Дошкольное образование
Гость
Страницы: Пред. 1 2
Ответить
Дизайн образовательных событий: от проектирования до профессиональной рефлексии
 

МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №78"
г. Воронеж
Педагогический дизайн
как технология проектирования образовательного события.


В настоящее время существует достаточно много подходов к пониманию сути образовательного события, его структуры и вида.
Одним из современных подходов к проектированию образовательного события в нашем детском саду является педагогический дизайн – это технология, которую применяют еще на стадии проектирования, создания и оценки материалов. В его основу положено систематическое использование знаний об эффективной работе, выстраивание образовательного процесса с «открытой архитектурой» и создание настоящей развивающей предметно-пространственной среды.
В результате образовательный процесс становится ярче, интереснее, а главное – эффективнее, что очень важно для работы с современными детьми.
Технология педагогического дизайна базируется на нескольких ключевых идеях:
1. Детям должно стать очень нужно и очень важно познавать информацию, а педагогу понять наличные познавательные потребности детей и спроектировать цель образовательного события, высоко привлекательную и значимую именно для этой группы детей («цель с приправами»).
2. Степень активности детей должна быть максимально высока. Значит, способы «доставки» и «упаковки» материала должны обеспечивать интерактивность, разнообразие форм деятельности ребенка, высокую степень его самостоятельности.
3. Познание должно выходить на навык. Следовательно, оно происходит в деятельности и развивает деятельность. Обязательный этап – «внедрение», то есть, применение полученного навыка в новых условиях.
Для технологизации процесса проектирования образовательного события в МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 78» разработан макет Конструктора образовательного события в виде скрипт-сценария.Скрипты – это программы или программные файлы, сценарии. В практике существует три способа написания скрипт.
Первый способ. Скрипт «от руки». Никаких затрат со стороны педагога, но и эффективность таких скриптов оставляет желать лучшего:
• здесь не предусмотрены различные сценарии деятельности воспитателя и детей, не прописана отработка возражений (а если прописать, это займет много места и затруднит использование скрипта);
• пользоваться таким скриптом может, пожалуй, только тот, кто его написал, его сложно тиражировать на новых педагогов;
• нет системного подхода к образовательной деятельности.
Этот способ может быть уместен, когда педагог делает разовую работу и, чтобы ничего не упустить, тезисно выписывает содержание своей деятельности.
Второй способ. Скрипт сценарии в офисных программах (Excel, Word и т.д.) - более продвинутый и системный подход к внедрению скриптов.
В этом случае можно прописать все возможные варианты образовательной деятельности, свою аргументацию и способы мотивации детей, принимать решение «здесь и сейчас» в одном файле, а потом с помощью создания гиперссылок автоматизировать скрипт. Педагогу будет удобно им пользоваться: нужна информация - нажал на ссылку в скрипте — на экране появился ответ.
Именно такой принцип создания скриптов используется в Конструкторе скриптов основной образовательной программы ДОО и скриптов образовательного события в нашем детском саду.
Плюсы этого подхода в том, что педагоги могут быстро находить нужную информацию и распечатывать ее по необходимости. У всех есть Excel или Word — а это значит, что можно один раз составить скрипт и использовать его всеми педагогами детского сада.
Третий способ. Специальные сервисы «Конструкторы скриптов».
В последнее время популярность набирают специальные сервисы, которые позволяют конструировать скрипты. Обычно это происходит через веб-интерфейс. Это, конечно же, удобно, но требует финансовых затрат.
Написание скриптов - это относительно простое дело, не нужно много знаний и навыков.
Алгоритм написания скрипт-сценария образовательного события.
Шаг 1. Это определение целевой аудитории: к какому возрасту детей нацелена образовательная деятельность. Воспитателю нужно знать, что интересно детям, чем их можно заинтересовать, понять, какие эмоции нужно вызывать и с помощью чего.
Шаг 2. В игровой деятельности педагог узнает, что воспитанникам известно по данной тематике, что интересно узнать.
Шаг 3. Определение цепочки действий педагога и воспитанников для достижения поставленной цели, что для этого нужно сделать.
Шаг 4. После того, как определена цепочка действий, педагог подбирает нужное предложение, т.е. продумывает предметно-пространственную среду и средства для достижения цели.
Шаг 5. Педагог апробирует, анализирует и при необходимости дополняет или изменяет скрипт-сценарий.
Это 5 основных шагов написания эффективного скрипт-сценария образовательного события.
Главное не следовать за шаблонами, а делать всё с нуля, индивидуально под себя, потому что готовые шаблоны изначально задают рамки, из-за которых можно упустить самое важное.
 
МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №182»

Тезаурус педагогического дизайна
Игропарк – комплекс игровых и образовательных локаций, объединенных единой темой как условие реализации (РППС) образовательного события на территории ДОО в теплый период года.
Игроцентр - комплекс игровых и образовательных локаций, объединенных единой темой как условие реализации (РППС) образовательного события в рекреациях и помещениях ДОО в холодный период года.
Игробаза – территориальная единица, объединяющая игровые либо образовательные локации общей тематической направленности в рамках реализуемого образовательного события.
Игросток – ресурс игрового оборудования образовательной организации.
Игросклад – ресурс игрового оборудования для реализации конкретного образовательного события, позволяющий развивать игровой замысел.
«Вертушка» - используемый нами термин для обозначения процесса формирования детских индивидуальных образовательных траекторий в ходе реализации свободного выбора деятельности обучающимися (Приветствуются идеи по замене термина «Вертушка» на более благозвучный).
Цветовой индикатор – определенный знак, используемый для установления правил поведения в Центрах активности.
Световой индикатор – световое устройство, используемое
· педагогом для активизации игровой или образовательной локации в соответствии с событийным замыслом
· ребёнком для самостоятельной активизации игровой или образовательной локации для осуществления осознанного выбора в рамках действующих в детском коллективе правил.
Вертикальное зонирование – архитектурное решение, стационарная, трансформируемая конструкция, позволяющая ребёнку самостоятельно зонировать игровое пространство в соответствии с собственным замыслом.
Контурное граффити – способ нанесения на прозрачную поверхность изображения по замыслу ребёнка, используя стационарно выполненный контурный ландшафт.
Мультитаск граунд – (от англ. Многозадачная площадка) Специальная дидактическая разметка покрытия пола, состоящая из цифр, букв, геометрических фигур различной расцветки и величины, способствующая развитию логического мышления, внимания, ориентировки в пространстве, навыков счета, чтения.
 

Новый подход к проектированию программ и реализации образовательного процесса.

Работая в инновационном режиме, педагоги Борисоглебского детского сада №11 осваивают новые подходы к проектированию программ и реализации образовательного процесса.
Одним из таких подходов является событийный подход – продуктивная технология организации и осуществления значимых событий в жизни ребенка, группы или всего детского сада и находит свое воплощение в деятельности детей. Образовательное событие – личностно значимая ситуация осмысленной деятельности ребёнка, осуществляемая через осознание образовательной проблемы и определение путей её решения в совместной деятельности взрослого и детей. Типы образовательных событий, которые мы реализуем совместно с детьми и родителями: проект, акция, флешмоб, мастерская, игра, лаборатория, праздники, экскурсия, викторина и др.
Содействие и сотрудничество детей и взрослых, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности, приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства – это принципы ФГОС ДО, на основе которых строит свою работу весь коллектив Борисоглебского детского сада №11.
4 ноября в нашей стране отмечается день «Народного Единства». Опрос родителей наших воспитанников свидетельствует о том, что большинство семей считает, что День народного единства - это праздник, который дети должны знать с раннего возраста. Современный День народного единства — праздник, который призывает людей не только вспомнить важнейшие исторические события, но и напомнить гражданам многонациональной страны важность сплочения.
И конечно же в нашем с детьми календаре появилось событие, посвященное празднованию Дня народного единства. Проектировалось образовательное событие совместно с детьми и родителями с учетом детской инициативы, возможностью выбора воспитанниками интересных для них видов деятельности.
Так, ребята подготовительных групп провели социальную акцию «Единство в наших сердцах». Ребята своими руками изготовили поздравительные открытки-сердца и вместе с педагогом вручили их с тёплыми пожеланиями родителям. Дети были счастливы, что поделились добротой своих сердец. Во всех возрастных группах прошли музыкально-спортивные праздники.
И заключительным этапом события стало проведение флешмоба под девизом: «В единстве наша сила!» в парке «Театральный» и спортивный марафон среди воспитанников подготовительных групп. Дети стартовали и финишировали один за другим. Проигравших не было, дух единства объединял участников. По окончанию события в ходе групповой рефлексии стало понятно, что заряд энергии, положительные эмоции и яркие впечатления останутся в памяти ребят надолго.


Инструктор по физвоспитанию Золотова Л.А.
 
Особенности дизайна образовательных событий
в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29"

Поскольку дизайн-образование есть системная форма организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, в качестве дизайн-концепции, то есть идейно-тематической основы образовательных событий, мы используем давно практикуемую нами систему цветоведения.
Центр цветоведения как деятельное и открытое пространство позволяет решать комплекс образовательных задач в работе со всеми категориями детей (адаптация, обеспечение развития первичных представлений, создание условий для приобретения опыта, коррекция, социализация). То есть цветная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, это нечто большее, чем существующая образовательная среда. Это прежде всего многообразие возможностей. Погружаясь в мир цвета, ребёнок-исследователь настроен на поиск, решение познавательной проблемы.
Основными функциями, которые цвета выполняют в культуре, являются коммуникативные (устанавливающие те или иные связи между элементами), символические (указывающие на предмет, явление или сущность) и выразительные (передающие и вызывающие эмоции). Это как раз всё то, что так необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наше восприятие цвета в большей степени визуально, оно зависит от настроения, от ассоциаций, вызываемых тем или иным цветом, и, конечно, от некой цветовой подготовленности. Наша задача - постоянное совершенствование цветопонимания детей и одновременное развитие их сенсорных способностей, чтобы наши воспитанники могли во всей полноте увидеть чудесный мир, каждый раз открывая в нём что-то для себя новое.
Поскольку у всех людей, как детей, так и педагогов, свои цветовые предпочтения, направить воспитанников, привлечь их внимание в начале образовательного события и вызвать обратную связь на итоговом мероприятии помогают интерактивные анимированные герои (продукты, созданные нашими педагогами в нашем детском саду). Тем более, что все дети, включая детей с ОВЗ, с лёгкостью и большим интересом воспринимают цифровые информационные продукты.
В образовательные события включены все дети (им даются разные задания и игры в соответствии с уровнем их развития) и по возможности - взрослые (родители и педагоги).
Итоги образовательных событий часто отражены в выпускаемом детским садом журнале "Правила жизни".
 
«Актуальные подходы к созданию конструктора образовательного события»
Страницы: Пред. 1 2
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества