Дошкольное образование
Гость
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответить
Инновационные решения по организации РППС
 
Перспективные средовые решения в рамках реализации инновационного образовательного проекта
«Детский сад – сад детских инициатив»
Образовательный процесс в МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик» нацелен на создание условий для поддержки детской инициативы и организован на основе нелинейного расписания. Здесь поддерживается партнерство и сотворчество, провозглашается "политика свободы" в образовательном пространстве. В рамках данной модели «Сад детских инициатив» предполагается максимальный, а в будущем полный отказ от элементов традиционной модели, когда дети постоянно находятся в одновозрастной группе с одним воспитателем. Мы осуществили переход на организацию образовательной деятельности через свободный самостоятельный выбор культурной практики в соответствии с интересом ребёнка. Культурную практику мы понимаем, как приобретение личного опыта ребенком, опыта общения и взаимодействия с разными людьми и детьми из других групп и способов познания окружающего мира в разновозрастных сообществах. Все пространство детского сада предназначено для детей где они самостоятельно перемещаются.
Свободный выбор дети осуществляют пока в трех сообществах: младший (две группы), средний (две группы) и старший (четыре группы) возрастной кластер. Одновременно и ежедневно для старшего возрастного кластера предоставляется возможность сделать выбор, с первую половину дня, из шести культурных практик дважды, и два раза в неделю во вторую половину дня из шести предложенных практик выбрать одну. Всего для разновозрастных кластеров в течении недели предлагается 12 культурных практик в первую половину дня и 8 во вторую половину дня. Такой выбор дети производят 8 раз в течении двух недель.
Каждая культурная практика имеет свой маркер и своё место дислокации. В процессе реализации инновационной модели были продуманы разнообразные средовые решения: появился ЛЕГО-град, город Мастеров, театральный салон и исследовательский центр. В настоящее время идёт комплектование мультимедийного центра, в который войдёт мультстудия, интерактивный библиотечный центр и интерактивная песочница. В ДОУ созданы следующие центры активности:
- «Исследовательский центр», который оснащен цифровой лабораторией «Наураша»; мини микроскопами, цифровым микроскопом, переносными лаборатории по работе со светом и магнитами.
- «Театральный салон», в котором детям предоставлена возможность играть в театрализованные игры, создавать и демонстрировать спектакли с разнообразными театрами (настольный, ростовые куклы, перчаточный и пальчиковые театры и т.п.)
- «ЛегоГрад», где собраны разнообразные ЛЕГО конструкторы и созданы условия для конструирования и моделирования в разновозрастных сообществах.
- «Город Мастеров» предоставляет детям разновозрастных сообществ заниматься продуктивной деятельностью, художественным творчеством, который оборудован 12 мольбертами, имеется ландшафтный стол и оборудование для демонстрации результатов творчества.
- Музейная зона, посвящённая истории конного завода, на чьей территории находится детсад, наглядно помогает решать вопросы краеведения;
- «Зелёная зона», где представлены разнообразные растения, элементами ландшафтного дизайна и тренажёрами для развития сенсорного восприятия;
- «Зона знакомства с окружающим миром» для ознакомления с окружающим миром и проведением занятий по правилам дорожного движения;
- «Тактильная зона», в котором собраны разнообразные тренажёры по развитию тактильных ощущений, координации движений, развитию мелкой и крупной моторики.
- «Центр двигательной активности» для детей раннего возраста с горкой, модульными игрушками, тактильными настенными игрушками и т.п.
- «Зона БДД» с изображением различных видов транспорта и информационными стендами ознакомления с правилами поведения на дороге для пешеходов и пассажиров;
- «Мобильный автогородок», который позволяет детям на автоматизированном перекрёстке в любой зоне детского сада, а также на оборудованной площадке на улице, закрепить алгоритм движения по перекрёстку.
Таким образом, новые подходы к организации детей в разновозрастные сообщества при использовании современных педагогических технологии, в сочетании с активной, самостоятельной деятельностью ребёнка, а также освоение способов различной деятельности, основанных на индивидуальных интересах и есть культурные практики вместо традиционных занятий в дошкольном образовании. Мы считаем, что культурные практики в разновозрастных сообществах — это эффективный путь формирования у дошкольника инициативы и любознательности, через социализацию и индивидуализацию.
 
Средовые решения в рамках реализации инновационного образовательного проекта
"Сад детских инициатив"
МБДОУ "Подгоренский детский сад № 2"
В настоящее время в дошкольной организации ребенок должен быть активным участником образовательной деятельности. Мы попытались создать образовательную модель «Сад детских инициатив», способную удовлетворить современным запросам и вызовам, направленную на развитие и поддержку детской инициативы, где ребенок является активным субъектом образовательного процесса.
Остановимся на средовых условиях, в которых реализуется наша образовательная модель. Наш детский сад – типовое здание, имеющее 100% загруженность. Свободных помещений и больших холлов у нас нет. Развивающий центр эСТеЛь (Свободная Творческая Личность) у нас расположен на базе групповых ячеек (старших и подготовительных групп). Каждый центр имеет определенную средовую концентрацию и оснащен современным оборудованием, направленным на развитие определенного вида деятельности.
Для развития у детей творчества и фантазии, формирования эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей создан «Центр художественно-эстетического развития» (Изостудия). Современные мольберты, разнообразные материалы для детского творчества, вернисажи, выставки способствуют формированию творческого потенциала детей.
В «Центре познавательно-исследовательской деятельности» дети могут проводить опыты, изучать природные явления, отправляться в виртуальные экскурсии по всему миру. Здесь имеется современное оборудование, необходимое для исследовательской деятельности: лабораторные емкости, инструменты и приспособления для экспериментов. В ходе настоящих научных экспериментов и наглядной демонстрации с помощью цифровой лаборатории «Наураша» познание окружающего мира происходит в реальном времени через удивительные открытия и в увлекательной форме.
Лого-центр объединяет юных интеллектуалов. Центр укомплектован современным оборудованием и материалами для формирования представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.). Имеются детские компьютеры и планшеты, интерактивная доска, оборудование для анимационной студии, в которой юные мультипликаторы создают свои первые мультфильмы.
Работа в «Центре речевого развития» направлена на развитие звуковой и интонационной культуры речи, развитие связной, грамматически правильной речи и речевого творчества, обогащение активного словаря, формирование речевой инициативы и социализации детей.
Кроме развивающих центров у нас имеются дополнительные средовые решения: эстрадная студия, центр физкультуры и спорта и театральная студия.
Коррекционный блок представлен центром двигательной активности, центром речевой коррекции, центром психолого-педагогического сопровождения, сенсорной комнатой и массажным кабинетом.
Также созданы центры детской активности на свежем воздухе: центр экспериментирования, центр ПДД, амфитеатр, центр движения, центр свободной деятельности и центр музыки и танцев.


 
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 196"

Наша концепция основывается на создании специальных средовых условий для детей с РАС, которые позволят ребенку получать достаточное количество сенсорно-моторных ощущений и научиться их обрабатывать.
В основу создания нашей полисенсорной среды мы положили базовые ощущения человека : вестибулярные, проприроцептивные, тактильные.
Это первые три базовых ощущения у ребенка, которые появляются у человека с рождения. Помимо этих ощущений у ребенка развиты еще зрительные, аудиальные, обонятельные, вкусовые ощущения.
Все вместе они образуют фундамент сенсорно-моторных ощущений.
К сожалению, в настоящее время у детей мало возможностей в получении достаточного количества разнообразных сенсорных стимулов (мало двигаются, проводят много времени у компьютера), а это отражается в нарушении принятия и переработки адекватного ответа на сенсорные стимулы. Это называется сенсорная дезинтеграция.
Статистические данные показывают, что 75 % нормотипичных воспитанников и 90% детей с ОВЗ страдают данным нарушением.
Именно поэтому у нас возникла мысль создать в детском саду такую среду, которая поможет детям компенсировать данные дефициты.
Для этого в нашем детском саду была создана полисенсорная среда, которая включает:
1. Зал моторного насыщения( на основе физкультурного зала), в котором проводятся ежедневно занятия групп общеразвивающей и инклюзивной направленности, а также подгрупповая деятельность в подгруппах.
2. Следующим средовым решением, дополнительно созданным, является комната сенсорной интеграции, в которой расположено специальное оборудование для развития вестибулярных и проприоцептивных ощущений. Данное пространство не является стационарным, а трансформируется в зависимости от необходимости в зал для работы по формированию графомоторных навыков через развитие крупной и мелкой моторики., т.е. становится полифункциональным. Кроме того в данном помещении располагаются трансформируемые кровати, т.е. оно функционирует как спальня.
3. Интерактивный комплекс, который используется как центр для крупного конструирования и центр интерактивных игр.
4. Темная сенсорная комната, с зоной для индивидуальной работы с программным продуктом EDUPLAY/
5. Центр психологической разгрузки, где психолог работает над развитием зрительных и тактильных ощущений.
6. Эко-центр, дополнительно созданное пространство для осуществления успешной социализации, которая проводится в микро-группах психологом. В данном пространстве функционирует и изостудия (в подгруппах и микро-группах). Т.е. пространство трансформируется в зависимости от целей педагога.
7. Зал кинестетических и слуховых ощущений, где дети знакомятся со способами извлечения звуков их разных предметов.
8. Групповые помещения и ресурсная зона
9. Комплекс «Полисенсорный сад» на улице.
Последние два пространства связаны со всеми центрами своим функционалом, т.е. в каждой группе и на площадке есть мини-центры двигательной активности, центры исследования и наблюдения.
Именно такое взаимодействие и взаимопроникновение единиц данной структуры позволяет достичь видимого результата.
Все созданные средовые решения существуют во взаимосвязи и доступны всем воспитанникам ДОУ.
 
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Детский сад комбинированного вида № 71" Левобережного района городского округа город Воронеж.
Наш детский сад реализует проект «Сад детских инициатив»
рамках реализации этого проекта были созданы и укомплектованы следующие центры.
1. Центр социальных инициатив
Максимально эффективно используется для взаимодействия детей раннего и младшего возраста с детьми старшей возрастной группы.
2. Цент творческих инициатив
Включает в себя:
-Мобильный подиум
-Театральный занавес
-Мультимедийное оборудование
-Оборудованные места для зрителей
-Мольберты (стекло, настенные)
-Кукольный домик
-Костюмерная
Столы «Ромашка»
Разнообразие оборудования позволяет воспитанникам проявлять свои творческие способности и развивать творческий потенциал, используя при этом различные виды деятельности.
3. Центр патриотического воспитания
4. Центр интеллектуальных инициатив
-Зона экспериментирования
-Зона исследовательской деятельности
-Зона конструирования
-Зона моделирования
-Напольные шахматы
-Зона ПДД
-Магнитная доска (различный дидактический материал, буквы, цифры)
-Песко-стол
Продуктом, проявленных инициатив, в этом центре является новые конструкторские решения, нестандартное логическое мышление, детские открытия.
5. Зимний сад
Реализуя трудовое и экологическое воспитание с детьми в зимнем саду у них появляется возможность реализовать свои инициативы в комплексе с другими видами детской деятельности (уход за растениями, изучение природных явлений, здоровье сберегающие технологии, мир животных). Настенные мольберты расположенные в этой рекреации позволяют детям изобразить продукт своей деятельности.
6. Центр психологической поддержки
-Интерактивная песочница
-Музыкальные классики
-Игровой модуль для сенсорного развития
-Дары Фребеля
-Интерактивный стол на 10 касаний
-Интерактивная доска
-Развивающий комплекс «Тимокко»
-Развивающий комплекс «Возьми и сделай»
-Диагностический комплекс «Семаго»
Посещение комнаты психологической поддержки для детей всегда - праздник.Разнообразие инновационного оборудования позволяет им ощутить психологический комфорт, проявить самостоятельность и реализовать все свои инициативы.
7. Сенсорная комната
-Свето-звуковой фонтан
-Музыкальное кресло-подушка
-Кресло трансформер
-Звездное небо
-Фибероптический душ «Солнышко»
-Пузырьковая колонны
Чтобы стимулировать интерес дошкольников к предметам, побуждать к самостоятельному исследованию, поддерживать их любознательность приходит на помощь сенсорное воспитание - последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. А сама сенсорная комната - мощный инструмент этого воспитания.
8. Центр робототехники
-Конструктор «Простые механизмы»
-Конструктор «Первые механизмы»
-Магнитный конструктор
-Логоробот «Пчелка»

Первый шаг в приобщении дошкольников к техническому творчеству.С использованием образовательных конструкторов дети самостоятельно приобретают знания при решении практических задач или проблем.
9. Центр развития ассоциативного мышления
-Световые фонари
Посещение этого центра способствует решению проблем детских страхов (страх темноты),развитие творческих способностей (теневой театр, игра со светом).

10. Игровая
-ЛайтБим
-Развивающее коррекционное оборудование
11. Информационно-библиотечный центр
-Домик для книг
-Места для отдыха
-Детская литература
12. Центр экспериментирования (групповое помещение)
-Цифровая лаборатория «Наураша»
-Оборудование для экспериментальной деятельности

Благодаря такой средовой концентрации наши воспитанники имеют возможность ощущать трансформацию в пространстве и во времени.
 
СРЕДОВЫЕ РЕШЕНИЯ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 33» г. Воронежа
Реализация образовательной модели инклюзивный детский сад «Разные дети – равные возможности!» предполагает организацию особой развивающей среды, в которой будет место и для коррекционной, развивающей работы, и для проведения образовательных мероприятий.
Формируя инклюзивное образовательное пространство, мы объединяем здоровых дошкольников и их сверстников с ограниченными возможностями здоровья различных нозологий.
В детском саду работает Центр психолого-педагогического сопровождения «Развиваться и дружить!», который включает секторы развития по различным направлениям детской деятельности:
- сектор физической активности;
- сектор игровой поддержки;
- сектор сенсорного развития;
- сектор коррекционно-развивающей работы;
- сектор сенсорной интеграции;
- сектор познавательного развития;
- сектор творческого развития;
Работа в образовательных секторах проводится по подгруппам, в которые включаются дети с ОВЗ и здоровые дошкольники. Это является прекрасной возможностью организовать взаимодействие разных категорий детей в коммуникативной, игровой, продуктивной, исследовательской деятельности.
Сектор творческого развития предполагает организацию совместной театрализованной деятельности и проведение сюжетно-ролевых игр. Для каждого ребёнка независимо от особенностей его развития можно подобрать роль, в которой он может показать свои умения, пережить эмоциональный подъём, почувствовать свою значимость и успешность. Театрализованная деятельность – мощное средство для формирования единого детского коллектива, чувства принадлежности к группе.
Сектор игровой поддержки необходим в инклюзивном детском саду.
Игровая деятельность способствует не только психическому развитию ребёнка, но и создаёт предпосылки успешной социализации для всех категорий детей.
Особого внимания заслуживает организация территории инклюзивного детского сада, на которой нет закреплённых за каждой группой прогулочных участков. В прогулочной зоне так же созданы секторы по направлениям детского развития. Дети могут свободно перемещаться, объединяясь во временные сообщества по интересам.
 
Организация открытого игрового пространства

группового помещения в рамках реализации перспективной модели «Детский сад – Игропарк» ( из опыта работы)


Проблема организации и развития игровой деятельности детей дошкольного возраста является одной из самых важнейших проблем дошкольного образования. Выполняя ведущую роль в развитии маленького ребёнка, игра, как никакой вид детской деятельности, требует пристального внимания, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Но практика показывает, что это право ребёнка на игру не соблюдается. Наше дошкольное учреждение в ходе реализации комплексного инновационного проекта « Детский сад – Игропарк » ставит своей задачей создать благоприятные условия, обеспечивающие право ребёнка на игру.
Мы определили структуру открытого игрового пространства, учитывая ресурсы ДОУ, которое нам надо создать - это наша «Кругосветка». Идеей «Кругосветки» является игровой образовательный маршрут дошкольников через реализацию образовательных практик. Образовательный маршрут представляет собой посещение различных точек игрового пространства ДОУ, начинающийся и заканчивающийся в одном и том же месте. Это не только групповые помещения, но и все помещения для детской активности, которые имеются в детском саду. Так как название имеет географическую направленность, то и организуемые детские центры активности в ДОУ назвали в этом направлении, учитывая принцип укрупнения объектов. Это – «города» в групповых помещениях, «страны» в здании и «острова» на территории ДОУ.
Точкой отсчёта в нашем открытом игровом пространстве являются групповые помещения. На сегодняшний момент нами создана модель открытого игрового пространства в двух подготовительных группах, о которой и хотелось бы рассказать .Для создания игрового ландшафта нам представляется важным разделить пространство группового помещения на шесть частей. Это шесть «городков», каждый из которых имеет цветовую маркировку и свою эмблему:
« Читай - городок», « Городок Талантов», «Городок Спорта», «Играй – городок» и городок «Открытий» - детские центры активности, соответствующие пяти направлениям развития ребёнка, в которых созданы условия для реализации всех видов детской деятельности. В каждом городке могут одновременно осуществляться несколько видов образовательных практик. Шестой городок« Радужный». В данном городке на полках и стеллажах, располагаются контейнеры с материалом и оборудованием, маркированные по цветовому принципу, где ребёнку предоставляется возможность выбора нужного материала и оборудования, которого ему не хватило.
Целевой ориентир, который мы рассматриваем – инициатива, самостоятельность, выбор – не имеют материального выражения. Поэтому нами продумана возможность зафиксировать инициативу и результат деятельности детей в «Карте желаний» с помощью условных обозначений. «Карта желаний» - это ещё и диагностический инструментарий педагога, по которой проводится анализ выбора детей. Проектируя открытое игровое пространство, мы учитываем временную последовательность разных видов жизнедеятельности. Сочетание в режиме дня регламентированной, нерегламентированной и свободной деятельности в соотношении (20:40:40) – это оптимальным сочетанием для поддержания активности детей в течение всего дня.
Содержательный компонент пространства - это образовательные практики с учётом календаря образовательных событий и запросов детей.
Материальный компонент - совокупность специально подобранных и изготовленных материалов и оборудования. Именно материальный компонент выступает носителем содержания детской деятельности. Каждый городок – маленькая творческая мастерская, наполненный разнообразным стимульным и дидактическим материалами.
Личностный компонент среды – совокупность субъектов (участников) деятельности и способов их активности в процессе реализации конкретной деятельности. – Почему нам это важно? Какую проблему мы этим решаем для ребёнка и педагога?
- Пульсирующие городки в групповом пространстве способствуют преобразованию игровой среды «под замысел», и позволяют вариативно использовать групповое пространство детям.
- В групповых пространствах нет перегруженности предметного материала, что позволяет ребёнку дошкольного возраста без затруднения сделать выбор.
- Широкое использование в интерьере значков, символов, надписей, схем, загадочных знаков, предоставляет возможность свободной ориентации ребёнка в пространстве не только в своей группе, но и в другой. А надписи на полках и контейнерах способствуют овладению грамотности в естественных условиях.
- Смена игрового материала по ситуации, появление новых предметов, способствующих стимуляции разных видов детской деятельности.
- Объединение детей совместными впечатлениями и интересами способствуют формированию коллективных взаимоотношений и более тесному контакту всех участников образовательных отношений.
- повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста;
- возможность включения в образовательный процесс разнообразных эффективных форм работы с детьми:
- смена образовательной парадигмы: от формата фронтальных занятий с большой группой к формату деятельности;
- развивающий характер образования;
- возможность продуктивно организовывать и соотносить индивидуальную увлечённость ребёнка, т.е. повышение индивидуализации обучения;
- переход от «вербального» обучению к познанию в действии;
Нами, на сегодня, сделаны первые шаги в преобразовании открытого игрового пространства ДОУ. Мы понимаем, что выполнение требований и принципов в построении РППС можно оценить лишь в процессе наблюдения – как дети действуют в этой среде, насколько они активны и самостоятельны. В этом и перспектива нашей дальнейшей работы – создать отрытое игровое пространство в остальных возрастных группах, закончить преобразования дополнительных помещений в здании и на территории ДОУ.
 
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 182"
"Средовые решения в рамках реализации инновационной образовательной модели ИГРОПАРК"
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 77"
Средовые решения модели ДАСИ в рамках реализации инновационного проекта Детский сад - Игропарк.
 
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29" - это детский сад для всех. В нашем инклюзивном дошкольном учреждении все дети разные, и для них просто необходима адекватная их возможностям предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка. Мы рады предложить особенным детям особые комфортные условия: ресурсную зону, Центр тактильно-сенсорного воспитания, Интерактивный центр, Комплекс физической культуры и партерной гимнастики, Коррекционно-развивающий комплекс, Студию эстетического воспитания, Центр цветоведения, Пространство речевого развития или Букводом, сюжетные мини-центры в транзитных помещениях.
 
Цитата
Татьяна Кривцова написал:
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Своими идеями в рамках реализации инновационной деятельности можно делиться на страницах данного форума.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества