Дошкольное образование
Гость
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответить
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
 
Оценка качества в ДОО.
Исследования в рамках инновационной деятельности в
МБДОУ «Детский сад № 2» г.Лиски.

«Качество дошкольного образования - это
качество жизни ребёнка»
В.И. Слободчиков

Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. (ст. 28 п.3, пп.13).
Необходимость внутренней системы оценки качества образования направлена на информационное обеспечение управления образовательным процессом, основана на систематическом анализе качества реализации образовательного процесса, его ресурсного обеспечения и на использование результатов мониторинга для повышения эффективности образовательного процесса с целью обеспечения качественного развития ребенка в дошкольном возрасте.
Одним из показателей качества инновационной деятельности в ДОО в рамках региональной инновационной площадки является разработка и внедрение системы мониторинговых исследований за ходом реализации комплексного инновационного проекта «Дружные ребята» (образовательная модель: «Детский сад – Игропарк»).

Поле развития инновационных процессов в ДОО ориентировано на:
· педагога-инноватора (максимальная творческая самореализация, компетентностный подход)
· воспитанника-со-творца (Социальный конструктивизм. Теория со-конструкции Л.С.Выготского)
· родителя-партнера (взаимодополняющее партнерство, творческое взаимодействие)

Данные, полученные в ходе исследования, рассматриваются в качестве информационной основы для эффективного управления образовательным процессом (совершенствования его содержательных, методических, организационных сторон) в трех аспектах:
· качество условий
· качество процесса образования
· качество результатов.

На этой основе был создан алгоритм, через который рассматривались все идеи, замыслы, приобретения, инициативные наброски, изменения в средовых решениях, выбранные методики и технологии. Приложение №1.

Основная идея проекта «Дружные ребята», с которым коллектив детского сада приступил к разработке инновационной модели «Детский сад – Игропарк», заключается в создании условий для организации игровой деятельности как социокультурной практики дошкольников, в том числе для детей с ОВЗ, в едином образовательном пространстве в условиях типового детского сада.
На старте были проанализированы имеющиеся возможности, выявлены дефицитные зоны или, так называемые, «условно-проблемные» точки, требующие внимания в рамках управленческих и организационных решений. Ко всем изменениям и преобразованиям, которые произошли в детском саду во время реализации проекта, мы подошли с точки зрения разумного переосмысления с учётом педагогических реалий и дефицита свободной площади (музыкально-физкультурный зал, небольшие приёмные, совмещённые спальни с игровыми комнатами). В плановом порядке были рассмотрены ключевые позиции, требующие изменений в образовательном процессе для эффективного функционирования модели Игропарка, которая включает в себя три основных комплекса: предметно-средовый, организационный и методический. Приложение № 2. Приложение № 3.

Проектирование модели инновационного образовательного пространства учреждения направлено на обеспечение нового содержания и качества реализации образовательной программы дошкольного образования. Игровая деятельность дошкольника, являясь смысловой основой нашей модели, легла в основу философии Игропарка: «Игра для всех – успех для каждого». В триаде «педагог – ребенок – родитель» все участники образовательных отношений получают свою часть «успеха»: дети – радостное и содержательное пребывание в детском саду, родитель – счастливого ребёнка, педагог - конструктивное взаимодействие с родителями воспитанников по вопросу обеспечения адекватной поддержки дошкольников для развития и становления у них базовых компетенций. В целом Игропарк представляет собой особый мир, где сформировано общее пространство взаимодействия взрослой и детской игровой субкультур, а все участники образовательных отношений находятся в едином познавательно-эмоциональном пространстве, организованном на условиях сотворчества. В итоге коллектив детского сада создаёт условия для формирования детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности. Приложение №4. Оценка успешности реализации модели «Детский сад – Игропарк».

 
Внутренняя оценка качества образования в МБДОУ "ЦРР - детский сад № 121"рассматривается как деятельность, направленная на обеспечение принятия своевременных и обоснованных управленческих и педагогических решений.
Для систематизации работы нами была взята за основу Программа обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования, которую мы проанализировали и откорректировали в соответствии с направлениями работы нашего МБДОУ.
Цель программы – получение, анализ, открытое и доступное распространение объективной информации о состоянии качества образования МБДОУ, а также качества присмотра и ухода за детьми, тенденциях и причинах его изменения для принятия управленческих решений.
В соответствии с целью основными задачами, которые решаются в процессе функционирования внутренней оценки качества МБДОУ являются:
Реализация единых концептуально-методологических и организационно-технологических подходов к оценке качества образования, мониторингу системы образования МБДОУ. Формирование единых потоков информации о качестве образования и системы баз данных об актуальном состоянии системы образования в МБДОУ;
Создание условий для реализации механизмов общественно-профессиональной экспертизы, гласности и коллегиальности в области внутренней оценки качества образования, присмотра и ухода за детьми в МБДОУ;
Выявление факторов, влияющих на качество образования и принятие обоснованных управленческих решений;
Информированность участников образовательных отношений и всех заинтересованных лиц о качестве образования в МБДОУ.
Основные цели и задачи внутренней оценки качества образования МБДОУ определяют ее функции:
организующая, способствующая взаимосвязи всех составных компонентов образовательной системы МБДОУ;
интегративная, подчиняющая МБДОУ общей цели – обеспечению качественного образования;
гностическая, предполагающая накопление эмпирических данных о свойствах качества образования, отслеживание основных тенденций на уровне МБДОУ и выявление факторов, определяющих эффективность образовательного процесса и их связь с результатами образования;
регулятивная, стимулирующая через средства оценивания деятельность всех субъектов образовательного процесса по устранению недостатков, повышению эффективности деятельности и улучшению качества деятельности МБДОУ;
прогностическая, позволяющая на основе собираемых данных внутренней оценке качества образования осуществлять прогноз основных тенденций в области качества образования и состояния системы образования в МБДОУ и своевременно принимать необходимые управленческие решения.
Качество функционирования внутренней оценки качества образования МБДОУ обеспечивается соблюдением следующих принципов:
системность и преемственность функционирования внутренней оценке качества образования МБДОУ как целостной структуры взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга составляющих, преемственность в проведении оценочных процедур;
объективность (обеспечение надежности оценочных процедур, нормативного характера формирования и развития внутренней оценки качества образования МБДОУ);
технологичность (процесс сбора информации должен быть направлен на реализацию взаимосвязанных и соподчиненных действий, обеспечивающих достижение гарантируемого результата);
открытость и доступность (обеспечение доступности различных слоев населения к информации о механизмах, процедурах и результатах оценки, о состоянии системы образования в рамках действующего законодательства).
К объектам внутренней оценке качества образования МБДОУ относятся:
1-й блок «Качество условий осуществления образовательной деятельности МБДОУ»
2-й блок «Качество процессов деятельности МБДОУ»
3-й блок «Результативность деятельности МБДОУ»
4-й блок «Качество управления МБДОУ»
Программа определяет: направления оценки, исчерпывающий систематизированный перечень объектов оценки, характеризующих их показателей и индикаторов эффективности.
В отношении каждого показателя указаны используемые методы и средства сбора первичных данных, периодичность сбора этих данных, их статистической (аналитической) обработки и предоставления результатов указанной обработки.
В приложениях к каждому блоку программы представлены технологические карты, содержащие инструментарий оценивания показателей, заявленных в Программе.
 
МБДОУ ЦРР – детский сад №12 г. Россоши
Внутренняя оценка качества и исследования в рамках инновационной деятельности ДОУ
С января 2017 г. МБДОУ ЦРР – детский сад №12 г. Россоши реализует образовательную модель «Инклюзивный детский сад». В ходе реализации проекта «Мы вместе», перед нами встал вопрос об обеспечении качества образования в данной модели. Это необходимо для реализации целей, поставленных ФГОС ДО:
· для развития и социализации каждого ребёнка, включая детей с ОВЗ и детей-инвалидов;
· для улучшения профессиональной деятельности педагогов, включённых в инновационный процесс, реализующий инклюзивную модель образования;
· для удовлетворённости образовательных запросов семей наших воспитанников, а также семей воспитывающих детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
ФГОС ДО запрещает оценивание результатов образования детей с целью их использования для оценки качества образовательной деятельности дошкольных организаций. Исходя из этого, возникает вопрос, как же оценивать качество работы образовательной организации, если оценивать детей запрещается, и как объективно – и возможно ли вообще – оценить качество работы организации, независимо от того, какую программу она реализует?
Стандарт предполагает оценку качества по созданным условиям, где под условиями понимается образовательная среда, в которой каждому ребёнку, не зависимо от психофизических и других особенностей (в том числе, ограниченных возможностей здоровья), комфортно, интересно, содержательно, насыщенно.
Для оценки качества образовательных условий наш педагогический коллектив выбрал «Шкалы комплексной оценки качества образования» (ECERS-R), так как его инструментарий можно рассматривать как конкретизацию требований ФГОС ДО и рассматривать возможность создания на его базе новой системы оценки качества дошкольного образования, где приоритетным являются хорошее самочувствие детей и возможности для их развития.
Основной целью данного инструмента является выявление тенденций в развитии дошкольной образовательной организации и определение степени ее соответствия ФГОС ДО. В перспективе полученные результаты могут использоваться для корректировки мер, направленных на модернизацию дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.



Для проведения исследовательских работ на педагогическом совете ДОО был определён методический экспертный совет, в состав которого вошли педагоги прошедшие курсы повышения квалификации по шкалам ECERS-R, представитель администрации ДОУ, медицинский работник и представители родительской общественности.
Объектом исследования в Шкалах являются компоненты образовательной среды дошкольной организации:
· предметно-пространственная среда
· присмотра и ухода за детьми
· структурирование программы
· взаимодействие
· родители и персонал
· речь и мышление
· виды активности

Наблюдение проводилось по стандартизированным оценочным листам в начале и в конце 2018 – 2019 учебного года в разновозрастной группе комбинированной направленности для детей нормой развития и детей с ОВЗ в течение одного полного рабочего дня.
На основании результатов исследования были составлены диаграммы по каждому показателю и общая диаграмма оценки качества образования в ДОО. Были выявлены стабильные и проблемные зоны в деятельности дошкольной образовательной организации.
Результаты исследований обсуждались на педагогических советах.
На основании проведенного нами самообследования с использованием шкал ECERS-R на начало учебного года были сделаны следующие выводы:
1. Низкие показатели были выявлены по критерию «Предметно-пространственная среда». Исследование показало, что образовательная среда является недостаточно насыщенной и трансформируемой, условия для развития детей с ОВЗ и детей-инвалидов созданы частично. В группе на начало года не был создан уютный уголок отдыха и уединения. Группа недостаточно оснащена материалом для развития крупной и мелкой моторики. Не совсем удачно были продуманы зоны активности в плане пересечения активных и спокойных видов деятельности. Для детей с НОДА пространство минимально приемлемо (отсутствие пандусов, доступа для инвалидных колясок), для детей с РАС недостаточно созданы условия для сенсорной интеграции.
2. Достаточно высокие оценки получены по показателям, связанным с уходом и присмотром за детьми и обеспечением их безопасности.
3. Низкие оценки по критерию «Структурирование программы». Имеет место некоторое участие детей с ОВЗ в текущей деятельности вместе с другим детьми. В связи с недостаточным количеством узких специалистов в ДОУ в неполном объеме выполнялись рекомендации ТПМПК. Родители недостаточно вовлечены в обмен информацией с персоналом и предоставление обратной связи.
4. Средние показатели по критерию «Родители и персонал». Между родителями и персоналом происходит некоторый обмен информацией о детях. Родители не принимают активного участия в разработке АООП в своей группе, а могут только ознакомиться с ИОМ конкретно своего ребенка.
5. Средние показатели получены по подшкале «Взаимодействие» (взаимодействие персонала и детей, взаимодействие детей между собой) Персонал обычно реагирует на детей в теплой поддерживающей манере. Сотрудники прерывают негативные и вредные взаимодействия между сверстниками (в том числе и по отношению к детям с ОВЗ)
6. Низкие результаты на начало учебного года были получены по показателю «Речь и мышление». Педагоги недостаточно стимулируют общение детей друг с другом, включая общение детей с ОВЗ.
7. Низкие показатели по показателю «Виды активности». Не достаточно материалов для развития всех видов активностей детей, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Результаты проведенного исследования легли в основу проектирования работы по улучшению качества образования в ДОО. Методическим советом учреждения был смоделирован план мероприятий по дальнейшему улучшению условий образовательной среды ДОО, в который вошли пункты по улучшению выявленных проблемных показателей:
- пополнение РППС групповых помещений и в целом пространства ДОО: оборудованием для развития крупной и мелкой моторики: конструкторы, мягкие модули; оборудование спортивного зала, в том числе оборудование для детей с ОВЗ (приобретение тренажера Гросса и ходунков для детей с НОДА); организация центра игрового развития; создание центра по сенсорной интеграции для детей с РАС (дом Совы); в групповых помещениях размещение центров активности так, чтобы не мешали друг другу; оборудование группового помещения поручнями.
- правильная организация совместной деятельности, способствующей стремлению каждого ребенка к выстраиванию речевых высказываний, пополнение речевой зоны игровым оборудованием, наглядностью, демонстрационным материалом, которые обеспечивают более высокий уровень познавательного развития детей и провоцируют речевую активность.
- внесение изменения в предметно-пространственную среду, программу и распорядок дня так, что дети с ОВЗ могут принимать участие во многих активностях вместе с остальными детьми; родители детей стали активными участниками образовательного процесса в ДОУ (педагогами ДОУ был создан родительский клуб «Совенок» для родителей детей с ОВЗ и детей-инвалидов); представители родительского клуба вошли в методический экспертный совет.
- проведение профессионального конкурса воспитателей на лучшую организацию РППС группового помещения в соответствии с ФГОС ДО с целью развития творческого потенциала педагогов по созданию условий для развития и поддержки детской самостоятельности, активности и индивидуальности на районном уровне;
- проведение методических семинаров, семинаров–практикумов, открытых просмотров, наблюдений и контроля над проведением организованной и самостоятельной деятельности детей с целью выявления позитивного опыта взаимодействия педагогов с детьми и предотвращения негативных ситуаций;
- проведение и анализ мониторинговых мероприятий по выявлению
профессиональных успехов и затруднений среди педагогического состава, степени удовлетворённости образовательной деятельностью ДОО среди родителей;
- привлечение специалистов для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами, повышение уровня компетентности педагогов ДОУ.

В результате проведённой работы, к концу учебного года исследования по шкалам показали существенные улучшения по всем показателям.
На основании проведенного нами самообследования с использованием шкал ECERS-R, можно сделать следующие выводы:
- качество образовательной среды в ДОО на период окончания 2018-2019 учебного года может быть охарактеризовано как «выше среднего».
- главным является активность ребенка, как полноценного участника образовательных отношений, создание социальных и материальных условий для индивидуализации его развития, поддержки его инициативы, обогащение его образовательного процесса за счет создания РППС, активного включения в него семьи, образовательных ресурсов окружения.







 
Оценка качества в ДОО.
Исследования в рамках инновационной деятельности в
МБДОУ «Детский сад № 11» г.Лиски.
Обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования определено Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. (ст. 28 п.3, пп.13).
Необходимость ВСОКО билингвального образования направлена на анализ и обобщение результатов полученных материалов, позволит уточнить критерии и содержание показателей, а также выявить их связи и преемственность, а Билингвальная образовательная среда выступает - как система психолого-педагогических условий для развития раннего двуязычия у детей дошкольного возраста.
Одним из показателей качества инновационной деятельности в ДОО в рамках региональной инновационной площадки является разработка и внедрение «Модели оценки качества билингвальной образовательной среды» (МОКБОС), (предложенной д.п.н., завкафедрой педагогической психологии Баяновой Л.Ф. и Шишовой Е.О. –к.п.н. доцентом кафедры педагогической психологии) в рамках реализации комплексного инновационного проекта «Детский сад билингвальных образовательных практик».
Предметом психологической оценки качества билингвального образования выступали следующие структурные компоненты образовательной среды: поликультурный, познавательно-деятельностный и коммуникативный. Основные элементы разработанной нами модели оценки качества билингвальной образовательной среды представлены в табл.1(Приложение 1)
В этом плане Билингвальная образовательная среда включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов: поликультурный, познавательно-деятельностный и коммуникативный.
В рамках апробации модели оценки билингвальной образовательной среды была проведена проверка ее эффективности, которая показала, что предложенные шкалы обладают дифференцирующей силой при оценке качества различных билингвальных сред. Полученные результаты при использовании шкал ECERS-R совпали с оценками МОКБОС. В процессе билингвального обучения педагоги обращали внимание не только на речепорождения ребенка на обоих языках, но и стимулировали продуктивную мыслительную, интеллектуальную и коммуникативную деятельность ребенка.
Билингвальная образовательная среда рассматривается в данном случае как условие когнитивного и личностного развития детей. Большинство базовых показателей оказались в зоне благополучия .Однако, по результатам оценки качественных характеристик поликультурного и познавательно—деятельностного компонентов образовательной среды было выявлено, что недостаточно возможностей для обеспечения результативности поликультурного воспитания детей дошкольного возраста, развития мыслительных и коммуникативных навыков на двух языках В процессе деятельности, стимулирующей общение, редко соблюдается баланс между слушанием и говорением. Педагоги редко говорят с детьми о логических взаимосвязях и стимулируют их размышлять на протяжении всего дня на двух языках.
Таким образом, процесс формирования полноценного билингвизма, в целом, будет зависеть от состояния билингвальной образовательной среды и системы комплексной психолого-педагогической поддержки развития раннего билингвизма, а также уровня профессионального мастерства педагога, способного осуществлять деятельность в поликультурной среде и обеспечивать успешное формирование билингвальной компетентности у детей младшего возраста.
Очевидно, что проблема качества билингвального образования неразрывно связана с подготовкой высококвалифицированных педагогов для этой системы, не только обладающих теоретическими знаниями, но и способных на практике решать задачи формирования двуязычия у детей, коммуникативной компетентности в условиях поликультурного образования.
 
МБДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида г. Борисоглебск

Тема: «Результаты исследования качества образовательной деятельности в ДОУ от «измерения в целях контроля» к «измерению для изменения».
Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остаётся качество образования, как приоритетная задача подрастающего поколения. Но тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели. На сегодняшний день существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов для повышения комплексной оценки качества дошкольного образования. Одним из оптимальных способов повышения качества образования в ДОУ мы опробовали на практике – применили для самооценки и развития инструмент для комплексной оценки качества образования дошкольных образовательных организаций – шкалы ECERS-R.
Для проведения процедуры оценки качества с учётом развивающих задач её организации, мы использовали модель исследования в виде цикличной структуры.
1 этап – организационно – подготовительный
- определение объектов исследования (были выбраны 2 возрастные группы: старшая группа и подготовительная к школе группа);
- выбрали инструментарий;
- определили экспертов – наблюдателей (педагогов прошедших курсы повышения квалификации ECERS-R)
- определили координаторов преобразований (временный творческий коллектив из числа педагогов и администрации ДОУ);
- определили временные этапы проведения экспертизы;
2 этап – констатирующий
- проведение первичной, а в дальнейшем и повторной процедуры оценки качества реализации образовательной деятельности, после повторного проведения наблюдения - сопоставление результатов исследования;
- по итогам исследования - фиксация данных в виде схем графического и текстового формата.


3 этап – рефлексивно – формирующий:
- координаторами преобразований проводилось осмысление и обсуждение полученных результатов, намечались мероприятия по развитию образовательной системы.
В течение прошедшего учебного года в двух возрастных группах поэтапно проходили исследования качества образования по наиболее актуальным и значимым для нас подшкалам, что позволило интегративно оценить качество образовательной среды в целом, а не отдельные её элементы:
- «Предметно – пространственная среда»;
- «Виды активности»;
- «Структурирование программы»;
- «Родители и персонал».
Результаты полученные после проведения исследования показали нам комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, что имеет смысл избрать для своего развития. А также продемонстрировали, какие аспекты ФГОС ДО, инновационной деятельности в какой степени реализованы и над чем нужно работать.
Результаты исследования по отдельным подшкалам:
Предметно – пространственная среда
Подробный анализ внутреннего аудита подшкалы «Предметно – пространственная среда» по результатам первого наблюдения (приложение №1) позволил выделить зону благополучия и места роста. (приложение №2)
Далее переосмыслить многие аспекты нашей работы: административные, педагогические, организационные, и принять комплекс мер. (приложение №2)
В результате выполненных мероприятий в группах были созданы:
- уютные уголки при помощи мягких подушек, удобных пуфиков и мягкой мебели;
- уголки уединения были перенесены из групповых помещений в спальные. Для уголков уединения были созданы совместно с детьми правила поведения в нём и рядом с ним.
- в групповом пространстве пересмотрено расположение центров активности с учётом соседства друг с другом (тихие и подвижные игры стали находиться на значительном расстоянии друг от друга).
- пространство обустроено так, что большая часть детских центров активности разграничивается между собой маркерами игрового пространства: многофункциональными ширмами, мягкими модулями, передвижными мебельными конструкциями.
В детских центрах активности появились фотографии, отражающие текущую деятельность детей, а в оформлении среды – детские работы (поделки, карты образовательных путешествий недели, календари традиций группы, календари природы на год и месяц, ростомеры и т.д.)
В группах была оформлена стена «Чудеса света» для размещения продуктов детской деятельности.
Принятые меры позволили получить позитивные результаты по направлению исследования «Предметно - пространственная среда».
На слайде представлен профиль распределения средних значений первого и второго наблюдений, где отражена положительная динамика по следующим показателям, данные показатели обозначены синим цветом:
- «Мебель для повседневного ухода, игр и учения»;
- «Мебель для отдыха и комфорта»;
- «Обустройство пространства для игр»;
- «Места для уединения»;
- «Связанное с детьми оформление пространства».
Средний бал по подшкале в результате первого наблюдения составлял – 3.6, а после второго - 4,8. (приложение № 3)
Виды активности
По направлению исследования «Виды активности» в результате первого наблюдения средний балл по подшкале составил 2,5 (приложение № 4).
Это самый низкий балл среди прочих подшкал, что объясняется самым большим числом критериев, которые во многом определяют материальные возможности детского сада. Поэтому изменения в этой сфере потребовали определённого времени.
Говоря о положительных результатах наблюдения, можно отметить наличие игрушек, дидактических материалов, оборудования для различных видов детской активности. Но эта подшкала не получила в целом высоких баллов, потому что недостаточно разнообразен материал для использования в образовательном процессе, значительная часть его неудобна для свободной игры (приложение №5).
В ходе реализации намеченных мероприятий в группах было:
- пересмотрено расположение материала для его нахождения в свободном доступе в разных центрах активности;
- промаркированы контейнеры, стеллажи, надписями и изображениями для поощрения детской самостоятельности;
- мир искусства пополнился большим количеством разнообразных материалов и оборудования, для проявления индивидуальности ребенка;
- многие центры активности пополнились самодельным материалом для музыкального экспериментирования, развития мелкой моторики и двигательной активности;
- обустроено место для строительства, изготовлены передвижные платформы, позволяющие сохранять постройку и передвигать в групповом пространстве, а также размещены дополнительные игрушки для организации игр;
- для разнообразия тем сюжетных игр (работа, досуг, дом, фантазии) приобретены и изготовлены реквизиты;
- организован и систематизирован материал, связанный с природой и наукой в соответствии с 4 категориями: (коллекция природных объектов, живые объекты; книги, игры и игрушки, оборудование для экспериментирования);
- в мире науки создан центр исследований с измерительными приборами;
- в групповом помещении созданы условия для практического использования цифр;
- в соответствии со сметой учебных расходов было приобретено интерактивное оборудование: интерактивный стол, детские планшеты; мультимедийное оборудование, что позволило создать условия для развития самостоятельности и инициативности детей при работе с информационно- техническими средствами;
- создана аудио и видеотека музыкальных и хореографических произведений характерных для разных культур;
- увеличилось количество материалов, демонстрирующих разнообразие разных культур;
- приобретено современное оборудование, которое размещено в разных возрастных группах детского сада, для использования его в турах по интересам, которые организуются с использованием педагогической технологии Н.П. Гришаевой «Клубный час».
- дидактическая система Ф.Ф. Фребеля (твёрдые и мягкие модули);
- мультстудия «Я творю мир»;
- цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»;
- детская типография;
В результате принятых мер были получены положительные результаты по данному направлению исследования.
На слайде представлен профиль распределения средних значений первого и второго наблюдений, где отражена положительная динамика по всем показателям данной подшкалы , за исключением показателя кубики. сравнение итоговых показателей подшкалы показало повышение среднего балла, который составил 4,3 (приложение №6).
В качестве итога хочется отметить, что совместная творческая работа всех участников образовательных отношений в построении предметно – пространственной среды выступает необходимым условием для создания образовательного пространства высокого качества, направленного на проявление детской активности и инициативы.
Структурирование программы
По направлению исследования «Структурирование программы» средний бал по подшкале по результатам первого наблюдения составил 4.3 балла (приложение № 7).
Большая часть показателей данного направления исследования связана с организацией педагогического процесса.
Здесь оценивались:
- организационные моменты;
- насколько гибок, удобен распорядок дня;
- какую роль занимает свободная игра;
- как организуются групповые занятия.
Хороший бал по данной подшкале определяется тем, что жизнь детей в детском саду организуется по гибкому распорядку дня. Распорядок дня скорректирован с учётом цикла маршрутной игры «Большая кругосветка» и предусматривает:
- баланс между регламентированной, нерегламентированной и свободной самостоятельной деятельностью детей;
- ситуацию выбора деятельности в определённые временные периоды;
- гибкое планирование и использование современных технологий организации жизнедеятельности детей, позволяющих детям принимать непосредственное участие в планировании образовательной деятельности: один раз в две недели, на общем сборе турагентства «Юный путешественник», дети совместно выбирают интересующую тему, прокладывают образовательный маршрут; на «Детском совете» для совместного планирования, выявления детских интересов и инициатив предусмотрено информационное поле «Глобус»;
- у детей есть возможность разновозрастного взаимодействия – выходить за пределы своей группы (педагогическая технология «Клубный час» - 10 туров по интересам), тематические маршруты на территории ДОУ (технология «Команда»);
- периоды, когда детям доступна свободная игра, так же получили хорошие баллы по направлению «Сводная игра», для свободной самостоятельной деятельности детей в распорядке дня отводиться значительное количество времени в течение дня не менее 3-4 часов;
- исключительно важным является то, что групповые занятия проводятся преимущественно в больших и малых группах;
- в каждой возрастной группе действует конструктор игровых образовательных маршрутов на неделю.
Результаты исследования помогли определить точки роста в данном направлении и реализовать комплекс мероприятий (приложение № 8). Повторное исследование данной подшкалы, позволяет сделать вывод о положительных результатах, сопоставление результатов исследования показывает увеличение среднего балла, который составил 5 баллов (приложение № 9).
Родители и персонал
По направлению исследования подшкалы «Родители и персонал» по первому наблюдению результат составил - 3.8 баллов (приложение № 10). Неудовлетворительная оценка была выставлена по показателю «Сопровождение работы и оценивание персонала».
Говоря о положительных результатах наблюдения, бала отмечена зона благополучия по данному вопросу, выявлены образовательные потребности и сформированы точки роста с реализацией намеченных мероприятий по улучшению качества образования по данному направлению (приложение № 11).
В ходе реализации намеченных мероприятий была скорректирована система взаимодействия ДОУ с семьей:
- внедрение современных образовательных технологий: «Гость группы», «Маршруты выходного дня»;
- пересмотрена организация среды для диалога с родителями: размещение информационного поля «Глобус» в раздевальной комнате групп, для внесения предложений в процесс планирования образовательного события;
- для информирования родителей установили традиции по выпуску буклетов в рамках изучаемой темы (страны);
- в ближайшее время планируется запуск работы системы оповещения (радиоузел «Путеводитель»), с целью рекламы и приглашения участников образовательных отношений в предстоящее образовательное путешествие по изучаемой стране;
- были определены традиции ДОУ по организации выставок продуктов совместного творчества в художественно – экспозиционном холле «Путешествуем вместе» и проведение совместных маршрутных игр в формате квеста, геокешинга, игр с элементами спортивного ориентирования.
Для сопровождения работы и оценивания педагога разработали годовую оценку эффективности деятельности педагога, анкету для педагогов «Результаты года».
Для самооценивания деятельности педагогов разработана оценка качества маршрутной игры «Большая кругосветка» в формате ментальной карты, которая заполняется педагогом за период проживания темы и находиться в групповом помещении в свободном доступе, что даёт возможность увидеть качество своей работы и наметить мероприятия по улучшению. Данная карта самооценивания предусматривает обратную связь, где можно зафиксировать векторы развития направлений маршрутной игры (образовательной деятельности) педагогом, а также администрацией ДОУ.
В каждой возрастной группе по окончанию двухнедельного цикла маршрутной игры педагогами совместно с детьми оформляется «Книга Странствий», которая отражает общие впечатления и значимые события за период проживания темы и дает возможность проанализировать методической службе, родителям, также педагогам качество образовательной деятельности за период проживания образовательного события.
Перспективы нашей работы в этом направлении – разработка и внедрение информационной системы сопровождения качества деятельности педагогов ДОУ.
Повторное исследования данной подшкалы показало увеличение среднего значения показателя, который составил 5 баллов (приложение № 12).
При проведении исследования мы пришли к выводу, что предложенная шкала информативна и достаточно удобна для исследования в работе. Оценка носит не контрольно – надзорную функцию, а является предметом обсуждения и основой для дальнейшего развития объектов оценивания.
Шкала ECERS-R помогла нам взглянуть комплексно на реализацию образовательной среды, выявить упущенные аспекты образовательной деятельности, помогла построить дальнейший путь развития, наметить точки профессионального роста, повысить педагогическую компетентность и как следствие, возможность реализовывать ФГОС ДО и повышать качество образовательной деятельности (приложение № 13).
 
Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности.


Как известно, одна из задач образовательной организации, являющейся инновационной площадкой, состоит в выявлении, изучении и оценке эффективности, проводимых в инновационной деятельности, мероприятий. Как можно решить эту задачу?
Любая дошкольная образовательная организация проходит три этапа:
-становление (при создании нового ДОО и нового коллектива),
- функционирование (воспитательно-образовательный процесс организован на основе традиционных стабильных программ, педагогических технологий); - развитие (прежнее содержание образования, педагогические технологии воспитания и образования приходят в противоречие с новыми целями, условиями ДОО и федеральными стандартами).
Развивающееся учреждение всегда работает в режиме поиска чего-то нового. Такие организации значительно отличаются от тех, которые не хотят ничего менять и устоявшаяся традиционная система устраивает в полном объеме.
Переход образовательной организации в режим инноваций влечет за собой необходимость создания механизмов, обеспечивающих оценку эффективности и перспективности происходящих в организации процессов.
Оценка качества образования в дошкольном учреждении- это многоуровневая система, где каждый уровень имеет свой объект оценки. Во внутренней системе оценки качества образования (ВСОКО) отслеживается качество образовательного процесса, условий и результатов дошкольного образования.
Для реализации системы оценки качества необходимо: определение и обоснование объекта оценивания; сбор данных; создание баз данных для хранения и оперативного использования информации; проведение обработки полученных данных; анализ и интерпретация полученных данных; подготовка документов по итогам анализа полученных данных; распространение результатов среди потребителей образовательной услуги.
Объект исследования — это педагогическое пространство, та область, в рамках которой содержится то, что будет изучаться. Предмет исследования — это свойства, отношения, функции, выделяемые в объекте. Это та конкретная часть объекта, которая непосредственно разрабатывается. При разработке предмета исследования необходимо продумать, какие новые знания будут получены, на что в процессе работы будет направлено то или иное воздействие (педагогическое или управленческое).
В нашей организации объект исследования- это вновь созданная инновационная модель образовательного процесса «Сад детских инициатив», которая реализуется посредством студийного образования. К предметам исследования можно отнести работу с разновозрастным сообществом детей, новую форму планирования образовательной деятельности с учетом детской инициативы, трансформацию развивающей предметно- пространственной среды, подготовку педагогических кадров для работы с инновационной моделью… При проведении оценки качества в ДОУ мы используем инструментарий ФИРО РАНХиГС. Состоялись и первые попытки использования шкал ECERS – R , которые информативны и достаточно удобны для использования в работе.
Объектом исследования в Шкалах являются компоненты образовательной среды дошкольной организации:
· предметно-пространственная среда
· присмотра и ухода за детьми
· структурирование программы
· взаимодействие
· родители и персонал
· речь и мышление
· виды активности
Результаты были не совсем утешительными. Образовательные задачи решаются педагогами, в основном, во время образовательной деятельности, а режимные моменты, там где воспитанники действуют самостоятельно, проявляя инициативу в большей степени, не попали в поле зрения. Воспитатель должен являться посредником между ребенком и средой, а мы увидели педагогов, которые мало взаимодействуют с детьми.
Результаты проведённой работы, полученные к концу учебного года исследования по шкалам показали существенные улучшения.
При проведении самообследования с использованием шкал, мы сделали следующие выводы:
- ребенок – полноценный участник образовательных отношений, имеющий возможность проявить инициативу при создании всех условий для индивидуализации его развития.
- активное включение семьи в образовательный процесс
- качество образовательной среды в ДОО на период окончания 2018-2019 учебного года вышло на более высокий уровень.
Применение ECERS – R позволяет ответить на следующие вопросы:
• Насколько среда создает условия для эмоционального благополучия ребенка?
• Насколько дети активны в процессе обучения? Какие условия созданы для стимулирования детской любознательности и учения?
• Насколько соблюдается баланс во взаимодействии взрослых и детей?
• Как среда способствует развитию творческого и критического мышления детей?





 
Опыт использования шкал ECERS-R для организации внутренней системы оценки качества деятельности МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2»
Дошкольная организация, которая стремится в профессиональной деятельности к повышению качества образования должна определить: уровень сформированной системы и необходимую перспективу. Имеющееся состояние образовательной системы является отправной точкой, началом систематизированного процесса повышения качества.
1 этап. Организационный – знакомство со шкалами ECERS, обучение педагогов.
2 этап. Практический – осуществление процедуры оценивания (наблюдения) по шкалам ECERS.
3 этап. Аналитический.
При проведении исследований рабочая группа пришла к выводу, что шкала информативна и достаточно удобна для использования в работе. В результате были получены данные, которые указывают как на сильные, так и на слабые моменты в деятельности дошкольной организации, которые необходимо скорректировать, используя административный ресурс, и работая над повышением профессиональной компетентности сотрудников.
Наименование подшкалы
Преобразования, необходимые по результатам оценивания
Предметно – пространственная среда
Мебель для отдыха и комфорта Оборудовать в группе «Уютный уголок». Оснастить группу мягкой мебелью для отдыха и комфорта.
Обустройство пространства для игр Разнообразить центры активности детей. Все центры «включить» в среду. Грамотно разделить центры в пространстве группы.
Места для уединения Предусмотреть в групповом помещении пространство для обособленной игры одного или двух детей, защищенное от вмешательства других детей. Создать социальные правила для мест уединения «не мешать другим».
Связанное с детьми оформление пространства Демонстрационные материалы подобрать соответственно возрастной группе. Большая часть демонстрируемых материалов должна быть сделана руками детей. Расположить демонстрируемые материалы на уровне глаз детей.
Присмотр и уход
Встреча/Прощание Педагогам рекомендовано персонифицировать встречи и прощания с детьми. Рекомендовано использовать телесный контакт, личные обращения. Общаться с родителями в доброжелательно – доверительном формате.
Прием пищи/Перекусы В группе должны быть записи аллергий и индивидуальной непереносимости продуктов. Взрослым рекомендовано находиться за столом вместе с детьми.
Сон/Отдых Педагоги должны помогать детям расслабляться. В спальном помещении создавать условия, способствующие отдыху (приглушенный свет, тишина и т.д.) Обеспечить расстояние между кроватями 90 см.
Речь и мышление
Книги и иллюстрации Обеспечить в группе достаточное количество книг (половине детей группы доступно по 1 книге). Обеспечить широкий выбор книг (фантастические рассказы, рассказы о событиях, людях, животных, природе / науке; книги о различных культурах и способностях). Оснастить группу материалами по развитию речи (плакатами, картинами, рассказами в картинках, лото в картинках, аудиозаписи рассказов и песен и т.д.)
Стимулирование общения между детьми Педагогам ежедневно использовать различные ситуации, чтобы побудить детей к общению. Оснастить группу материалами, поощряющими общение детей. Формат и формы общения должны соответствовать актуальным потребностям и интересам детей.
Использование речи для развития мыслительных навыков Педагогам говорить о логических взаимосвязях в то время, когда дети играют с материалами, которые стимулируют мышление. Стимулировать детей проговаривать свои мысли вслух или объяснять ход своих рассуждений при решении проблем.
Повседневное использование речи Педагогам рекомендовано часто разговаривать с детьми. Добавлять информацию, развивая идеи, высказанные детьми. Стимулировать общение детей друг с другом, включая в него детей с ОВЗ.
Виды активности
Мелкая моторика Оснастить группу большим количеством материалов для развития мелкой моторики каждого вида (конструкторы с деталями небольшого размера, которые соединяются различными способами; материалы для занятий искусством; подручные материалы для манипуляций: бусы разных размеров для нанизывания, наборы для игр в колышки, шаблоны для шитья; пазлы). Материалы хорошо организовать. Разнообразить материалы по уровню сложности.
Искусство Оснастить группу большим количеством материалов для занятий искусством и организовать доступность в течение значительной части дня (материалы для рисования, краски, объемные материалы, материалы для коллажей, инструменты и т.д.) Побуждать детей заниматься «свободным творчеством».
Музыка/движение Оснастить группу большим количеством материалов для занятий музыкой (музыкальные инструменты, оборудование для прослушивания музыки, реквизиты для танцев). При занятиях с детьми использовать различные виды музыки (не менее 3-х видов).
Кубики Организовать в группе достаточно места, кубиков и дополнений к ним для того, чтобы трое или более детей могли строить одновременно (кубики – материалы пригодные для строительства больших сооружений; цельные кубики; большие полые кубики; самодельные кубики. Кубики и дополнения к ним рассортировать по видам. Организовать специальное место для игры в кубики в стороне от мест активности с подходящими условиями для хранения.
Песок/вода Обеспечить возможности для игр с песком и водой в групповом помещении. Оснастить разнообразными игрушками для игр с водой и песком (контейнеры, ложки, воронки, ковши, совки, кастрюли и сковородки, формочки, игрушечные люди, животные и грузовые автомобили).
Ролевые игры Оснастить группу большим количеством материалов для ролевых игр, в том числе одеждой для переодевания. Обеспечить доступ к играм значительную часть дня Обеспечить пространство и место для упорядоченного хранения реквизита для ролевых игр.
Природа/ наука Оснастить группу большим количеством соответствующих уровню развития детей игр, материалов и занятий из трех категорий: коллекции природных объектов, живые растения, материалы для экспериментов. Организовать доступ значительную часть дня. Материалы хорошо организовать и поддерживать в хорошем состоянии. Повседневные события использовать в качестве основы для получения опыта общения с природой/ научного опыта.
Математика/ счет Оснастить группу большим количеством различных материалов по математике (на счет, измерение величин, сравнение количества, различные геометрические фигуры и цифры). Материалы хорошо организовать и поддерживать в хорошем состоянии. Повседневную деятельность использовать для освоения математики/ чисел.
Использование телевизора, видео или компьютера Используемые материалы не должны содержать насилия и нетерпимости к культурным особенностям разных людей. Во время использования ТСО должны быть доступны другие виды активности. Обеспечить самостоятельное использование ТСО в течение ограниченного количества времени.
Содействие принятию разнообразия В материалах должно быть представлено расовое, этническое и культурное разнообразие Материалы должны позитивно демонстрировать разнообразие. Педагоги должны адекватно противодействовать предубеждениям, проявляемым взрослыми и детьми.
Взаимодействие
Дисциплина Педагогам необходимо активно использовать методы поддержания дисциплины, не связанные с применением наказаний. Педагоги должны последовательно реагировать на поведение детей.
Взаимодействие персонала и детей Персонал должен проявлять теплое отношение к детям. Персонал должен демонстрировать уважение к детям. Персонал должен сочувствовать и помогать детям.
Взаимодействие детей друг с другом Персоналу необходимо подавать пример позитивных социальных взаимодействий. Персоналу необходимо помогать детям осваивать модели подобающего социального поведения со сверстниками.
Структурирование программы
Распорядок дня Построить распорядок дня, обеспечивающий баланс между строгой структурированностью и гибкостью. Часть деятельности должна инициироваться педагогом, а часть детьми. Значительную часть дня необходимо отводить для игр.
Свободная игра Для свободной игры отводить значительную часть дня в закрытом помещении и на свежем воздухе. Педагогам необходимо обеспечивать сопровождение для облегчения детской игры. Оснастить группу достаточным количеством разнообразных игрушек, игр и оборудованием, предусмотренным для свободной игры.
Групповые занятия Педагогам необходимо соединять детей в единую группу только на короткий период, в зависимости от индивидуальных потребностей детей. Многие игры должны организовываться в малых группах или индивидуально. Повседневные занятия проводить в малых группах или индивидуально.
Родители и персонал
Условия для родителей Родителям настоятельно рекомендовать понаблюдать за детской группой до поступления в нее их ребенка. Осведомлять родителей о философии программы и практикуемых ею подходах. Организовать значительный обмен информацией Использовать разнообразные варианты приобщения семьи к участию в жизни группы.
Взаимодействие и сотрудничество персонала Сотрудники должны ежедневно передавать информацию о детях. Взаимодействие сотрудников должно быть позитивным и создавать ощущение тепла и поддержки. Распределение обязанностей должно обеспечивать одинаковую успешность и ухода, и игровой активности.
Сопровождение работы и оценивание персонала Производить годовую оценку эффективности каждого сотрудника методом наблюдения за его работой. Результаты предоставлять в письменном виде как минимум 1 раз в год. В результате оценки должны фиксироваться как сильные стороны, так и стороны, требующие совершенствования. Педагогами должны приниматься меры по выполнению рекомендаций, полученных в ходе оценивания.

 

Система оценки качества образования
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78.

Оценка качества образования дошкольной организации может быть эффективной только тогда, когда все его элементы упорядочены и соответствуют современным требованиям. А последние, как известно, быстро меняются. Работа в инновационном режиме делает необходимым поиск новых решений в вопросах внутренней оценки качества.
Под внутренней системой оценки качества образования (ВСОКО) в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» понимается деятельность, основанная на систематическом анализе:
· качества образовательного процесса;
· качества образовательных условий;
· качества результатов дошкольного образования.
1. Качество образовательного процесса:
- качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
- качество образовательной деятельности – самостоятельной и совместной деятельности детей и взрослых;
- качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
2. Качество образовательных условий:
- финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
- материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
- развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО и инновационной образовательной моделью Игропарка «ТриЯ»;
- психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора и поддержки инициативы ребёнка;
- кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
3. Качество результатов ДО:
- динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям. Сравнение ребёнка с самим собой — насколько он развился в течение определённого периода времени;
- соответствие полученных результатов запланированным целям. Цели формулируются на основе целевых ориентиров ФГОС ДО и инновационной образовательной модели Игропарка «ТриЯ».
Система внутренней оценки качества образования базируется на содержании кейсов, обеспечивающих функционирование инновационной образовательной модели Игропарка «ТриЯ» (приложение 1).
Совокупность содержания кейсов является инструментом повышения качества образования в ДОО. Содержание кейсов в течение года анализируется администрацией ОО и результаты фиксируются в Картах анализа образовательной деятельности возрастных групп и центров. Педагогам, попавшим в зону риска, оказывается адресная методическая помощь, а также на основании зон риска составляется тематика консультаций для всех педагогических работников. Кроме того, каждый педагог способен составить себе индивидуальный образовательный маршрут по западающим темам.
Некоторое содержание кейсов доступно для ознакомления родителям с помощью мобильного приложения. Они как полноправные участники образовательных отношений на основе анализа фотографий образовательной деятельности детей, просмотра скрипт-сценариев педагогов, детских артефактов могут оставлять свои пожелания педагогам, что влияет на качество образования в возрастных группах.
Система внутреннего контроля может дополняться по необходимости новыми кейсами в соответствии с современными требованиями общества и особенностями организации образовательной деятельности ОО.
Такая система оценки качества дошкольного образования направлена на эффективную реализацию ООП ОО и соответствует ФГОС ДО.

Приложение 1.docx (28.35 КБ)
 
Оценка качества образования МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 77»
Проблема качества образования - одна из центральных в современной образовательной политике и науке, потому что она связана с решением комплекса задач, направленных на развитие личности, ее подготовку к жизни в быстро меняющемся и противоречивом мире, личности с нравственными устремлениями и мотивами к созидательной деятельности.
Само понятие «качество образования» в последнее время достаточно часто упоминается и активно обсуждается в литературе. Что же это такое? Какое понимание «качества образования» адекватно модели нашего детского сада, созвучно нашим идеям?
Понятие «качество» многогранно и емко. Разные авторы предлагают свою трактовку понятия.
Для нашей работы более близко такое понимание «качества дошкольного образования», как степени соответствия совокупности свойств и результатов образования детей дошкольного возраста прогнозируемым целям на основе норм, требований, потребностей и ожидания субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей, детей. (Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам. / П.И.Третьяков, К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 78 с.)
Рассмотрим обычный детский сад. Здесь есть дети, родители, воспитатели и педагоги, руководители. На наш взгляд понятие «качество образования» имеет много граней и может характеризоваться по-разному с точки зрения каждого участника образовательного процесса в ДОУ.
Для детей – это комфортное и безопасное обучение в интересном для них игровом формате.
Для родителей – это эффективное обучение детей, т. е обучение по программам, хорошо готовящим детей к школе (дальнейшей жизни), при этом уверенность в том, что ребенку хорошо и комфортно в детском саду.
Для воспитателей – это положительная оценка их успешности руководителями ДОУ и родителями, обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием, возможность получать удовольствие от своей деятельности.
Для – руководителя – это:
- высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития ДОУ;
- сохранение здоровья детей;
- успешность деятельности педагогов и детей.
Таким образом, качество образования для нас – это многогранный процесс, и оценивать его следует в комплексе всех участников образовательных отношений в контексте реализуемой модели «Детский сад – Игропарк».
В соответствии с данным подходом качество дошкольного образования определяется нами с помощью следующих составляющих:
- качество взаимодействия сотрудников с детьми;
- качество условий РППС для образовательной сессии;
- качество условий РППС для игровой сессии;
- удовлетворенность родителей качеством образования в ДОО;
- удовлетворенность педагогов работой в ДОО.

Основные процедуры – наблюдение и заполнение опросников и анкет.Для оценки качества взаимодействия сотрудников с детьми и оценки РППС был разработан инструментарий - оценочные листы с критериями к ним. За основу были взяты шкалы ECERS-R. (Приложение 1, 2, 3) После заполнения оценочных листов на каждого педагога составляется цветовой профиль по каждой шкале, который соотносится с результатами анализа анкет родителей и анализа самооценки педагогов.
Удовлетворенность родителей качеством образования в ДОО оценивалась на основе анализ заполненных родителями анкет.
Удовлетворенность педагогов работой в ДОО оценивалась на основе заполнения опросника «Эмоционального выгорания» (автор В.В. Бойко, адаптация Е.Е. Алексеевой).
 
Оценки качества деятельности детского сада МБОУ «Лицей «МОК№2»

Повышение качества образования затрагивает весь детский сад в целом, а также родителей. Цель повышения качества образования заключается в общем стремлении к совершенствованию и обеспечению высокого уровня качества по всем направлениям во всех группах детского сада. Поэтому развитие качества находится в тесной взаимосвязи с индивидуальными и командными задачами развития в детском саду.
В соответствии с определением качества образования выделяются три основные характеристики качества образования: качество образовательного процесса, качество условий и качество результатов.
Для комплексной оценки качества деятельности детского сада нами были использованы «Шкалы ECERS-R» как инструмент саморазвития системы дошкольного образования. Инструмент «Шкалы ECERS-R» направлен на оценку того, насколько образовательная среда создает условия для активной, субъектной позиции ребенка, освоения им культурных средств в процессе активной деятельности, для проявления инициативы и развития самостоятельности. Основными компонентами образовательной среды детского сада являются: «Предметно-пространственная среда», «Присмотр и уход за детьми», «Речь и мышление», «Виды активности», «Взаимодействие», «Структурирование программы», «Родители и персонал».
В результате исследования были получены данные о наиболее благополучных и слабых сторонах образовательной работы детского сада по подшкалам:
«Предметно – пространственная среда»
У детей появилась возможность выходить за пределы группы (Игротека, холл бассейна). В двух группах спальни доступны для игр детей в течение дня. В каждой группе оборудованы столы для игр с водой и песком. Во всех группах убраны высокие стеллажи. С помощью родителей переделываем мебель так, чтобы она была трансформируемой и мобильной. В группах есть места для уединения, но их мало для большого количества детей в группе. Педагоги обеспечивают принцип уединения детей в них, через правила и создание условий для комфорта, которые принимаются совместно с детьми. Пространство все еще недостаточно оформлено детскими работами и фотографиями. В отдельных группах центры активностей располагаются без учета соседства друг с другом. Чтобы детская субъектность могла проявиться, предметно-пространственная среда должна позволять ребенку быть активным и совершать выбор. Материалы и оборудование находятся в открытом для детей доступе, так что могут быть свободно использованы по выбору и инициативе ребенка. Однако, недостаточно материалов, оборудования и места в групповых помещениях для создания большой постройки и разворачивания полноценной длительной игры группы детей.
«Присмотр и уход за детьми»
Во время приема детей педагоги всегда уделяют внимание родителям и детям, встречаются и прощаются с детьми и родителями благожелательно, оказывают достаточный присмотр для обеспечения безопасности детей. При организации приема пищи и сна соблюдаются требования СанПин. На сегодняшний день мы нашли возможность организовать питание детей с аллергией.
«Речь и мышление»
Педагоги используют различные игровые ситуации, чтобы побудить детей к общению. Педагогами инициируется речевая активность детей (чтение книг перед сном, в дополнение к другой деятельности, рассказывание историй). Во время свободной игры и плановых мероприятий педагоги часто разговаривают с детьми. Однако не все педагоги соблюдают баланс между слушанием и говорением в соответствии с возрастом и способностями детей, стимулируют детей проговаривать свои мысли вслух, объяснять ход своих рассуждений при решении проблем.
«Виды активности»
В группах детского сада имеются различные центры активности, в т.ч. песка и воды. Однако они оснащены недостаточным количеством различных материалов и предметов для развития детей в свободном доступе (недостаточно кубиков для строительства, книги недостаточно разнообразны, мало разнообразных материалов для детского творчества).
«Взаимодействие»
Можно отметить позитивные взаимодействия между педагогами и детьми, детьми друг с другом. Дети выступают как активные участники и многие могут предъявить свое понимание ситуации себе и другим. Педагогам необходима общая согласованность в выборе способов контролирования различных ситуаций и детей.
«Структурирование программы»
Свободная игра встраивается в жизнь группы. Однако не все педагоги умеют включаться в игру в качестве партнеров
«Родители и персонал»
Взаимодействия между педагогами позитивны. Они совместно планируют деятельность. Созданы условия для развития педагогов (есть в наличии методическая литература, есть возможности для повышения квалификации и получения методической поддержки). Однако еще недостаточно оснащено АРМ педагога в каждой возрастной группе. Необходимо расширить возможности для проявления субъектной позиции родителей, чтобы их большее количество принимало активное участие в жизни детского сада.
На основании данных компонентов качества нами разработаны:
- анкета «Показатели успешности реализации проекта «Игропарк»;
- анкеты для родителей по удовлетворённости качеством оказываемых услуг по присмотру и уходу воспитанников, по удовлетворённости качеством оказываемых образовательных услуг;
- анкета эффективности деятельности педагога в рамках «Игрочаса»;
- анкета эффективности деятельности детей в рамках «Игрочаса».
Результативность освоения программы детьми оценивалась на основе:
- карт наблюдений детского развития, позволяющих фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:
ü коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.) в игровой деятельности;
ü познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
ü проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
ü художественной деятельности;
ü физического развития.
- экранов выбора детей («Центры активности» и «Центры игры»),
- тетрадей фиксации выбора детей.
Результаты мониторинга освоения программы детьми используются нами исключительно для индивидуализации образования, поддержки инициативы и самостоятельности детей, создания более доступной и мобильной среды, оптимальных условий для развития мышления, воображения и детского творчества.
Основной потенциал повышения качества деятельности образовательной организации лежит в области качества процесса – того, как происходит взаимодействие педагогов с детьми, детей друг с другом, а также детей со средой.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества