Дошкольное образование
Гость
Страницы: 1 2 След.
Ответить
Реализация комплексных инновационных проектов в условиях социального и сетевого партнерства
 
Уважаемые коллеги!
Ждем ваши материалы по данной теме. Напоминаем о необходимости размещения информации до даты проведения следующего семинара!
 
МБДОУ Центр развития ребенка - детский сад №5
Лискинского муниципального района

Проектирование образовательного события в условиях социального взаимодействия
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает изменения в содержании и формах организации образовательного процесса. Потребовалась специальная форма организации и реализации образовательной деятельности. Мы выбрали «событийный подход». Событийный подход рассматривается как педагогическая технология организации и осуществления значимых событий в жизни дошкольного коллектива и отдельной личности. В событийном подходе единицей проектирования выступает образовательное событие. Для дошкольников образовательное событие - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогами с целью решения определенных задач развития и образования.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ценность образовательного события

ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Комплексная модель образовательного события
Решая задачи патриотического воспитания, мы отметили 73 годовщину Дня Победы. Во время декады патриотического воспитания все участники образовательного события носили символ победы- георгиевскую ленточку. Были использованы такие формы работы: просмотр тематического материала с целью расширения представлений детей о Дне Победы, поисково- исследовательская деятельность «Бессмертный полк» (совместная с родителями), игровая ситуация «Боевой приказ», конкурс чтецов (районная центральная библиотека), слушание песен времен ВОВ с последующей викториной, дидактические игры с патриотическим содержанием, экскурсии в краеведческий музей, в музей боевой славы ООШ №2, по местам - мемориалам памяти, военно- спортивная игра, выставка рисунков детского творчества, изготовление открыток, моделирование «Военная техника» ( Центр технического творчества- дети изготовили самолеты, танки), выставка «Бессметный полк» ( родители), выпуск информационных газет.
Непосредственно образовательным событием этой темы стала музыкально-литературная композиция "Великой Победе посвящается", где активными участниками были родители.
Реализация события показала свою эффективность:
Дети:
Повысился уровень осведомлённости старших дошкольников и их родителей об истории человечества через знакомство с легендарным прошлым России в период Великой Отечественной войны, символикой РФ, о военных профессиях, о родах войск армии РФ, о памятных местах г.Лиски, познакомились с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику, пополнился патриотический уголок, расширился словарный запас, повысилась толерантность – уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.
Социальные партнеры и родители:
Активные и заинтересованные участники события, ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками, через совместную исследовательскую и творческую деятельность.
Реализация события «День Победы» предоставила детям наиболее эффективные условия для развития патриотических чувств, познавательно-исследовательской деятельности, развития коммуникативных компетентностей, раскрытия творческого потенциала, также осознания детьми смысла и важности праздника «День Победы».
Таким образом, разработанная технология позволяет так организовать образовательное событие, чтобы все его участники были активны - и дети, и взрослые: воспитатели, специалисты дошкольной организации, семьи воспитанников и социальные партнеры.
 
Реализация комплексного инновационного проекта дошкольного образования «Детский сад – Игропарк» в условиях социального партнерства (МБДОУ «Детский сад № 2» г.Лиски)

Одной из задач комплексного инновационного проекта «Дружные ребята» является совершенствование механизмов взаимодействия участников образовательных отношений в триаде «педагог – ребенок – родитель» в открытой развивающейся системе ДОО. В современных условиях дошкольное образовательное учреждение не может функционировать в режиме развития без широкого сотрудничества с социумом. Необходимым условием осуществления проекта является снятие территориальной ограниченности ДОО, чтобы сделать образовательный процесс более эффективным, открытым и полным, для поддержки образовательных инициатив семьи и создания условий для дошкольников по формированию навыков общения в различных социальных ситуациях, расширению кругозора, включению детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и ровесниками, стимулированию коммуникативной, познавательной и игровой активности в различных видах деятельности.
Разрабатывая модель организвции социального партнёрства (представлена в приложении), мы рассматривали термин «социальное партнерство в образовании» – как совместную коллективную распределенную деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемым всеми участниками данной деятельности эффектам. Такая деятельность может осуществляться как перманентно, так и ситуативно (например: в специально планируемых в рамках социального партнерства акциях).

Реализация данной модели организации социального партнёрства способствует достижению цели — создать в Игропарке условия для реализации свободной, эмоционально насыщенной, спонтанной деятельности детей. Через организацию сотрудничества с социальными институтами, педагоги вместе с родителями помогают нашим воспитанникам построить конструктивные отношения с окружающим миром. Чем шире, разнообразнее социальные контакты ребенка, тем успешнее решается задача формирования его самосознания, тем больше представлено условий для его самореализации.
 
Деятельность дошкольной организации в инновационном режиме предполагает постоянный поиск неординарных форм образовательного процесса для того, чтобы дать возможность
каждому успешно реализовать свои творческие способности. . Билингвальное образование посредством своего бикультурного характера призвано помочь ребенку ориентироваться в обществе, в котором вся жизнь определяется этнической, языковой и социальной гетерогенностью, и эта зависимость будет в будущем еще более четко выражена. Оно должно научить их обращаться с этим многообразием и найти в нем свое место.
Для реализации инновационного проекта "Детский сад билингвальных образовательных практик" нам необходимо было создать такую модель при которой сетевое взаимодействие выстраивается как система, основным свойством которой является структурность – наличие многосторонних связей между всеми составляющими. Это необходимо для создания открытой системы сотрудничества ДОО с микросоциумом,снятия территориальной ограничений ДОО, повышения социальной компетенции всех участников образовательных отношений.
 
Тема: «Сетевое взаимодействие по организации
сопровождения ребёнка в условиях образовательной модели «Кругосветка».
Люди вместе могут совершить то,
чего не в силах сделать в одиночку;
единение умов и рук, сосредоточение их сил
может стать почти всемогущим.


Сетевое взаимодействие – это совместная деятельность нескольких образовательных учреждений, организованная для обучения, взаимообучения, совместного изучения, обмена опытом проектирования, разработки, апробации, внедрения учебно – методических комплексов, методик и технологий обучения, воспитания, новых механизмов управления системы образования ( Закон «Об образовании в Российской Федерации»).
В рамках осуществления инновационной деятельности сетевое взаимодействие рассматривается нами, как наиболее актуальная, высокоэффективная технология достижения цели и задач комплексного инновационого проекта «Детский сад – Игропарк».
На сегодня педагоги нашего дошкольного учреждения находятся в поиске путей обновления образовательной деятельности в ДОУ через систему сетевого взаимодействия. На практике мы столкнулись с тем, что внедрение инновационного проекта «Детский сад – Игропарк», осуществляется в рамках модели « Кругосветка».
Реализация основной образовательной программы включает пять основных направлений, которые представлены в нашей «Кругосветке» пятью мирами: мир истории, социальный мир, мир искусства, природы и мир спорта.
Пять миров – детские центры активности организованы в групповых комнатах – это среда микроуровня, а также в дополнительных помещениях и на территории ДОУ - среда макроуровня, таким образом мы решили вопрос структурирования открытого игрового пространства ДОУ. Блочно – модульное планирование « Мир вокруг нас», также имеет географическую направленность и отражает содержание образовательных путешествий модели «Кругосветки» в течение трех лет обучения. Направления образовательных путешествий планируются нами поквартально - на год, по континентам с конкретизацией по странам. Данное содержание планирования позволяет проявлять всем участникам образовательных отношений ( детям, педагогам, родителям) инициативу, самостоятельность и выбор содержания образовательных маршрутов по разным странам и городам мира и даёт большие возможности для включения во взаимоотношения субъектов разного уровня.
Поэтому дошкольному учреждению, чтобы успешно реализовывать инновационный проект, в рамках представляемой модели, из «закрытой», достаточно автономной системы, необходимо перейти на новый уровень взаимодействия со средой, стать «открытой системой» и создать единое образовательное пространство.
Для реализации модели «Кругосветка» мы расширили возможности познания мира во всем его многообразии, в условиях реализации модели сетевого взаимодействия, построенной в форме паритетной кооперации « Темп» - расшифровывается, как « Требования времени и Технологии + Единство целей и задач + Многообразие и Мотивация = Пути решения и Приоритеты образования.
Сетевое взаимодействие в форме паритетной кооперации предполагает взаимоотношения , которые основаны на равноправии и взаимной заинтересованности друг в друге, совместном принятии решений, что также обеспечивает эффективность деятельности ДОУ в достижении образовательных задач.
Основной идеей нашей модели сетевого взаимодействия являются образовательные путешествия через наращивание масштаба сетевых ресурсов, объединяющих территориальные образовательные системы, а также учреждения разного вида, типа и форм организаций.
Для себя мы определили важные моменты организации сетевого взаимодействия:
- пространство - география субъектов сети, включающая 4 уровня: муниципальный, региональный, Всероссийский, Международный.
В настоящее время наше ДОУ осуществляет сетевое взаимодействие только на муниципальном уровне. Это дошкольные учреждения г. Борисоглебска, которые апробируют модель «Кругосветка». Взаимовыгодное сотрудничество между нами предполагает поиск новых форм и идей в реализации модели.
- информация - содержание этих связей. Все реализуемые сетевые проекты имеют привязку к блочно-модульному планированию "Мир вокруг нас";
- время - логика развития сетевых отношений. Основой функционирования сети являются временные связи (имеются в виду субъектов межведомственного уровня), создаваемые на основе сетевого взаимодействия на время решения, стоящей перед участниками сети задач ;
- энергия - способы и формы жизнедеятельности в сети. Любое сетевое взаимодействие рассматривается как проект, т.е. как взаимосвязанная и ограниченная во времени совокупность деятельности мероприятий, направленная на достижение конкретных целей и получения результатов путём решения соответствующих задач.
В соответствии с проектируемым содержанием были определены главные структурные компоненты модели сетевого взаимодействия « ТЕМП».
Целевой компонент определяет основные задачи сетевого взаимодействия для достижения объединяющей цели.
Цель:
- создание единого образовательного пространства для обеспечения комплекса условий эффективной реализации модели «Кругосветка»
Задачи:
- Создание эффективной системы использования ресурсов сети, обеспечивающей социализацию и индивидуализацию ребёнка.
- Обновление содержания и средств организации образовательного процесса на основе совместной коллективной деятельности участников сети.
- Обеспечение виртуальной открытости образовательного пространства для всех участников сетевого взаимодействия через Интернет-ресурсы.
- Повышение компетентности и уровня профессионального мастерства педагогов. СЛАЙД
Управленческий компонент направлен на разработку пакета локальных актов и выполняет функции координации устойчивого сетевого взаимодействия учреждений сети для достижения объединяющей цели. (слайд – организация сетевого взаимодействия)
В организации сетевого взаимодействия учреждений мы выделили два этапа:
1. Подготовительный этап - (запуск сетевого взаимодействия образовательных организаций.)
2. Этап реализации сетевого взаимодействия.
На подготовительном этапе, первым шагом было размещение на сайте дошкольного учреждения информации об инновационной деятельности и методических материалов в рамках реализации комплексного инновационного проекта «Детский сад - Игропарк», чтобы познакомить педагогическое сообщество города с содержанием реализуемой модели.
На электронную почту дошкольных образовательных учреждений Борисоглебского городского округа были отправлены письма с приглашением о сотрудничестве и ссылкой на сайт нашего ДОУ. Содержанием инновационной деятельности по реализации модели «Кругосветка» заинтересовались два дошкольных учреждения нашего города и проявили инициативу к сотрудничеству по апробации данной модели в своих дошкольных учреждениях.
В социальной сети была создана веб-страница «Педагогическая планета» для всех участников сети, где можно обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок.
Непосредственное управление сетевым взаимодействием осуществляет Координационный совет сети, в состав которого входят представители образовательных организаций и учреждений – участников взаимодействия. Руководитель сетевого взаимодействия выбирается между участниками сети. В нашем случае состав Координационного совета меняется от проекта к проекту, в зависимости от содержания сетевых историй.
Каждое учреждение несет в себе вполне определенный функционал и содержание, которые могут усиливаться в сетевом взаимодействии. Нормы деятельности не задаются сверху, а естественным образом выращиваются внутри сети, основываясь на реалиях деятельности каждого участника.
Работа участников сетевого взаимодействия строится в соответствии с планом совместных мероприятий по инновационной деятельности, который утверждается руководителем ДОУ и согласовывается с Координационным советом на начало учебного года.
Задачами Координационного совета являются:
- разработка предложений и координация инновационной деятельности в рамках комплексного проекта «Детский сад – Игропарк»;
- осуществление взаимодействия по рациональному использованию ресурсов образовательных организаций и межведомственных учреждений – субъектов сетевого взаимодействия;
- подготовка предложений и координация действий по разработке и реализации сетевых образовательных проектов;
- координация работ по формированию и использованию образовательных ресурсов организаций – участников сетевого взаимодействия;
- согласование годового календарного плана мероприятий участников сети;
- анализ итогов работы за каждый истекший учебный год;
- разработка методических рекомендаций по организации сетевого взаимодействия.
В каждом дошкольном учреждении создана творческая группа, которая отвечает за организацию работы в детском саду , (в нашем ДОУ это - туристическое агентство « Юный путешественник"). Определяется ответственный (сетевой координатор , в нашем случае это тур - оператор), он курирует вопросы сетевого взаимодействия на базе ДОУ и назначается приказом руководителя.
Организационный компонент включает в себя состав участников сети и способы взаимодействия между ними, а также формы и методы организации совместной деятельности.
Вопрос о механизмах сетевого взаимодействия – это вопрос о жизнедеятельности сети.
Особенностью нашей модели является смешанный тип сети между образовательными организациями и межведомственными учреждениями и отражает паритетное взаимодействие вертикальных и горизонтальных связей.
Вертикаль - предполагает межведомственное взаимодействие:
организации культуры, спорта, общего, высшего и дополнительного образования,общественные организациии т.д.
Горизонталь – объединяет несколько образовательных организаций одного уровня (дошкольного ) равных по статусу, у которых единые идеи, цели и задачи для сети. На сегодняшний день это дошкольные учреждения Борисоглебского городского округа, реализующие модель «Кругосветка».
Смешенный тип сети предполагает разнообразных участников сетевого взаимодействия. При этом каждый участник на определенном этапе может поддерживать отношения с определенным количеством организаций. Такая структура имеет очень гибкий характер, поскольку в зависимости от ситуации, возникающих проблем, реализуемых проектов, решаемых задач меняется и структура взаимосвязей.
Разрешение проблемы организации сетевого взаимодействия связано с реализацией технологии проектирования. Это наиболее оптимальная для нашей модели форма сетевого взаимодействия. В практике мы пробуем использовать сетевые образовательные проекты.
Сетевой проект чаще всего возникает по согласованию членов координационного совета. Основанием для его появления служит принятие решения о том, что сеть заинтересована в разработке одного из направлений развития.
Результативный компонент включает анализ эффективности сетевого взаимодействия участников сети. Координационный совет осуществляет прогностический подход критериальной оценки ожидаемых результатов и определяет показатели, по которым оцениваются результаты сетевого взаимодействия.
Наше дошкольное учреждение на данный момент находится на начальном этапе внедрения технологии сетевого взаимодействия.
На сегодняшний день, используя информационно - коммуникативные возможности нашего дошкольного учреждении, мы организовали сетевые отношения только в масштабе муниципального уровня, привлекая субъектов нашего городского округа. Но для себя мы понимаем, что круг взаимодействия всё время надо увеличивать с целью создания нового интеллектуального продукта, так как сетевые процессы способствуют перестройке деятельности дошкольного учреждения, которое ищет новые формы работы с воспитанниками, родителями, новую модель, позволяющую обеспечить решение поставленных задач нашего комплексного инновационного проекта « Детский сад – Игропарк».
Перспективы нашей работы мы видим в создание форума на сайте ДОУ с возможностью организации групп в социальных сетях, а также расширение географии сетевых взаимоотношений через общение в онлайн - режиме в формате видеоконференцсвязи, что позволит нам вовлекать новые субъекты сетевых отношений и расширит возможности познания мира модели "Кругосветка".
Работа в данном формате предоставит нам возможность выходить на региональный, федеральный и, может быть, международный уровни, объединяя участников не только из разных городов, но и из разных стран.
Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обменялись ими,
то у нас остается по яблоку.
Но если у вас есть идея и у меня есть идея,
и мы поменяемся ими, - у нас будут по две идеи.
Джордж Бернард Шоу.

 
 
Игропарк открытых игровых пространств
как условие успешной социализации дошкольников

Философия проекта - расширить границы образовательного
пространства с целью успешной социализации ребенка


Согласно ФГОС ДОО, образовательная программа ДОО должна быть направлена на позитивную социализацию ребенка на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Общение ребенка на протяжении всего дошкольного детства рассматривается как один из ведущих видов деятельности, обеспечивающих его развитие и социализацию.
Среди целевых ориентиров образования на этапе завершения дошкольного образования ребенок характеризуется как активно взаимодействующий со сверстниками и взрослыми, способный договариваться, учитывать интересы и чувства других людей.
На «великий вопрос жизни» А. Камю: «… как жить среди людей?» ребенок должен получать ответы уже в дошкольном детстве. Эти ответы должны быть понятны ему, естественны и благоприятны для него в текущей жизненной ситуации, закладывать основы его успешного и эффективного вхождения в мир людей.
Pазвитие самостоятельности, инициативы и творчества ребенка (как проявление индивидуализации развития) интегрируется, взаимодействует с социализацией как освоением социального опыта, усвоением социальных норм, правил поведения и деятельности. Такое взаимодействие обогащает ребенка и позволяет ему одновременно стать и неповторимой индивидуальностью, и интегрированной частью социума.
По мнению основоположников отечественной психологии Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина, «развитие ребенка происходит только в условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением. Первым значимым окружением ребенка является его семья…»
Процесс социализации ребенка-дошкольника, по данным современных исследователей (А.А. Майер, О.И. Давыдова и др.), протекает наиболее полно при следующих условиях:
- благоприятная социальная ситуация развития;
- посредничество взрослых, через достижение взаимодействия процесса социально-педагогической деятельности ДОУ и процесса социализации ребенка в семье;
- организация полноценной деятельности и общения как ведущих форм развития и взаимодействия с окружающим миром.
Социализация – это процесс многогранный. Он включает в себя и погружение в культуру общества, и адаптацию к социальной среде со всеми ее законами и правилами, и умение строить отношения с людьми разных возрастов, культур, оставаясь при этом самим собой. Именно этот, индивидуальный, момент в понятии социализации приобретает особое значение. Мало кто из родителей хочет, чтобы их ребенок просто не ссорился со сверстниками. Но если малыш научится координировать свою точку зрения с точкой зрения других, сможет чувствовать себя уверенно в любой ситуации и с любым собеседником – к такому результату социализации действительно хочется стремиться. Однако для его достижения необходимо, чтобы малыш сначала привык осознавать свое «Я», а для этого требуется определенный уровень личностного развития, который тоже формируется постепенно.
Детей в детский сад , в основном , приводят в период с 1,5 до 3 лет, когда в жизни малыша появляется общество. Он знакомится с проявлениями разнообразных эмоций, учится различать их, проявлять волевые качества (упрямство, целеустремленность, терпение). Ребенок становится активнее, начинает интересоваться другими детьми. Но главным человеком в этом возрасте все еще остается мама. Именно через близкого взрослого происходит и общение с другими малышами, и игра, и знакомство с миром.
Центр игры выходного дня.
С первых дней марта мы приглашаем семьи потенциальных воспитанников посетить наш сад в выходной день (чтобы мамы и папы пришли вместе). Создаем группы по 10 семей. Каждой семье вручаем диск – видеоприглашение от воспитателя и виртуальная экскурсия по детскому саду и группе для будущих воспитанников и их родителей. В течение 3-х месяцев в центре игры выходного дня малыши проходят период адаптации, а их родители узнают правила поведения в детском саду, успевают за это время стать с педагогами единомышленниками. Воспитатели вместе с педагогом-психологом знакомятся с семьями, узнают о привычках и любимых игрушках детей, помогают родителям подобрать игры, в которые будет играть вся семья, стараются заслужить доверие малышей. И постоянно – совместные занятия: рисование пальчиками, ладошками, игры с водой, кинетическим песком и пластилином. А сколько «говорящих» игрушек!
Если ребенок не любит ходить в сад, боится его, это обычно сказывается и на его физическом здоровье. Все это пугает многих родителей. Но нужно понимать, что они на многое могут повлиять сами, сделав посещение группы более комфортным для малыша. Например, в силах родителей заранее сформировать у ребенка положительное отношение к саду. Этому способствует и видеоприглашение, виртуальная экскурсия по саду, группе.
Игропарк открытых игровых пространств подразумевает в своей форме выход за пределы группы, здания, территории сада.
Философия реализуемой нами инновационной модели «Детский сад – Игропарк» - расширить границы образовательного пространства с целью успешной социализации ребенка.
Поэтому социальное взаимодействие – неотъемлемая часть данной инновационной модели. Основной целью работы является создание единого образовательного пространства в социуме, обеспечивающего развитие каждого ребенка в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве. Открытые игровые пространства развивают потенциал самих воспитанников, побуждают к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
Внимание к социальному партнерству в настоящее время не случайно, оно является одним из условий развития открытых образовательных систем и действенным механизмом вовлечения широкого круга заинтересованных лиц в обсуждение и решение проблем развития образования, в том числе, дошкольного.
Именно сетевое взаимодействие дошкольных учреждений с социальными партнерами является уникальной инновационной деятельностью, способствующей повышению результативности образовательного процесса и профессиональной компетентности педагогов. Возможности дошкольных учреждений в условиях сетевого взаимодействия и социального партнерства расширяются и становятся более качественными за счет распределенной деятельности и взаимообмена ресурсами (кадровыми, материальными, интеллектуальными), которые зиждутся на принципах соглашения равноправных сторон взаимодействия. Сетевое взаимодействие позволяет решать новые, более сложные образовательные задачи, которые ранее были не под силу отдельному образовательному учреждению. Главным смыслом сетевого взаимодействия с социальными партнерами является повышение статуса согласования действий, что способствует расширению ресурсов качества совместной деятельности. Таким образом, сетевое взаимодействие с социальными партнерами позволяет преодолеть закрытость дошкольных учреждений, осуществить контакты на правах равноправного сотрудничества, выстраивая прочные, эффективные связи между организациями.
Преимущественные возможности сетевой организации инновационных процессов.
«Подлинное сетевое взаимодействие — это всегда открытый, креативный и многосубъектный процесс, у которого не может быть линейного управления и иерархически выверенного распределения ролей».

«Результативность сети невозможно запланировать в привычном смысле, т.е. в соответствии с заранее позиционированными целями и содержанием. Результатом функционирования сети является, по сути, сам по себе процесс ее расширяющегося функционирования, процесс взаимодействия и завязывания новых отношений и узлов, процесс возникновения и развития новой проблематики и новых тематизмов, т.е. сам по себе процесс сетевого ветвления, причем и вширь, и в глубину.»
Кумулятивный положительный эффект - синергия - значительно повышает совокупные результаты нескольких учреждений в сравнении с уровнями эффективности каждого из них по отдельности. При этом источником синергетического эффекта могут быть как материальные (например, использование одних и тех же помещений, производственных мощностей, общих служб), так и нематериальные (идеи, стратегии, научно-образовательные продукты, услуги) ресурсы и др.
В настоящее время сетевое взаимодействие является одним из мощных ресурсов инновационного образования, основанного на следующих принципах:
– во-первых, сеть — это возможность продвижения продуктов инновационной деятельности на рынок образовательных услуг и, таким образом, получение дополнительного финансирования;
– во-вторых, сетевое взаимодействие позволяет усиливать ресурс любого инновационного учреждения за счет ресурсов других учреждений;
– в-третьих, сетевое взаимодействие — современная высокоэффективная инновационная технология, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться;
– в-четвертых, сетевое взаимодействие дает возможность организации взаимодействия и распространения передового опыта на основе ИКТ-технологий, которое имеет большие преимущества перед другими способами, поскольку в данном случае инновационный опыт образовательного учреждения доступен широкому кругу пользователей интернет-сети.
Важно отметить, что при традиционной организации методической работы все педагоги в определенном сообществе знакомы друг с другом, непосредственно контактируют между собой. Такие прямые длительные связи могут быть минимальны, непротяженные по времени, в результате чего такое взаимодействие исчерпывает себя и становится малопродуктивным, так как ограниченные возможности коммуникации не могут обеспечивать тот уровень обмена информацией, который необходим для плодотворной работы.
При сетевой организации взаимодействия наблюдаются опосредованные связи: круг взаимодействия увеличивается, а, следовательно, результаты работы становятся более продуктивными и качественными, за счет сетевого взаимодействия у каждого участника есть уникальная возможность развития и совершенствования своих профессиональных ключевых компетенций. Важно заметить, что при сетевом взаимодействии происходит не только распространение инновационных разработок, но и диалог между образовательными учреждениями, между образовательными учреждениями и другими социальными партнерами, а также процесс отражения в них опыта друг друга, отображение процессов, которые происходят в системе образования в целом. Опыт участников сети оказывается востребованным не только в качестве примера для подражания, а также в качестве индикатора, который позволяет увидеть уровень собственного опыта и дополнить его чем-то новым, способствующим эффективности дальнейшей работы. У участников сети наблюдается потребность друг в друге, в общении равных по статусу специалистов и учреждений.
Итак, механизмы реализации образовательной политики посредством сетевого взаимодействия достаточно разнообразны, как в виртуальном, так и в реальном пространстве. Но было бы неправильно не указать и возможные проблемы при реализации сетевого взаимодействия в образовании, которые все еще существуют сегодня:
  • технологическое и техническое сопровождение самого процесса сетевого взаимодействия; и конвертируемость результатов;
  • недостаточно разработанная нормативно-правовая база ;
  • механизмы финансирования;
  • механизмы поддержки сетевых групп и их деятельности со стороны муниципальных и региональных органов власти.
И все же, именно становление сетевого взаимодействия в образовании отвечает вызовам времени, определяющим тенденции развития системы образования в целом, и способно удовлетворить потребности каждого субъекта этого взаимодействия.
 
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 71»
Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника»,
В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным. В этом сложном процессе становления человека немало зависит от того, как ребенок адаптируется в мире людей, сможет ли он найти свое место в жизни и реализовать собственный потенциал. Приобщение ребенка-дошкольника к миру социальной действительности – одна из сложных и важных проблем. В современных концепциях и нормативных документах социальное развитие рассматривается как одно из важнейших направлений личностного развития в целом.
Современный детский сад должен стать центром социального действия, в котором идет ежедневная совместная работа детей и взрослых. Это предполагает превращение ДОУ в открытое пространство для взаимодействия с учреждениями социума в системе «ребенок–педагог–семья». Дошкольное учреждение приобретает большое значение, как субъект социального партнерства. По мнению французского философа Поля Риккёра, современный человек предельно расширяет представление о самом себе: «Я – тот, кто действует». При такой позиции важной становится инициатива. Современное ДОУ должно стать центром созидательных, творческих инициатив, призванным развивать духовно-интеллектуальный потенциал всех участников педагогического процесса, значимых не только для дошкольного сообщества, но и для жителей микрорайона или города.
Таким образом, социально - активное образовательное учреждение - это учреждение, целью которого является развитие гражданского сообщества, привлечение родителей и участников сообщества к решению социальных и других проблем, стоящих как перед учебным заведением, так и перед обществом в целом.
Социально - активная деятельность нашего дошкольного учреждения предполагает постоянный поиск неординарных форм взаимодействия с социальными партнерами для того, чтобы дать возможность каждому родителю и педагогу успешно реализовать свои творческие способности. Для этого в нашем детском саду разработан проект «Социальное партнерство ДОУ, как условие для успешного развития современного дошкольника», который представляет конкретный вариант вовлечения дошкольного учреждения в систему социального партнерства.
Социальное партнерство дошкольного учреждения с другими заинтересованными лицами может иметь разные формы и уровни:

-партнерство внутри системы образования между социальными группами профессиональной общности;
-партнерство работников образовательного учреждения с представителями иных сфер;
-партнерство со спонсорами, благотворительными организациями.

Взаимодействие ДОУ с социумом включает в себя:

-работу с государственными структурами и органами местного самоуправления;

-взаимодействие с учреждениями здравоохранения;

-взаимодействие с учреждениями образования, спорта, культуры;

-с семьями воспитанников детского сада.
-наши воспитанники старших, подготовительных групп сотрудничают с младшими группами
 
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 121"

Проект дистанционной модели социального взаимодействия при реализации инновационной модели «Детский сад - Игропарк»
 
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №78" г.о.г. Воронеж


"Формы социального партнерства как фактор духовно-нравственного воспитания детей"
Цитата
Воспитание семейное и общественное вместе с влиянием литературы,
общественной жизни и других сил может иметь сильное и решительное
влияние на образование нравственного достоинства человека.
К.Д. Ушинский

С 2015 года МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» реализует практико-ориентированный проект «Наполни сердце музыкой Добра» направленный на формирование духовно-нравственных ценностей у воспитанников. Именно в дошкольном периоде формируются задатки нравственности: что такое «хорошо» и что такое «плохо». То, что будет упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности и тем более в зрелом возрасте, а то, что заложено - возрастет и усилится стократ. Целью проекта является формирование духовно-нравственных ценностей при помощи современных форм, средств организации образовательного процесса. Главное, чтобы применяемые формы и средства через эмоции и чувства будили нравственные силы, которые генетически заложены в каждом ребенке.
Одно из многочисленных достоинств данного проекта – это путь «через красивое и милосердное - к человечному», как сказал выдающийся русский педагог В.А. Сухомлинский.
Основные этапы проекта.
Этап
Цель
Сроки
I. Подготовительный Изучение основ формирования духовно-нравственных ценностей дошкольников. 2014-2015 учебный год
II. Основной Формирование духовно-нравственных ценностей разными формами ООД. 2015-2016 учебный год
Формирование духовно-нравственных ценностей современными средствами ООД. 2016-2017 учебный год
Формирование духовно-нравственных ценностей инновационными формами взаимодействия детско-родительского и педагогического коллектива ДОУ с образовательными и культурными структурами города. 2017-2018 учебный год
III. Заключительный Апробация системы духовно-нравственного воспитания дошкольников. 2018-2019 учебный год

2017-2018 учебный год стал этапом апробации инновационных форм взаимодействия детско-родительского и педагогического коллектива ДОУ с образовательными и культурными структурами с целью формирования духовно-нравственных качеств у детей.
Одной из инновационных форм такого социального партнерства является - волонтерская помощь - добровольная, социальная работа, которая способствует формированию нравственных качеств, особенно актуальных в наше не простое время.
2018 год объявлен годом добровольца и волонтера в РФ. Волонтерами являются не только педагоги ДОО способные организовать досуг, игры, различные мероприятия и мастер-классы для детей, но и представители различных организаций, с которыми заключены договоры о сотрудничестве.
Так, налажено партнерство с воронежским продюсером студии «Арт-проект», композитором и исполнителем классических произведений Валерием Жужговым (здесь можно провести аналогию с С.С. Прокофьевым и Д.Б. Кабалевским, которые тоже были в гостях у детей). Композитор знакомит детей с пьесами, исполняет их с участием детей, которые аккомпанируют на шумовых инструментах. Такие яркие события надолго остаются в душе ребенка и находят положительный отклик в их эмоциях.
Неоднократно волонтерами в нашем детском саду были артисты Воронежской государственной филармонии. Одной из представленных программ была удивительная музыкально-литературная программа «Кружево Аннушкиных сказок». На сказках Анны Николаевны Корольковой, которые послужили основой программы, воспитано уже несколько поколений читателей, слушателей и зрителей.
Коллектив педагогов МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» на добровольческих началах взаимодействует с областным центром социальной помощи семье и детям «Буревестник». Педагоги сами постоянно (ежемесячно) выступают в роли волонтеров, организуя мастер-классы с детьми центра. Ребята с радостью принимают активное участие во всех формах организационной деятельности, предложенной воспитателями. Такие события надолго оставят светлый лучик в душе каждого ребенка областного центра социальной помощи семье и детям «Буревестник».
В рамках социального партнерства с "МБУК "ЦБС" г. Воронежа библиотекой семейного чтения № 19 им. А.Т. Прасолова педагоги-волонтеры детского сада участвовали в работе площадок Дня города - 2018. Они провели мастер-классы прикладного искусства с детьми. А в рамках ежегодной акции "Неделя детской и юношеской книги" библиотекой семейного чтения № 19 им. А.Т. Прасолова была организована скайп-лекция для педагогов ОО "Библиогид рекомендует", в которой воспитатели познакомились с формами и методами работы с детьми по пропаганде детского духовно-нравственного чтения.
Традиционно МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №78» участвует в благотворительной акции «Белый цветок», организованной Воронежской митрополией совместно с Союзом предпринимателей малого и среднего бизнеса «Опора России». Цель акции – оказание помощи детям, страдающим тяжёлыми онкологическими заболеваниями. В нашем учреждении юные волонтеры – воспитанники нашего детского сада совместно с родителями и педагогами – изготовляли белые цветы своими руками, тем самым передавали больным детям тепло своей души.
Обобщая все выше сказанное, можно сказать, что волонтерство, благотворительные акции, скайп-конференции – это формы социального партнерства, формирующие единое информационное образовательное пространство и реализуемые на данном этапе инновационной деятельности в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида 78».
Страницы: 1 2 След.
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества