе образовательного процесса современный человек должен не столько накапливать багаж знаний и умений, сколько приобретать способность самостоятельно и совместно с другими людьми ставить осмысленные цели, выстраивать ситуации самообразования, искать и продуцировать средства и способы разрешения проблем, т.е. становиться на деле самостоятельным, инициативным и креативным.
Педагогами нашей организации разработана инновационная модель образовательного процесса «Сад детских инициатив», в основе которой лежит студийное образование. Мы ушли от жесткой временной регламентации в организации образовательного процесса дошкольников в центре. С переходом на новые образовательные стандарты на смену обычному и привычному для нас расписанию приходит расписание нелинейное, в котором предусмотрено чередование различных видов деятельности детей.
Под нелинейным расписанием понимается нетрадиционное расписание, которое предусматривает реализацию различных видов и форм образовательной деятельности в разновозрастных группах переменного состава и изменяющегося режима образовательного процесса. Это расписание позволяет объединить то, что традиционно определяется как образовательная деятельность и дополнительное образование. В результате мы решаем такие задачи, как:
- отказ от традиционных занятий, как основной формы образовательного процесса;
- разработка механизма использования ресурса дополнительного образования при проектировании модели нелинейного расписания;
- переход от ЗУН-овского содержания образования к развитию универсальных учебных действий ;
- создание условий для самоопределения воспитанников, получения ими самостоятельного опыта.
Особенностью нелинейного расписания является усвоение основной образовательной программы организации в условиях инновационной образовательной модели в различных видах деятельности. Нелинейное расписание - это комбинация студийного образования, посещения театральных, музыкальных, спортивных индивидуальных и групповых занятий, экскурсий и походов и т.д.
К положительным сторонам такого планирования можно отнести:
- отсутствие возникновения перегрузки воспитанников благодаря чередованию образовательной деятельности и работой объединений дополнительного образования ( греко- римская борьба, художественная гимнастика, фольклорное пение, занимательные шахматы и т.д);
- создание условий для проявления и поддержки детской инициативы, самостоятельности и дальнейшего развития интеллектуального, творческого потенциала воспитанников;
- повышение мотивации воспитанников за счѐт организации образовательного процесса с разновозрастным сообществом детей. Формирование индивидуальной образовательной траектории каждого ребенка;
- изменение роли воспитателя.
Применяя нелинейное расписание в нашей образовательной организации мы предполагали, что родительская общественность и педагоги могут не принять новую модель, произойдет отрицательная динамика основных показателей развития, которые характеризуют устойчивость познавательных интересов, но наши опасения не оправдались.
Мы отошли от традиционной формы образовательного процесса в ДОУ и создали новую структуру образования, открыли и расширили образовательное пространство педагогов и воспитанников. Надеемся на: достижение результатов, соответствующих современным социальным требованиям всеми детьми и качественной подготовкой воспитанников к обучению в школе; повышение уровня профессиональной компетенции педагогов; применение инновационных технологий, способствующих сохранению и укреплению физического и психического здоровья, безопасности детей, обеспечению их эмоционального благополучия, проявлению и поддержке детской инициативы и самостоятельности.
Материально- техническая база, развивающая предметно- пространственная среда позволяют воплотить в жизнь все, что запланировано, не привлекая дополнительные средства
Страницы: 1
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества