Дошкольное образование
Гость
Страницы: 1
Ответить
Осуществление осознанного выбора:реализация эффективных образовательных стратегий
 
Приглашаем участников семинара 12.10.2018 г. поделиться своими идеями и высказать свое мнение по содержанию семинара. Очень ждем прорывных идей (на перспективу) и описания уже реализованных замыслов!
 
Митрофанова Л. В., заведующий
МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик»
Организационно-педагогические условия свободного выбора в инновационной модели
«Сад детских инициатив»
Выбор в жизни человека – его основная функция. Личностный выбор появляется в 15-17 лет. Завершение детского онтогенеза – фаза появления выбора как высшей формы поведения, т. е. осознанного выбора.В дошкольном детстве выбор – это реакция, т. е. низшая форма выбора. На грани раннего и дошкольного этапов детства появляется психологическое новообразование – перестройка позиции по отношению к взрослому, стремление к самостоятельности. Данный период характеризуется мощнейшим кризисом трех лет – кризисом «Я сам». Позитивный выход из такой психологической ситуации случится только при условии уважения права выбора ребенка взрослыми, когда последние создают предпосылки выбора. Выбор у трехлеток – это поиск выхода из противоречия «хочу» и «могу». К концу кризиса, т. е. к четырем годам, появляется еще одно новообразование – восприятие альтернативы. В этом возрасте выбор – это спонтанное, основанное на чувствах и эмоциях, предпочтение чего-то имеющегося в достаточном избытке. У старших дошкольников формируется личностное новообразование – произвольная регуляция поведения и собственной деятельности. Выбор в этой возрастной категории – это зачатки появления внутреннего плана действий, внутреннего диалога. Ребенок способен выбирать не только сами альтернативы, но и поле их реализации: реальность или вымысел.
В МБДОУ «Слободской детский сад «Пряничный домик» предоставление права выбора – это не разовая акция, это естественное состояние образовательной деятельности. Мы отказались от комплексно- тематического планирования построения образовательного процесса в пользу расширения спектра детского выбора.
Первый выбор, выбор собственных интересов, наши воспитанники осуществляют на вводном утреннем круге, который проходит в возрастных группах. Все семь возрастных групп делятся на два кластера. I объединяет
малышей второй младшей и двух старших групп. Во II входят дети старших и
подготовительных групп. Все зафиксированные детские интересы на инициативном педсовете группируются тематически. Вечерний круг предоставляет возможность детям уточнить свой выбор интересов. Здесь же дети заполняют лист интересов и осуществляют свой второй выбор – выбор культурной практики. Культурные
практики выбираются на 9 предстоящих дней. В зависимости от удовлетворения детских интересов, проявления инициативы, продолжительность единой линии образовательных событий может быть либо продлена (что чаще и происходит в связи с расширением детского интереса), либо сокращена (в связи с полным удовлетворением детского интереса).
I кластер по выбору культурных практик очень гибкий. Воспитанники ежедневно выбирают одну практику в первой половине дня. Малыши второй младшей группы выбирают из двух вариантов, а средние имеют три альтернативы. Для трехлеток простой выбор между «хочу» и «хочу» - это эмоциональные переживания и эмоциональная усталость. Альтернативную культурную практику трехлеткам вводим постепенно. Педагог-интегратор альтернативной КП приходит к детям в группу, заинтересовывает малышей и желающих уводит на место проведения данной практики. Дети средних групп самостоятельно присоединяются к этой КП.
Старший кластер ежедневно выбирает две культурные практики из шести предлагаемых альтернатив. Здесь мы учли, что чрезмерная избыточность ведет к путанице, меньшее количество к ограничению свободы выбора. Во второй половине дня дети продолжают выбор культурных практик, как входящих в ООП учреждения, так и практики дополнительного образования. Ежедневно вечером дети посещают две культурные практики.
Опять же малыши выбирают только из двух вариантов, старшие из 3-4. Ситуации многочисленных детских выборов возникают внутри культурной практики. Ребенок имеет право выбрать центр активности, примерить на себя какую-либо роль, выбрать вид деятельности и способы деятельности, выбрать партнеров, оборудование, материалы и прочее… Ребенок вправе поменять центр активности или саму культурную практику. После итогового образовательного события мы предоставляем своим воспитанникам на выбор все образовательное пространство детского сада, реализуя педагогическую технологию Гришаевой «Клубный час». Все культурные практики ждут в этот момент воспитанников всех возрастов.
Только в детском онтогенезе психологические инструменты (способы управления собой) передаются ребенку взрослым. Человек беспредельно свободен внутренне, а вот внешняя свобода никогда не будет абсолютной.
 
И.В. Спесивцева, директор
МБДОУ «Новохоперский центр развития ребенка «Пристань детства»
«Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды»
Дошкольник – это, прежде всего, деятель, стремящийся самостоятельно познавать и преобразовывать мир за счет возникающих разнообразных инициатив в решении доступных задач.
Основная задача ФГОС, адресованная педагогам ДОУ - создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
В чем проявляется инициатива ребенка-дошкольника? В детских вопросах и познавательной активности, в определенной смелости и желании творить, в разнообразии личных интересов и самостоятельном выборе. Очень важно поддерживать, направлять и поощрять инициативность и самостоятельность ребенка, как основополагающие компоненты развития личности.
Эффективность проявления инициативы воспитанников подготовительных к школе групп в самостоятельной игровой деятельности отслеживалась с помощью определенной группы критериев, таких как:
-самостоятельность выбора деятельности (целеполагание - "Я хочу...", "Я буду...");
-длительность затраченного времени;
-умение самостоятельно высказываться в процессе деятельности;
-активность деятельности;
-продуктивность;
-интерес к результату своей деятельности;
-результативность (доводит ли ребенок начатое дело до конца).
У нас в ДОУ применяется метод сопланирования воспитателя и воспитанников. Он заключается в следующем: происходит вброс темы образовательного события, дети предлагают свои варианты планирования по раскрытию содержания темы образовательного события. Как это происходит? Воспитатель заходит в групповую комнату с чем- либо и, внимательно рассматривая этот предмет, тем самым привлекает внимание детей. Воспитанники говорят о том, что они знают об этом предмете, что хотят узнать и каким образом мы можем это сделать, задают вопросы о действиях, которые может производить сам предмет или действия, которые можно производить с ним, о его признаках. Составляется план- прищепка: дети зарисовывают свои предложения и прикрепляют на экран планирования, который представлен обычной бельевой веревкой. Подводя итог высказываниям детей, определяются приоритетные стороны исследования того или иного предмета, воспитатель группирует инициативы детей по интересам для того, чтобы составить планирование. Реализовать все это помогает разработанная технология ТОДИ (технология объединения детских инициатив).
Основные структурные элементы ТОДИ
1. ТОДИ-круг (открытая социальная структура, в которой состав, возраст и количество участников имеют переменные значения).
2. Формирование детских сообществ по интересам (количество участников, последовательность включения в них детей и временная продолжительность их существования имеют переменные значения)
3. Реализация образовательных практик в условиях РППС (название практик, их количество, насыщение материалами и оборудованием, продолжительность детской активности имеют переменные значения)
4. Объединение результатов воплощения детских инициатив в общих творческий продукт (вариативность и масштабность творческого продукта имеют переменные значения).
Каждый день на «вечернем ТОДИ-круге» дети подводят итог и выясняют чьи интересы были удовлетворены. На итоговом мероприятии воспитатель предлагает создать единый продукт. Дети, объединенные общими интересами, создают части этого единого продукта в завершении соединяя их в единое целое.
Ежедневно воспитанники выбирают культурные практики, которые они хотели бы посетить. Это отображается на экранах выбора. Дети второй младшей и средней групп делают выбор в пользу одной из двух, старших и подготовительных групп имеют три альтернативы.
Работа творческих студий ведется по нескольким направлениям. В начале года детям старшего дошкольного возраста предлагается выбрать одно из направлений, чем им интересно будет заниматься. Планирование разрабатывается руководителями студий и реализовывается в течении года.
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто дети стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Самостоятельность является важной предпосылкой успешного обучения ребенка в школе и формирования личности в целом.
 
СОЗДАНИЕ СИТУАЦИИ ОСОЗНАННОГО ВЫБОРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
«Быть личностью — это значит осуществлять выборы, возникшие в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и миром. Быть личностью — это значит обладать свободой выбора и нести через всю жизнь бремя выбора». (А. Г. Асмолов).
При осознанном выборе ребенок должен видеть цель, которая реализуется в определенных действиях. Поэтому при формулировке задания на выбор должно быть и предложение, и альтернатива этому выбору. Важно помнить, что способность к выбору впервые начинает проявляться к концу раннего возраста, когда появляется одно из центральных новообразований в жизни ребенка дошкольного возраста — воображение. Осознанный выбор можно отнести к одному из важных признаков системно - деятельностного подхода, ведь процесс выбора включает в себя позицию деятеля: ребенок изменяет себя, свою позицию, взаимодействует со сверстниками и взрослыми при решении личностно-значимых проблем.
Самостоятельность и инициативность предполагают умение делать выбор. Какие условия созданы в нашем детском саду для приобретения ребенком опыта выбирать не только предметы, но и деятельность, роль, партнеров по игре и той самой деятельности? В какие моменты пребывания в детском саду ребенок имеет возможность делать выбор и видеть его результат? Какие шаги включает в себя формирование умение самостоятельно выбирать?
Необходимым условием для становления активности ребенка, его субъектности (переживания себя как источника активности) является ситуация осознанного выбора.
 
МБДОУ «ЦРР-д/с№196»

Осуществление осознанного выбора посредством организации различных видов деятельности в «коворкинг-центрах» в инновационной модели «Инклюзивный детский сад»

Для успешного развития ребенку необходимо пространство для творчества и фантазий, для игровой и физической активности, для получения позитивного разнообразного личного опыта.
В соответствии с ФГОС - одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующее:
•умение проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять способность к волевым условиям;
•самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
• проявлять способность к принятию собственных решений.
ФГОС определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития:
-предоставление возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
-содание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, в том числе для воспитанников с ОВЗ
-вариативность среды- наличие в организации или группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей-
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется в разных видах деятельности, таких как: игровая; коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; образовательная организованная; в режимных моментах; в самостоятельной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что выбор деятельности напрямую связан с многообразием предоставленных видов деятельности, т.е. чем больше ребенку предоставлено для выбора видов деятельности, тем больше создается возможностей для развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Существует несколько способов и направлений поддержки детской инициативы.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
Акцентировать внимание хотелось бы на одном из них, как создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. А это в свою очередь неразрывно связано с созданием особой развивающей предметно-пространственной среды.
Мы подошли с позиции понимания развивающей среды ДОУ как социокультурного пространства, в рамках которого с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, процесс социализации.
Осуществление осознанного выбора в нашей дошкольной организации проходит в зависимости от особых образовательных потребностей воспитанников и от интересов нормотипичных сверстников.

Осуществление выбора воспитанником с ОВЗ (аутизмом) происходит тремя способами: опираясь на сверхценный интерес, руководствуясь выбором партнера и с помощью тестирования мотивационных стимулов.
1.Через предоставление возможности ребенку с ОВЗ выбрать виды деятельности, которые изображены на карточках, на одной из которых расположено изображение его сверхценного интереса.
У большинства детей с аутизмом есть такая особенность развития — так называемые сверхценные интересы. Например, для одного ребенка — это рисование. Если к нему подойти с пластилином, табличками, картинками, он не воспримет материал, откажется взаимодействовать, но если изобразить на листе бумаги все цифры, буквы, сюжеты сказок по чтению, то тогда, возможно выйти с ним на контакт и вводить новые формы деятельности — художественное творчество, счет, обучение чтению. У другого ребенка свой сверхценный интерес. Сверхценные интересы у детей с аутизмом очень тесно связаны с так называемыми ритуалами. Они детей успокаивают, помогают преодолеть страх. Выполняя привычные действия, которые ассоциируются с чем-то приятным, дети чувствуют себя защищенными, в домашней обстановке. Сверхценные интересы могут быть разные: увлеченность марками машин, увлеченность цифрами и счетом, увлеченность играми с диназаврами. Т.к. детям с аутизмом сложно манипулировать абстрактными понятиями, то в своей работе используем принцип наглядности.
2. Выбор деятельности совместно с лидером группы или своим другом.
Ребенок, находящийся на полной инклюзии, выбирает вид деятельности на утреннем круге совместно со всеми сверстниками и движется по образовательному пространству.
3. Воспитанники, находящиеся на частичной инклюзии осуществляют выбор вида деятельности в процессе тестирования мотивационных стимулов и на основе выбранного стимула участвуют в индивидуальной работе с тьютором или педагогом или в совместной деятельности с детьми в различных центрах. Т.е. для ребенка с ОВЗ любая деятельность (подвижная, игровая, двигательная) выбирается как поощрение, как мотивационный стимул за его дальнейшее сотрудничество с педагогом или детьми. Таким образом, преобладает социальный выбор в организации деятельности воспитанником с ОВЗ.

Выбор видов деятельности происходит в утренние часы на общем круге. Дети обсуждают и осуществляют выбор культурной практики в соответствии со своими интересами.
Какая же особая развивающая предметно-пространственная среда создает условия для выбора?
Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой предметно-развивающей среды, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. Мы пришли к выводу, что организацию различных видов деятельности можно осуществить в «коворкинг-зонах».
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. Это могут быть дети как одного возраста, так и различных возрастов. В нашем детском саду коворкинг – это зона сотрудничества, зона взаимодействия и развития способностей детей. Помимо комфортного места для деятельности, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом.
Важно, что «коворкинг-зона» позволяет поставить общение детей на новый уровень.
«Коворкинг- зоны» мы организовали в центрах активности в группах, где каждый ребенок находит себе занятие по интересам и в интерактивном центре, центре изодеятельности и исследований, на территории ДОУ. Пространство интерактивного центра, состоящего из трех помещений мы разделили на 5 зон: зону конструирования, зону интерактивную, космическую лабораторию, зону сенсорно-дидактических игр, театральную студию. Мы организовали пространство зон для возможности осуществления различных форм активности Выделение подобных зон позволяет использовать условия центра значительно шире.
Организация «коворкинг-зон» требует тщательной организаторской деятельности педагогов, т.к. призвана стать интересным местом для организации совместной деятельности детьми разного дошкольного возраста. Коворкинг зона интерактивного комплекса представлена следующими зонами:
1.Зона конструирования и ПДД наполнена конструкторами различного вида и размера. Воспитанники могут использовать не только конструировать, но и проигрывать свои действия в процессе моделирования дорожных историй.
2.Космическая лаборатория связана с зоной конструирования и зоной и интерактивных игр.
В космической лаборатории можно познакомиться с темой «Космические корабли», в зоне конструирования построить космический корабль, в интерактивной зоне посмотреть видео-материал и организовать игру с использованием интерактивного пола.
3.Зона сенсорно-дидактических игр. Данное пространство наполнено оборудованием для развития сенсорных ощущений. (модуль «Пертра», «Дары Фребеля», столы для рисования на песке. Данное пространство также служит центром психологической разгрузки и направлена на снятие эмоционального напряжения.
4.Театральная студия. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, ростовыми куклами. Дети могут организовывать театральные постановки пользоваться различным оборудованием центра.
5.Зона интерактивных игр. Данная зона предназначена для просмотра видео-презентаций, просмотра детских обучающих мультфильмов и организации интерактивных игр с использованием интерактивного пола.
Важно, что в коворкинг-зоне нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, переносить предметы, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Коворкинг-зона создает возможность для развития личности и ребенка, новых способов общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребенка.
Помимо зонирования пространства в интерактивном центре многофукциональным является пространство изостудии и экспериментирования. Два этих пространства существуют в постоянном взаимодействии. Т.е. любое образовательное событие реализуется в подвижном режиме, а это не мало важно для воспитанников с ОВЗ, которые не могут долгое время находиться в неподвижном положении. Им необходимо постоянно двигаться и выбирать различные виды деятельности. Например, при реализации образовательного события «Осень к нам пришла»: дети могут заниматься творческим рисованием с использованием различных материалов (фломастеров, восковых мелков, могут рисовать на мольберте, на столах с песком) и одновременно могут рассмотреть, сравнить, листочки в центе экспериментирования и снова вернуться в пространство для творчества и наоборот. Вариантов огромное творчество. Все зависит от творчества педагога и желания детей.
Таким образом, коворкинг- зона служит пространством, в котором все условия развивающей среды направлены на развитие творческой, самостоятельной, гармоничной личности. Ребенок становится субъектом взаимоотношений, педагог его партнером. А партнерство возможно лишь в комфортных условиях, в условиях доверия. Воспитанник с ОВЗ получает дополнительную возможность для взаимодействия со своими сверстниками на пути к успешной социализации.
 
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 182"

"Формирование осознанного выбора обучающихся в условиях реализации образовательной модели ИГРОГРАД"

В основе разработанной и реализуемой нашей ДОО образовательной модели «ИГРОГРАД», наряду с индивидуализацией и поддержкой детской инициативы, заложен принцип ФГОС ДО о предоставлении каждому ребенку права осознанного выбора видов деятельности. Гарантами осуществления данного права в нашей модели являются вариативный режим пребывания и нелинейное расписание, в рамках которых каждый обучающийся формирует собственную образовательную траекторию в условиях трансформируемой насыщенной доступной развивающей предметно-пространственной среды (имеются в виду особенности РППС всех трех уровней нашей образовательной модели).

Нелинейное расписание обеспечивает уход от строго регламентированной образовательной деятельности и предоставляет ребенку возможность выбора чем заниматься, когда и вместе с кем, так как разработано и действует не в отдельной группе, а во всей возрастной параллели или даже в двух смежных параллелях (в теплый период года).

Формирование выбора происходит, как правило, во второй половине дня на Детском совете, где детям презентуются все завтрашние образовательные локации. В нашей модели из предложенных шести образовательных локаций ребенок может выбрать любые две в холодный период года и три – в теплый.

Затем сделанный выбор каждый ребенок фиксирует на Экране активности, имеющийся в каждой группе, кроме младших возрастных. Причем разработанный нами Экран позволяет проследить реализовал ли ребенок сделанный им выбор, как формируется образовательная траектория, не возникает ли необходимости ее коррекции.

Наблюдая процесс формирования выбора, мы попытались оценить, на сколько его можно считать осознанным. Наши выводы:
Выбор ребенка младшего возраста очень далек от осознанного, как правило, это спонтанный выбор в рамках групповых центров активности, чаще всего инициированный взрослым;
Выбор ребенка среднего дошкольного возраста мы тоже не можем назвать осознанным: в условиях нашей модели он затрудняется остановить свой выбор на конкретных видах деятельности, делает это спонтанно, зачастую забывает, на чем остановил свой выбор, знакомство с принципом организации Экрана активности растягивается в среднем вплоть до перехода в следующую возрастную группу;
В старшей дошкольной группе в основе выбора ребенка в равной степени может оказаться как пробужденный интерес, так и привязанность к определенному педагогу или же объяснимое желание следовать за другом, ясно, что считать такой выбор осознанным можно лишь с большой натяжкой;
И лишь в подготовительной к школе группе, при условии, что пройдены все обозначенные нами этапы становления выбора, мы констатируем, что ребенок обдумывает свой выбор, пробует обосновывать его, привыкает нести ответственность за сделанный им выбор, учится распределять свои игровые и познавательные интересы.
Страницы: 1
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества