Дошкольное образование
Гость
Страницы: 1 2 След.
Ответить
Технологии игрового и деятельностного типа
 
Коллеги!
Для вас создана новая тема в рамках форума, а значит, появились дополнительные возможности обмениваться опытом реализации инновационной деятельности. Размещаемые материалы желательно иллюстрировать фотографиями, детскими работами, схемами, графиками - любой графической информацией.
Напоминаю вам также о возможности комментировать и экспертно относиться к размещаемым материалам.
 
Методический кейс «Образовательные технологии» в соответствии с комплексной образовательной моделью «Детский сад – Игропарк» МБДОУ «Детский сад №2» г.Лиски.
В прилагаемых материалах представлены:
1. Комплексная образовательная модель «Детский сад – Игропарк».
2. Технологии, положенные в основу образовательной модели.
3. Методический кейс «Образовательные технологии» (для развития социальных качеств личности, формирования коммуникативной культуры детей через использование игры как основной формы организации жизни детей дошкольного возраста).

Применение данного кейса обеспечивает построение целостного педагогического процесса, направленного на полноценное всестороннее развитие дошкольников (в том числе с ОВЗ) по направлениям развития и образования, представленными в пяти образовательных областях (ФГОС ДО п.2.6.) и реализуется в процессе образовательной деятельности, в ходе режимных моментов с учетом приоритетных для каждого возрастного периода видов детской деятельности. Игровой практикум как форма организации самостоятельной деятельности детей относится к специфике данной модели и комплексной образовательной программе Н.В. Микляевой «На крыльях детства», в соответствии с которой определяется содержание образовательной программы ДОО.
Основная идея комплексного инновационного проекта "Дружные ребята"– формирование на основе ведущей детской деятельности единого образовательного пространства, способного обеспечить решение всех задач образовательного процесса под девизом: «Вместе весело живём - играем, дружим и растём!». Поэтому базовая технология для реализации данной модели - социоигровая педагогика (авторы А.П. Ершова, В.М. Букатов, Е. Е. Шулешко), предполагающая развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками, ведь "игра - арифметика социальных отношений"(Л.С.Выготский).Данная социоигровая технология отвечает задачам реализации стратегии развития дошкольника средствами игровой деятельности , заложенной в проект: от создания условий для приобретения опыта (2-3 года), через опыт игрового общения и взаимодействия, формирование игровой культуры (3-5лет) до овладения культурными игровыми практиками (5-7 лет).

Наша цель — создать в Игропарке условия для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Исходя их этого, мы рассматривали технологии и методики для комплексирования кейса «Образовательные технологии», с точки зрения развития коммуникативных умений и навыков и двигательной активности.
Данный выбор технологий и методик не является константой. Педагоги имеют право расширять и дополнять методический кейс, исходя из стоящих задач обучения и выстраивания индивидуального маршрута развития воспитанников, при условии соблюдения преемственности при переходе от одной возрастной группы к другой.
 
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №5
Лискинского муниципального района

"Сущность технологизации образовательного процесса дошкольников"
Принятие идеи инклюзивного образования потребовало от нас серьезного реформирования всей нашей педагогической системы, чтобы сделать детский сад для всех. Появилась необходимость включения в образовательную деятельность детей с ограниченными возможностями здоровья. В связи с этим был осуществлен переход на активное использование тех​нологий, ориентированных на лич​ность ребёнка, на развитие его способностей в условиях доверия к природе ребёнка и опоры на его поисковое поведение.
Для нас на первый план вышла задача организации дружественного социума для развития социальных навыков у дошкольников. Поэтому, новые технологии социализации ребенка – дошкольника, разработанные Натальей Петровной Гришаевой , позволяющие эффективно сформировать и развить у него саморегуляцию поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность – качества, необходимые для жизни в современном обществе, позволили изменить образовательный процесс. В настоящее время мы активно используем такие авторские технологии как:
«клубный час» позволяет детям под опосредованным контролем взрослых свободно перемещаться по территории детского сада и выбирать ту деятельность, которая им нравится
«рефлексивный круг» ежедневный круг рефлексии предполагает обсуждение детьми насущных проблем в группе
Социо-игровая технология (авторы-А.П.Ершова, Е.Е.Шулешко,В. М.Букатов) помогла решить основную идею организации собственной деятельности детей, которой ребёнок хочет заниматься и в которой он: делает, слушает, смотрит и говорит, «подразумевая свободу действий, свободу выбора, свободу мыслей ребёнка».
В вышеперечисленные технологии мы ввели взаимопроникающие методики:
«Групповой сбор» Л.В.Свирская Организации совместной деятельности взрослых и детей, основанной на равноправном участии обеих сторон в выборе содержания и в планировании действий
Метод педагогического проектирования (Л.С.Киселева, Т.А.Данилина) Как одна из форм планирования и организации образовательной деятельности
Метод интеграции содержания образования Помог соединить в единое целое отдельные культурные практики, произошло взаимопроникновение познавательной информации, взаимообогащение, благодаря чему формируется у детей целостное восприятие мира.
Методики Новиковой- Иванцовой, Ланской Эффективные методики развития речи неговорящих детей.
Все методы способствовали проникновению в образовательную деятельность таких технологий, как гуманизация образования, проблемное и развивающее обучение, педагогика сотрудничества, личностно-ориентированный и деятельностный подходы. Личностно-деятельный подход позволил обеспечить максимальное субъектное развитие личности через вовлечение в различные виды детской деятельности.
Для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка, с целью развития таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения мы используем технологию ТРИЗ ( автор и разработчик Г. С. Альтшуллер ), на практике методик Т.А.Сидорчук:
Метод каталога Метод позволяет в большей степени решить проблему обучения дошкольников творческому рассказыванию
Метод «Системный оператор» Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу
Метод фокальных объектов Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением.
Метод морфологического анализа В работе с дошкольниками этот метод очень эффективен для развития творческого воображения, фантазии, преодоления стереотипов. Суть его заключается в комбинировании разных вариантов характеристик определённого объекта при создании нового образа этого объекта.
С целью становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности, мы ввели технологию построения развивающей среды, что позволило решить нижеследующие задачи:
создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;
предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;
ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;
активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;
ориентироваться на активные методы воздействия на личность.
Для решения стратегической задачи охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия мы используем здоровьесберегающие технологии . Они отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:
· приобщение детей к физической культуре
· использование развивающих форм оздоровительной работы.
Сущность технологизации образовательного процесса дошкольников позволило реализовать объективную потребность перевода образовательной деятельности с дошкольниками от парадигмы обучения к парадигме учения.
 
МБ ДОУ Павловский д/сад "Мозаика"

Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не упускать этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Поэтому в процессе реализации инновационной образовательной модели «Игропарк «Мозаика» мы используем методы и приемы ТРИЗ с учетом направленности каждого аттракциона. (См. презентацию).
Главным условием при организации образовательной деятельности в рамках инновационной модели является наличие привлекательных видов детской деятельности, предоставление ребенку возможности самостоятельно проявить инициативу, творчество. Одним из средств, обеспечивающих не только качественный, но и увлекательный процесс обучения, бесспорно, является система творческих заданий на основе методов и приемов ТРИЗ.
Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ это – формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.
Реализация ТРИЗ органично встраивается в воспитательно-образовательный процесс нашей модели и позволяет осуществлять личностно-ориентированный подход во всех видах деятельности. При проведении ООД используются проблемные ситуации, которые требуют неординарного решения. В познавательную деятельность детей включается работа с предметно-схематическими и графическими моделями.
В результате использования ТРИЗ дети активны, инициативны. Самое главное – не боятся высказать свою точку зрения.
Цель образовательной деятельности с использованием ТРИЗ-РТВ дать детям комплексный подход к решению любых возникающих проблем, научить мыслить системно, выделять противоречивые свойства объекта или явления (как хорошие, так и плохие). Умение обнаружить противоречие, а тем более разрешить его, может стать ключом к тайнам жизни, позволит дошкольнику активно защищать свои жизненные позиции.
Применение ТРИЗ-РТВ помогает преодолеть детям чувство скованности, застенчивости, развивает воображение, речевую и общую инициативу, повышает уровень познавательных способностей, помогает находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Хочется отметить, что все образовательные технологии взаимосвязаны между собой. И только та технология даст необходимый результат, которая одухотворена её главным автором – Педагогом! Каждый педагог – творец технологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, всегда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоянии.


 
Ради чего ребёнок идёт в детский сад? Ради игры.
Что может быть интересней и значимей для него?

1. Зачем играть?
После того как ребёнок адаптировался (у каждого процесс адаптации занимает разное время), начинаем диагностику. Наблюдаем за его поведением в разных видах деятельности, в том числе обязательно – в игре (какие игры предпочитает ребёнок, какие роли он выполняет в совместной игре, достигаются ли желанные роли, как общается со сверстниками). Предлагаем ребёнку специальный кейс диагностических игр. Диагностируем уровень сформированности игровой деятельности. Результаты наблюдений вносим в специальную карту.
И видим, что дети действительно разные. В нашем детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья (с РАС, С ТНР, С ЗПР, с УО, с НОДА, слабослышащие – всего 76 детей, 22 ребёнка имеют инвалидность); одаренные, билингвы (азербайджанский, армянский, японский), с проблемами в поведении (гиперактивные, агрессивные, с повышенным уровнем тревожности, с низким уровнем самооценки), дети со сложной жизненной ситуацией (те, которые находятся под влиянием психотравмирующих событий – у которых умер один из родителей), дети, сложно адаптирующиеся к детскому саду.

2. Во что играть?
И для всех категорий детей, для каждого ребёнка, мы подбираем необходимые игровые технологии, которые должны соответствовать зоне актуального развития (соответствовать возрасту и уровню сформированности игровой деятельности), зоне ближайшего развития (соответствовать категории ребёнка), задачам реализации ООП, задаче реализации индивидуальных потребностей, и, конечно, особенностям инновационной модели «инклюзивный детский сад». Мы подбираем необходимые методы и приёмы в рамках игровых технологий для решения адаптационных, обучающих, воспитательных, здоровьесберегающих, коммуникативных и коррекционных задач.

3. С кем играть?
Организуем взаимодействие участников образовательного процесса, ведь каждый человек – это ресурс для другого человека:
ребёнок-педагог (какие специалисты нужны воспитаннику - воспитатель, тьютор, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования – и в какой мере);
ребёнок-ребёнок (какая игра на данный момент будет наиболее эффективна для него - индивидуальная, в паре, в подгруппе, в группе);
педагог-родитель (родители в нашем детском саду максимально включены в образовательную деятельность, они активные участники образовательных мероприятий и праздников; родители детей, посещающих детский сад в режиме лекотеки, получают психолого-педагогическую помощь наравне со своими детьми и взаимодействуют с ними наравне с педагогами ;
родитель-ребёнок;
ребёнок – интерактивный герой. В нашем детском саду живут авторские интерактивные персонажи, активно играющие с детьми и позволяющие педагогам решать определённые задачи. Помогают детям быстрее адаптироваться к детскому саду, с их помощью развиваются внимание, усидчивость и воображение. Это нарисованные, анимированные и озвученные Интерактивчик, Петя и Маша Любознательных, а также герой - своеобразный символ нашего детского сада Кудрявый Ёжик, помогающий создавать инклюзивную культуру.

4. Где играть?
Подбираем необходимое оборудование для реализации поставленных задач и необходимые помещения (логопедический центр, коррекционно-развивающий комплекс, ресурсная зона, интерактивный центр и т.д.). Мы активно используем богатые возможности современного интерактивного оборудования – и это не только развлечение и мотивация, которая позволяет всем включиться в развивающие игры с большим удовольствием, но и, прежде всего, хорошая возможность получить интеллектуальное, эмоциональное, социальное и коммуникативное развитие, даже не замечая этого. У детей благодаря интерактивным играм развивается зрительное восприятие и распознавание, координация и моторика. Также благодаря интерактивным играм малыши с раннего детства осваивают цифровые технологии, что в дальнейшем станет хорошим подспорьем в развитии навыков программирования и робототехники.

5. Когда играть?
Определяем место игр в режиме дня и в период от диагностики до диагностики (учитывая период пребывания ребёнка в детском саду – полный или кратковременного пребывания).

Ответы на все эти вопросы и составляют индивидуальный маршрут ребёнка.

Мы разные, но мы вместе!

При этом, поскольку игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника, ставим задачи обогащения развития игровой деятельности. Основными из которых являются:
- содействие становлению игры как самостоятельного творческого вида деятельности,
- развитие в игре позитивной «Я-концепции» ребёнка,
- развитие в игре познавательных процессов (сенсорика, память, внимание, мышление, воображение),
- содействие становлению и развитию дружеских взаимоотношений между детьми (от игры рядом к играм вместе),
- содействие оптимизации взаимоотношений между детьми в группе, формированию в процессе игры взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи,
- содействие созданию стойких играющих коллективов, объединённых общими интересами,
- содействие развитию творческой инициативы, способности самостоятельно создавать и реализовывать игровые замыслы.
 
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» г. Воронеж

Метод замещающего онтогенеза – технология психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном детском саду.

Создание комфортных, бесконфликтных, безопасных условий для развития личности и объединения в единый коллектив здоровых детей и дошкольников с ограниченными возможностями здоровья – это цель, которая должна быть достигнута при реализации, образовательной модели «Инклюзивный детский сад».
Наиболее востребованными в инклюзивном детском саду являются личностно-ориентированные технологии, центрированные на личности ребёнка и позволяющие в равной мере удовлетворять потребности здоровых дошкольников и детей с нарушениями развития.
Базовым методом технологии нейропсихологической профилактики и коррекции является метод замещающего онтогенеза (МЗО) – автор профессор А.В. Семенович. Концептуальную основу метода составляют утверждения отечественных нейропсихологов о том, что дошкольный возраст играет ключевую роль для формирования единства в работе нервной системы, психических функций и различных систем организма. Формируется слаженный механизм «мозго-психо-тело».
МЗО – универсальный метод профилактики, коррекции и компенсации познавательного, речевого, коммуникативного развития, который представляет совокупность здоровьесберегающих, имитационно-игровых, коммуникативных технологий. Метод замещающего онтогенеза можно с успехом использовать для работы с нормативно развивающимися детьми, детьми с ограниченными возможностями здоровья, одарёнными детьми.
Многие современные дети отличаются недостаточностью двигательных координаций, с трудом осваивают традиционные подвижные игры, испытывают трудности в овладении элементарными навыками (неловко держат ложку, не умеют застёгивать пуговицы и т.д.). Неразвитость двигательных координаций ведёт к задержке и искажению речевого развития, дети с трудом выражают свои мысли. По мере взросления нарастают эмоционально-личностные проблемы (непредсказуемая смена настроения, агрессивность, импульсивность). Все эти нарушения имеют глубокие корни, начиная с внутриутробного и раннего развития и присущи как здоровым дошкольникам, так и детям с ограниченными возможностями здоровья. Универсальность технологии в том, что все программы можно использовать как профилактические и развивающие у нормотипичных детей или с целью коррекции и компенсации у воспитанников с ОВЗ.
С помощью чёткой последовательности упражнений, составляющих программу метода замещающего онтогенеза, можно «заместить», сконструировать заново последовательность отрезков развития ребёнка, которые он не прошёл по тем или иным причинам.
В МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» технология нейропсихологического сопровождения МЗО используется в соответствии с рекомендациями примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Диалог» под редакцией О.Л. Соболевой. Технология реализуется в базовой программе «В диалоге с мозгом», которая включает в себя 3 подпрограммы «Разминка», «Психомоторные координации», «Познавательные компетентности». В старшем дошкольном возрасте добавляются программы по углубленной профилактике и коррекции речевых нарушений. Структурированные занятия по этим программам проводятся 2 раза в неделю по подгруппам в центре психолого-педагогического сопровождения детского сада «Развиваться и дружить!» учителем-дефектологом, педагогом-психологом, инструктором по физической культуре и педагогом дополнительного образования по сенсорному развитию. Игры для развития моторики, растяжки, познавательные игры, игры, направленные на профилактику и коррекцию речевых нарушений, подвижные игры включаются в ежедневный ритм жизни воспитанников на утреннем инклюзивном круге, в режимные моменты.
Направления работы в рамках МЗО:
- развитие сенсомоторных координаций (упражнения для развития дыхания, общей, мелкой, артикуляционной моторики, глазодвигательной координации, растяжки, гладилки, самомассаж, подвижные игры, игры с мячом);
- развитие тактильно-кинестетических координаций (изучение схемы тела, развитие всех каналов восприятия, сенсорная интеграция, развитие когнитивных функций);
- формирование познавательных компетентностей;
- формирование произвольной саморегуляции и коммуникативных потребностей;
У метода замещающего онтогенеза нет возрастных ограничений. Возрастные отличия связаны с постепенным усложнением игровых инструкций. Воспитатели включают упражнения в игровую, соревновательную, командную деятельность. Продуктом этой деятельности является рисунок, танец, выполнение игровой роли или игрового задания. Для каждого занятия разрабатываются ритуалы приветствия, прощания, выбора лучшего участника группы, что необходимо для развития произвольной саморегуляции, коммуникативных навыков, успешной адаптации ребёнка в социальной группе. Все упражнения вызывают у детей положительные эмоции, способствуют установке невербальных и вербальных контактов, помогают детям узнавать друг друга.
Таким образом, технология психолого-педагогического сопровождения МЗО способствует решению задач реализации инновационной модели «Инклюзивный сад».




 
Организация дружеского социума на территории детского сада - задача социального развития дошкольников. Посмотрите на ребенка; он открыт, креативен, динамичен, ему интересно новое,он жаждет действовать.Самое главное -создать условия при которых эти качества не только сохранится, но и станут еще более разнообразными. Для того, чтобы поддерживать детскую инициативу и сформировать навык –осознанно делать выбор, мы реализуем идею, согласно которой, ребенок сам может планировать свой день самостоятельно или с помощью компетентного взрослого. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. В этом нам помогают технологии эффективной социализации дошкольников Гришаевой Н.П.
 
Игровая технология геокешинг в ДОУ.
В ДОУ идет апробация комплексного инновационного проекта «Детский сад – Игропарк», деятельность в рамках проекта предполагает использование современных игровых технологий в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.
В практике работы дошкольного учреждения в рамках организации итогового мероприятия, используется современная игровая технология - геокешинг. Что же такое геокешинг? Геокешинг – это приключенческая игра с элементами спорта, туризма и краеведения.
Основная идея игры состоит в том, что одни игроки прячут тайники, далее с помощью GPS определяют их географические координаты и сообщают о них в Интернете. Другие игроки используя эти координаты и свои GPS-приёмники тайники ищут.
Чаще всего тайники расположены в местах, которые представляют природный, исторический, культурный, географический интерес. Гекокешинг - это игра, в которую играют во всем мире, тайники есть в самых разных уголках нашей планеты.
В нашем дошкольном учреждении используется адаптированная для дошкольников версия геокешинга, которая основана на поиске тайников и кладов с помощью карт, схем, компаса в здании ДОУ, на территории, а также за ее пределами. Данная игровая технология позволяет осуществлять комплексно – деятельный подход к развитию личности каждого ребенка, гармонично включается в образовательный процесс, обеспечивает оптимальные условия для здоровье сбережения, воспитания полезных привычек по сохранению и укреплению здоровья, дает мотивацию на занятие физической культурой и спортом.
Геокешинг можно организовать в различных формах: групповая форма организации, тайник ищет вся группа детей; индивидуальная, когда один человек ищет клад по индивидуальному маршруту; подгрупповая, когда одна подгруппа закладывает клад, а другая ищет; коллективная, когда в поиске клада соревнуются команды.
Чтобы играть в геокешинг необходимо знать все особенности этой игры.
Существует определенная терминология и символика, на конкретном примере вы это увидели: игрок – геокешер, клад – геокешерский тайник, кладом называется любой предмет, спрятанный в тайнике в контейнере. Приз за выполненное задание, который получают дети –вудкоин.
Символы гекешинга содержат четыре цвета –желтый, зеленый, синий, оранжевый, на которых нарисовано начало и конец пути. Цвета могут указывать дополнительные рекомендации нахождения тайников. Например: место нахождения карты, подсказок со способом передвижения и т.д.
Игра предполагает наличие ясной конкретной мотивации.
Каждый разработанный нами игровой маршрут несет определенную смысловую ценность и основывается на блочно – модульном планировании модели « Кругосветка».Организовывая игру гнеокешинг, мы даем возможность детям действовать в реальном мире, а также возможность погрузиться в воображаемый мир.
В прохождении игрового маршрута дети четко выполняют существующие правила игры – найти тайник, забрать клад, положить взамен взятого клада заработанные вудкоины и оставить в блокноте запись о себе и своей находке.
В завершении игрового маршрута проводится рефлексия.
Каковы же преимущества современных игровых технологий, а именно маршрутных игр в стиле геокешинга. Детям очень интересен поиск, основной плюс их преимущества игры в геокешинг состоит в том, что каждый раз дети не знают какое приключение их ждет, с чем им придется столкнутся и какой маршрут им придется преодолеть, в результате чего заинтересованность детей от игры к игре возрастает.
Маршрутная игра в стиле геокешинг дает большие возможности для интеграции различных видов детской деятельности: конструктивной, познавательно-исследовательской; двигательной, коммуникативной.
Данная игровая технология предусматривает постоянное изменение предметно – пространственной среды, её мобильность, корректировка, подготовка и изготовление атрибутов для игры совместно с детьми. Игра геокешинг предполагает вовлечение родителей в единое образовательное пространство – организация «Маршрутов выходного дня», совместные игры с родителями позволяют пропагандировать ЗОЖ, развивать интерес к родному краю и культуре.
Играя в геокешинг у детей появляется возможность проявить инициативу и самостоятельность, развивается способность к волевым усилиям, принятию собственных решений.
Маршрутная игра в стиле геокешинг – это всегда двигательная активность, мотивация на здоровый образ жизни, радостное общение, положительные эмоции, удивление, восторг, что и является важнейшим фактором оздоровления, условием для здоровье сбережения и соответствует основным требованиям ФГОС ДО.
 
М
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 71"
"Сад детских инициатив"

А.С.Макаренко считал, что «… ребенок должен играть,
даже когда делает серьезное дело. Вся его жизнь – это игра».


Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по обучению учебных предметов. Занимательность условного мира игры, делает её положительно эмоционально окрашенной, а эмоциональность игрового действа активизирует все психологические процессы и функции ребенка. Другой положительной стороной игры является то, что она способствует использованию знаний в новой ситуации,таким образом, усваиваемый учащимися материал проходит через своеобразную практику, вносит разнообразие и интерес в учебный процесс.
Игра – это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Цель игры - побудить интерес к познанию, науке, книге, учению.
И если мы вложим образовательное содержание в игровую оболочку, то сможем решить одну из ключевых проблем педагогики — проблему мотивации учебной деятельности.
На детскую игру можно смотреть по-разному. Но есть законы, не подчиняющиеся ничьим желаниям. Согласно одному из них, если какая-то стадия развития не пройдена полностью, то следующая будет протекать искаженно. Детство — время игры, и если блокировать игровые способности ребёнка, не давая ему наиграться, то на следующих этапах развития он будет доигрывать не доигранное, вместо того, чтобы идти вперёд.
Интересное дело, интересный урок способны захватить ребенка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Игра учит. Следовательно, это средство обучения.
Учебная игра как технология обучения давно интересует ученых и практиков. Как педагогическая технология игра интересна тем, что создает эмоциональный подъем, а мотивы игровой деятельности ориентированы на процесс постижения смысла этой деятельности
При раскрытии сущности игровой технологии следует выделить следующие компоненты:
мотивационный;
ориентационно-целевой;
содержательно-операционный;
ценностно-волевой;
оценочный.
Во время игры у ребенка возникает определенное игровое состояние – важный элемент игры. Игровое состояние, включающее наличие переживания, активизацию воображения участников, эмоциональное отношение к действительности, поддерживается проблемностью ситуации, элементами соревновательности и занимательности, используемыми аксессуарами, присутствием юмора и элементов дискуссии, свободной творческой атмосферой, ситуацией выбора.

Таким образом, можно говорить о том, что игровые технологии представляют собой ступени от игры-забавы к игре-увлечению познанием.
Результат как обязательный структурный элемент игры проявляется в том, что игра - это

- эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности воспитанников ;

- тренировка памяти, помогающая учащимся выработать речевые умения и навыки;

- стимулирует умственную деятельность воспитанников, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

- способствует преодолению пассивности воспитанников;
 
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78»
Квест как эффективная современная форма
организации образовательной деятельности дошкольника.

В ходе совместной работы творческих групп МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №78» был представлен продукт образовательного хакатона - педагогический проект «Квест как эффективная современная форма организации образовательной деятельности дошкольника».
Проект реализовывался поэтапно. Цель подготовительного этапа - поиск эффективных форм образовательной деятельности детей – осуществлялась через создание рабочих групп из числа педагогов, работающих в творческом режиме, разработку документации и квест-мероприятий. Члены рабочей группы выполняли задания в соответствии со своими индивидуальными возможностями.
На втором этапе – аналитико-диагностическом - проходила апробация и диагностика квест-технологий в детском саду. Для выявления эффективности занятий применялась методика оценки комфортности ребенка в обычной деятельности и на занятии в форме квест-технологии. Далее, путем сравнения выявлялось, насколько та или иная форма более эффективна. Результаты показали: в квест-играх дети чувствовали себя более комфортно и активно.
Практический этап предусматривал приспособление квест-технологии к условиям образовательного процесса детского сада, а также к потребностям и возможностям ребенка. Был разработан план мероприятий проведения организованной образовательной деятельности детей в форме квест-путешествий, игр в различных возрастных группах образовательной организации, а также районном, городском и региональном уровнях.
Участники мероприятий отметили, что в ходе проведения образовательной деятельности в форме квест-технологии все дети включались в игру, исчезали скованность, напряжение, пассивность в поведении. Ребенок чаще проявлял инициативу, воображение, логическое мышление, начинал мыслить нестандартно. Такая игра помогала детям организовывать свою деятельность, не ожидая подсказки извне, способствовала проявлению любознательности и самостоятельности. Возникающие в игре проблемы дети решали самостоятельно. Квесты помогли педагогам разнообразить игровую деятельность дошкольников.
Необходимо отметить, что квест-технология актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, так как способствует развитию активной, деятельностной позиции ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения ООД в форме квестов нестандартна, интересна. Это могут быть увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-деятельность может быть различной, однако в любом случае необходимо проявление творческой активности педагога. Это одно из важных условий проведения квест-игры.
Квест - это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно последовательно разгадывая этапы квеста. Каждый этап – это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, подходящими под ситуацию и не требующие специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться как в группе, в музыкальном зале, так и на природе, то есть практически где угодно.
Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель - общая для всех команд. Общая цель является главным «внутренним мотиватором программы»..
В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:
образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне, проявление инициативы;
воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.
Для того, чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:
1. Доступность заданий – должны соответствовать возрасту детей и уровню развития.
2. Системность – задания должны быть логически связаны друг с другом.
3. Эмоциональная окрашенность заданий.
4. Разумность по времени. Необходимо рассчитать время на выполнение заданий таким образом, чтобы ребёнок не устал и сохранил интерес.
5. Использование разных видов детской деятельности во время прохождения квеста.
6. Наличие видимого конечного результата и обратной связи.
При подготовке квеста для дошкольников нужно помнить три основных условия:
1. Игры должны быть безопасными.
2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
3. Споры и конфликты надо решать только мирным путем.
При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, т.к. она является «пусковым механизмом» для творческой активности. Создание такой среды – первый шаг к достижению поставленной цели.
В ходе реализации квест-игры можно естественным образом осуществлять интеграцию образовательных областей, комбинировать разные виды детской деятельности и формы работы с детьми, решать образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности дошкольника, даже активно взаимодействовать с семьями воспитанников.
Квест-технология обладает огромным развивающим потенциалом так как нацелена на развитие индивидуальности ребенка, его самостоятельности, инициативности, поисковой активности. Это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт.
Эта технология пользуется огромной популярностью у современных детей и способна не только расширить кругозор ребенка, но и позволяет активно применить на практике свои знания и умения, а также прививает желание к познанию неизвестного в целом.
Список литературы:
1. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С. 272.;
2. Степанова И. Ю Особенности организации обучения в условиях интенсивного освоения информационных технологий // Тезисы доклада на всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет», Санкт-Петербург, 2001.;
3. Чечель И. Д. Метод проектов: Субъективная и объективная оценка результатов // Директор школы. – 1998. - № 4. – С. 3.;
4. Осяк С.А., Султанбекова С.С., Захарова Т.В., Яковлева Е.Н., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВЕСТ – СОВРЕМЕННАЯ ИНТЕРАКТИВНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.
Страницы: 1 2 След.
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества