Дошкольное образование
Гость
Страницы: Пред. 1 2 3 4
Ответить
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
 
МБДОУ Центр развития ребенка- детский сад №5
Лискинский муниципальный район
« Исследования в рамках инновационной деятельности»
Разработанная нами модель инклюзивного образования позволяет формировать единое образовательное пространство, акцентируя внимание на перспективах развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями.
В качестве важнейших для обеспечения инклюзивной практики мы выделили 3 фактора: создание условий, организация образовательного процесса, организация взаимодействия всех участников образовательных отношений. В связи с этим мониторинговые исследования направлены на изучение динамики социализации детей с ОВЗ, деятельности педагога, мониторинг запроса родителей и педагогов, исследование РППС в соответствии с задачами инновационной деятельности.
Мониторинг предусматривает сбор, обработку и анализ информации для решения задач управления качеством образовательной деятельности дошкольной организации по реализации модели «инклюзивный детский сад».
Мы использовали следующие методы: наблюдение, анкетирование, опрос, сравнительный анализ.
Инструментарий мониторинга: анкеты и опросные листы для родителей и для педагогов, карты оценки эффективной организации РППС, карты диагностического исследования детей с ОВЗ.
В процессе инновационной деятельности мы для себя отметили: рост спроса на инклюзивное образование. Вариативные формы инклюзивного образования: консультационный центр, группа кратковременного пребывания, оказание услуг на дому, группы комбинированной направленности способствовали широкому охвату дошкольным образованием детей с ОВЗ. Если в 2017 году было 14 детей с особыми потребностями, то в 2019 году 21 ребенок, контингент воспитанников с ОВЗ увеличился на 33%.
Междисциплинарная команда специалистов разработала определенную методику диагностического исследования детей с ОВЗ, что привело к более качественному изучению потребностей и возможностей особых детей. Это способствовало включению детей на более ранних сроках в среду нормотипичных сверстников. Если в 2017 году всего 2 ребенка находились на полной инклюзии, то в 2019 году- 9 детей.
Однако, количество специалистов не изменилось, а контингент воспитанников увеличился. В связи с этим увеличилась нагрузка на педагогов. Выход из этой ситуации мы видим в организации деятельности дистанционного центра.
В нашей модели инклюзивной практики детально проработана идея индивидуализации образования. Стратегическим моментом, указывающим на пути и ориентиры индивидуализации являются качественные изменения содержания образования в сторону принципа- ребенок должен учиться в процессе собственной деятельности . Здесь важнейшим элементом инклюзивного образования является подготовленная адекватная возможностям ребенка среда. Без нее не может функционировать система инклюзивного образования. Подготовленная среда освобождает ребенка от опеки. У ребенка есть внутренняя потребность узнавать и осваивать окружающее пространство. Поэтому суть созданной среды подвигнуть его к самообучению и саморазвитию. Основная цель - обеспечить условия для самостоятельной деятельности. В 2017 году среда была безопасно- пассивной, вовлечение детей в инициацию своей деятельности было минимальным. В настоящий момент, согласно исследованию весь материал находится в свободном доступе, на уровне глаз ребенка. Самое главное этот материал в одном экземпляре, чтобы научить ребенка социальному общению. В группе специально подобраны развивающие материалы по потребностям и пространство организовано так, что игровые наборы всегда доступны, с ними можно заниматься сколько ребенок пожелает.
Воспитатель наблюдает за ребенком, но не пытается контролировать, помогать, навязывать свое мнение. Именно такое сопровождение мы видим на всех этапах развития. Важным положением этого подхода выступает опора на внутренний потенциал ребенка. Дети нормотипичные выступают волонтерами для детей с особыми образовательными потребностями.
Но, здесь мы столкнулись с трудностями. В процессе инклюзивной практики, мы определили, что ценность индивидуального образовательного маршрута ребенка в том, что педагог четко видит возможности, потребности и интересы ребенка. Но это эффективно при условии владения педагогом техникой взаимодействия, так как дети с ОВЗ в основном с полевым поведением, важно договориться, что делаем сейчас, а что потом. Педагог должен усвоить тактику поддержки и технику содействия. Он должен знать то, что особо значимо для развития каждого конкретного ребенка. Пока это удается 54% педагогов. Точку роста в этом направлении мы видим в наставничестве междисциплинарной команды специалистов.
Таким образом, в результате исследования инновационной деятельности по реализации модели «инклюзивный детский сад» сформировано единое образовательное пространство, направленное на перспективы развития и социализации детей с особыми образовательными потребностями.


 
Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности МБДОУ Аннинский д/с ОРВ "Росток"
В соответствии с нормативными актами, используя опыт отечественных (Шиян О., Богославец Л.Г., Майер А.А., Белая К.Ю., ) и зарубежных коллег (Титце В., Фирникель И., Хармс Т.), нами был разработан механизм внутренней системы оценки качества деятельности организации. (Приложение 1)

Функционирование МБДОУ Аннинский д/с ОРВ «Росток» в инновационном режиме затронуло показатели деятельности относительно научной, практической и педагогической составляющей, что позволило значительно повысить показатели при осуществлении ВСОКО, а именно:
· Разработана новая модель организации образовательного процесса в ДОО с приоритетом учета индивидуального подхода к развитию личности детей. С учетом нововведений (в том числе предусматривающих оптимизацию времени и образовательного пространства) отредактирована Основная образовательная программа ДОО. Вовлечение родителей и социальных партнеров в реализацию образовательных событий способствовало расширению образовательных возможностей;
· Повышение качества педагогической деятельности за счет участия в инновационных процессах ДОО (вовлеченность педагогического коллектива составляет 100%, обновление функционала педагогов, переход на эффективный контракт); прохождение курсов повышения квалификации, стажировок (на начало инновационной деятельности - 38 %, на текущий момент - 76%); системное применение современных педагогических технологий обучения и развития детей (технологии социализации воспитанников, «План-Дело-Анализ», STEM и др.); развитие психологической культуры педагогических кадров (развитие навыков субъект-субъектных отношений, социально-психологических умений при взаимодействии с родителями и воспитанниками в контексте осмысления индивидуальных задач воспитания, приобретение навыков коллегиальности и паритетности в решении совместных задач по воспитанию детей и взаимодействию с семьей);
· Созданы и функционируют студии по различным направлениям развития детей (на начало инновационной деятельности – 9 студий, на текущий момент - 14), в том числе расширен спектр сетевого взаимодействия, благодаря которому у воспитанников появилась возможность получать дополнительное образование на базе ДОО (на начало инновационной деятельности – 2 направления, на текущий момент – 4). Таким образом, обеспечивается широкий спектр выбора детьми направлений развития в соответствии с индивидуальными предпочтениями и с учетом запросов родителей. И как следствие, повышение показателей педагогической и психологической диагностики развития детей, основным из которых, мы считаем высокий уровень развития активности, любознательности, инициативности и социализации воспитанников;
· На основе современных требований и рекомендаций усовершенствованы документы сопровождения ребенка в процессе образования (Карты развития, Карты сопровождения и поддержки детских инициатив, Портфолио достижений и др.)
· Систематически обобщается и систематизируется инновационный опыт для диссеминации (в том числе, проведены семинары - 5; Мастер-классы на курсах повышения квалификации – 7; публикации – 9; выступления на районных методических объединениях -6)
Если использовать определение качества как степени ценности, пригодности чего-либо, то разработанная и проходящая апробацию модель образовательной деятельности, реализуемой в рамках проекта «Скульптор личности» в основу которой положена студийная форма организации образовательной деятельности, на наш взгляд, является жизнеспособной, и при создании ряда условий тиражируемой.
Успех вхождения ребенка – дошкольника в современный мир, приобретение первых жизненных ориентиров, удовлетворение, получаемое в процессе самостоятельной деятельности, свидетельствуют о качественной организации образовательной деятельности в ДОО.
Таким образом, мы считаем, что предоставляемые организацией образовательные услуги соответствуют государственному образовательному стандарту, запросам родителей и повышают имидж ДОО как гарантирующего высокое качество образования.

 
Реализация комплексного инновационного проекта «Лего-детский сад» в МБДОУ «Детский сад общеразивающего вида № 177» позволила обеспечить гибкость образовательного процесса, оптимальное сочетание креативных и стереотипных элементов в организации, технологиях и содержании дошкольного образования.
Идея лего-образования предполагает возможность трансформации образовательного пространства, то есть преобразования форм и способов педагогического взаимодействия, изменения целевой направленности в зависимости от потребности детей.
Целью проекта являлась разработка и внедрение образовательной модели, обеспечивающей реализацию идеи трансформации образовательного пространства, индивидуализации образовательного процесса.
Задачи проекта:
- разработка механизмов создания и использования образовательных конструкторов, обеспечивающих реализацию образовательной программы дошкольного образования на основе принципа индивидуализации;
- отбор средств организации развития, обеспечивающих оптимальное сочетание креативных технологий и стереотипных элементов, подтвердивших практикой дошкольного образования свою эффективность;
- разработка эффективной системы оценки качества дошкольного образования.
Для успешной реализации идеи лего-образования мы акцентируем внимание на следующем:
- вариативность организационных условий педагогического взаимодействия,
- представление содержательной части образовательной программы в виде образовательных конструкторов, в которых отражены педагогические решения по использованию программ, методик и технологий, решения по содержанию предметно-пространственной развивающей среды,
- представление в организационной части программы конструкторов образовательных ситуаций и образовательного события,
- образовательные решения ЛЕГО – приоритетное средство организации развития дошкольников,
- оценка качества образования строится на анализе проектирования предметно-пространственной развивающей среды и компетенций педагога в организации образовательных ситуаций.
 
МБДОУ "ЦРР - д/с №6" Анализ размещенных материалов по теме «Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности» показал, что каждая образовательная организация формирует и развивает собственную систему оценки качества, опираясь на авторские подходы (Ю.К. Бабанского, Л.И. Фалюшина и др.).
Дать экспертную оценку очень сложно. На наш взгляд система оценки качества образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №78» наиболее эффективна, все ее элементы соответствуют современным требованиям. Использование внутренней системы оценки качества образования служит средством предоставления своевременной, полной и достоверной информации по вопросам управления функционированием и развитием образовательного учреждения, обеспечивает принятие своевременных и обоснованных решений. Для обеспечения функционирования данной системы в образовательной организации разработана система кейсов с указанием используемых методов и средств сбора данных, периодичность сбора этих данных, их статистической (аналитической) обработки и предоставления результатов указанной обработки, определены конкретные исполнители из числа работников.
 
МБ ДОУ Павловский д/сад "Мозаика"

Результаты исследований по компоненту качества
«Создание условий для формирования предпосылок грамотности»

В опросе участвовало 14 педагогов. Проанализировав сумму результатов индивидуальных оценок педагогов по оценочным листам, получили следующие результаты по профилю качества:
Никогда - 0
Редко – 58
Часто – 37
Всегда – 46
Видим, что данный компонент качества требует развития. Это будет отправной точкой для определения целей развития качества ДОО по данному компоненту. Следующим шагом стала работа над повышение профессиональной компетентности педагогов: педагоги самостоятельно изучили книгу О. Шиян «Современный детский сад» и обсуждали прочитанное в ходе дискуссии.
Далее каждый педагог сформулировал собственную цель для работы над повышением качества и затем коллегиально определили общую цель: «Создать условия в группе для поддержки детского интереса к документированию историй» (согласно формуле «SMART»). Согласованная цель была задокументирована, оформлена в письменном виде и был обозначен срок (до 1 октября 2019 г.) и назначен ответственный педагог за реализацию данной цели.
Определили шаги:
- определить время для написания детских историй;
- истории документировать письменными буквами, чтобы дети сами их перечитывали;
- наполнить центр книги печатными изданиями;
- создать надписи (маркировку) всех предметов в группе;
- определить способ предъявления детских историй (для повышения мотивации).
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 71"

Оценка качества образования дошкольной организации.
Проект реализовывался в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования, с учетом шкал ECERS-R
1.Создана РППС для реализации проекта:
Организованны тематические рекреации: центр социальных инициатив, центр творческих инициатив, центр патриотического воспитания, центр интеллектуальных инициатив (зона экспериментирования, зона исследовательской деятельности, зона конструирования, зона моделирования, напольные шахматы, зона ПДД), зимний сад, центр психологической поддержки, сенсорная комната, центр робототехники, центр развития ассоциативного мышления. Благодаря такой средовой концентрации наши воспитанники имеют возможность ощущать трансформацию в пространстве и во времени.
2.Создана локальная сеть, оснащены АРМ
3.Введена штатная единица «координатор маршрутов»
4. В рамках реализации инновационной деятельности педагоги прошли курсы повышения квалификации.
5.
Оценка результатов проекта родителями.(Приложение 1)
1. https://www.sandbox71.ru/reviews/
2. https://voronezh.fulledu.ru/sadik/mbdou-crr-detskiy-sad-71/reviews/
3. https://vk.com/id508081211?w=wall508081211_58%2Fall




Анализ проявления детской инициативы.(Приложение 2)



Трансляция опыта
1. Публикации педагогов
2. Издание сборников, освещающих опыт работы ДОУ
3. Проведение вебинаров
4. Проведение тренингов, консультаций, круглых столов

Анализ полученных данных подтверждает, что проект реализуется успешно, наблюдается положительная динамика развития у детей инициативы, любознательности, самостоятельности. Качество образовательных услуг удовлетворяет запросы родителей, которые так же, как и дети стали более активные, инициативные. В период реализации проекта возникали определенные проблемные ситуации, для решения которых приходилось корректировать некоторые этапы проекта, не влияющие на качество образования воспитанников. Одной из таких проблем является нехватка педагогов, выступающих в качестве модераторов в центрах инициатив в связи с увеличением их количества. Завершается срок реализации проекта, но работа в этом направлении продолжается. Каждый новый результат- это новые цели, задачи, новые организационные решения.
 
На сегодняшний день, одним из актуальных направлений современного этапа развития российской системы образования является проведение процедуры оценки качества дошкольного образования и повышение его уровня с целью соответствия мировым образовательным стандартам.. Нами рассмотрены основные подходы и критерии оценки качества, применяемые инновационными площадками, следует отметить что во многих детских садах просматривается система, многие площадки используют методику ECERS-R «Шкала для комплексной оценки качества образования в дошкольных организациях» (д/с№1, д/с № 177 д/с №195 г. Воронеж, д/с № 16 г. Борисоглебск, Подгоренский д/с № 2, д/с «Колокольчик» Каменского района, Павловский д/с «Мозаика» и др.). Очень интересно было познакомиться с оценочными листами и картами многих инновационных площадок, например, «Карта анализа рабочей программы педагога» д/с 182 г. Воронеж; «Карта анализа педагогического взаимодействия» д/с 177 г Воронеж; «Оценочный лист организации свободной игры» Павловского д/с «Мозаика». Все представленные оценочные листы и карты анализа фиксируют результаты наблюдений: пространства детского сада, группы, игрового занятия, а также опроса педагогов в процессе наблюдаемых фактов, что соответствует ФГОС ДО.
Страницы: Пред. 1 2 3 4
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества