Дошкольное образование
Гость
Страницы: 1 2 3 4 След.
Ответить
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
 
Уважаемые коллеги!
Предлагаем вам разместить материалы по организации внутренней системы оценки качества деятельности образовательной организации. Наиболее актуальной и востребованной информацией в ленте форума будет опыт использования шкал ECERS-R как инструмента внутренней системы оценки качества образовательной организации. Приглашаем ВСЕ инновационные площадки разместить материалы, которые разрабатывались к региональному семинару по данной проблематике.
 
Уважаемы коллеги! Приглашаем вас принять участие в исследовании механизмов внутренней системы оценки качества, организуемого коллегами из Ивановской области.Срок проведения опроса до 10 июня включительно.
https://docs.google.com/forms/d/1RVluHP66zV5jWzDXJECD-Yh6y0BsnEbGRevKg_Nythk/edit
 
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»
«Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности»
Разработка и внедрение системы мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад» является одним из показателей качества инновационной деятельности. Показатели мониторинга разработаны в соответствии с «дорожной картой» инновационной деятельности. Таким образом выделены следующие индикаторы: динамика социализации детей с ОВЗ, деятельность педагога, мониторинг запросов родителей и их удовлетворенность деятельностью ДОО в условиях внедрения проекта, мониторинг социальной активности ДОО, соответствие РППС задачам инновационной деятельности, реализация ООП ДО. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации для эффективного решения задач управления качеством инновационной деятельности. Для проведения мониторинга создаются временные мониторинговые группы. Состав группы определяется в зависимости от содержания мониторинга. В состав мониторинговой группы могут входить представители от администрации учреждения, опытные педагоги, медицинские работники, представители родительской общественности. В работе по проведению мониторинга качества инновационной деятельности используются следующие методы: наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта); эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений); беседа; опрос; анкетирование; тестирование; сравнительный анализ.
Инструменты мониторинга:
Индикаторы мониторинга Инструменты
Динамика социализации детей с ОВЗ. Диагностическая карта оценки инклюзивной готовности ребенка с ОВЗ
Деятельность педагога Лист оценивания деятельности педагога в условиях реализации инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад»
Мониторинг запросов родителей и их удовлетворенность деятельностью ДОО в условиях внедрения проекта Анкета для родителей: “Удовлетворенность родителей качеством оказываемых образовательных услуг” Анкета для родителей детей с ОВЗ, посещающих «Родительский клуб»
Мониторинг социальной активности ДОО Карта оценки трансляции опыта инновационной деятельности
Соответствие РППС задачам инновационной деятельности Карта оценки РППС ДОО
Реализация ООП ДО Таблица оценки качества рабочих программ педагогов Таблица оценки индивидуально-ориентированного образовательного маршрута ребенка с ОВЗ Показатели эффективности индивидуальных методических разработок педагога
Все индикаторы мониторинга в совокупности составляют единую систему. Отправная точка – показатели индивидуальных возможностей каждого воспитанника. На основании показателей этого критерия моделируются индикаторы остальных и определяются конкретные изменения в деятельности педагога (технологии, формы взаимодействия с детьми и родителями, необходимость авторских разработок, повышение квалификации, изменение РППС).
Мы предлагаем рассмотреть как работает наша система с точки зрения включения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность.
В результате анализа критерия «Показатели индивидуальных возможностей каждого воспитанника» мы увидели, что все дети с ОВЗ испытывают большие затруднения в коммуникации, нет или слабо выражена мотивация к взаимодействию с другими людьми, нарушено когнитивное развитие, поведение. Полученные результаты дают толчок для:
-поиска эффективных коррекционных технологий
-поиска эффективных педагогических технологий
-изменения условий РППС
-повышения квалификации педагогов
-поиска эффективных форм сотрудничества с родителями
-поиска новых социальных партнеров
Ход изменений в ДОО для повышения качества инновационной деятельности:
1группа: поиск эффективных коррекционных технологий, поиск эффективных педагогических технологий, повышение квалификации педагогов.
В ДОО с 2015 года функционирует «Семинарское движение», на собраниях которого педагоги обмениваются находками, о которых узнали в процессе самообразования, обсуждают тематику курсов повышения квалификации, которые хотят посетить, могут получить помощь коллег в решении интересующего вопроса или затруднения с которым столкнулись в процессе работы. В результате определяется общий вектор деятельности педколлектива. Например, педагога заинтересовала такая технология как артпедагогика. Возникла дискуссия чем артпедагогика отличается от арттерапии. Приняли решение изучить данный вопрос. На следующем собрании движения происходит обсуждение:
1.Поможет ли нам данная технология повысить Показатели индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
2.Какие изменения требуется провести в РППС.
3.Как данная технология «впишется» в реализацию АООП.
4.Какие изменения нужно внести в индивидуально-ориентированную программу воспитанника с ОВЗ.
Учитывая тот факт, что реализация инклюзивной образовательной модели ставит перед педагогами задачу поиска иных форм организации совместной деятельности с детьми, использование педагогических приемов и методов, которые позволят наиболее эффективно наладить коммуникативные связи между детьми с РАС и нормотипичными сверстниками, обеспечат социализацию особого ребенка, приняли решение внедрять данную технологию.
Артпедагогика – это взаимопроникновение искусства и педагогики, направленное на развитие художественной культуры ребенка через различные виды художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализовано-игровой).
2 Группа: изменение условий РППС.
С целью получения наибольшего эффекта, основываясь на деятельностном подходе, с учетом большого значения коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ, мы расширили образовательные возможности развивающей предметно-пространственной среды. В холле ДОО оборудованы «авторская стена для рисования мелом», специальная поверхность «рисуем на кафеле». Функционирует изостудия, которая совмещена с центром «Гарденотерапия», что способствует выражению детской инициативы, творчества. Дети легко перемещаются в пределах центров, участвуют в тех видах деятельности, которые интересны в данный момент. Например, в центре «Гарденотерапия» ребенок может рассматривать растение под микроскопом или участвовать в экспериментальной деятельности, затем в изостудии зарисовывает увиденное, выражает свои впечатления. В этом помогают различные дидактические модули: «Рисуем на песке», двухсторонние мольберты, грифельные и световые доски. Также предоставляется большой выбор материалов (гуашь, мелки, пастель, акварель, шпатлевка, цветные шарики, трафареты, крупа, крупные листья растений и др).
3 Группа: Реализация ООП ДО.
Не следует забывать о том, что для создания ситуации успеха для ребенка с РАС, необходимо адаптировать дидактические материалы в соответствии с индивидуальными возможностями. Для этого используем различные техники изодеятельности (рисование на мокрой бумаге, рисование предметами окружающего пространства, оттиск, рисование природными материалами, марание, каракули и др.)
Музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, танцевально-двигательная деятельность), игровая(игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры), театрализованная деятельность также являются мощными средствами артпедагогики. В ДОО функционируют: студия театра, центр речевой активности, музей «Русская изба», инклюзивный оркестр.
Основываясь на учение Л. С. Выготского, что образовательная деятельность будет удовлетворять личностные запросы ребенка, только в случае опоры не только на зону актуального, но и на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования, в ДОО внедряется авторская технология «Время выбора». Образовательная деятельность осуществляется по принципу нелинейного расписания, дети самостоятельно выбирают центры активности, партнеров для совместной деятельности, устанавливают собственные игровые правила, правила поведения, собираются в группы «по интересам», выбирают материалы и средства для организации деятельности. Благодаря насыщенной визуальной поддержке, дети с РАС легко включаются в организованную таким образом образовательную деятельность
4 группа: эффективные формы сотрудничества с родителями.
Учитывая запросы родителей функционирует родительский клуб, консультативный центр, организована территория мастер-классов.
5 группа: новые социальные партнеры.
Налажены связи с школой искусств № 9. Совместно с воспитанниками школы организуются мероприятия посвященные традиционным праздникам ДОО (Колядки, День толерантности, День матери, День инвалида, День птиц и др). Также осуществляются мероприятия в рамках взаимодействия с Воронежской региональной общественной
организацией инвалидов и родителей детей-инвалидов с PAC Искра Надежды, МБУК «Централизованная библиотечная система» г Воронежа.

6 группа: анализ динамики изменения показателей индивидуального развития детей с ОВЗ после внедрения технологии.
Анализ показал, что артпедагогика помогает ребенку с ОВЗ почувствовать себя успешным в организованной образовательной деятельности, способствует возникновению ощущения комфорта, спокойствия, тем самым устанавливается прочное коммуникативное взаимодействие с взрослыми и детьми. Использование артпедагогической технологии способствует формированию субкультуры личности ребенка с РАС, утверждению чувства социальной значимости, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, установить социально-коммуникативный контакт с окружающим миром.


 
МБДОУ "ЦРР - д/с№6"
Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности

Оценка качества в ДОУ непосредственно связана с реализацией проекта «Детский сад – Игропарк».
На протяжении проекта одной из задач было выявление, изучение и оценка эффективности мероприятий, проводимых в инновационном режиме. Анализировались документы, проводилось наблюдение образовательного процесса и т.д.
Объектами исследования в рамках инновационной деятельности были: средовые условия , педагоги, дети, родители, социальные партнеры.
I. Показателями качества средовых условий являются:
1. наличие игротреков – отдельных помещений для проведения занятий в условиях свободного выбора детьми;
2. наличие разнообразных условий в соответствии с темой образовательного события, сменяемость материалов, детские маркеры пространства в группе в 10 центрах активности по 5 направлениям развития дошкольников:
· Познавательного: математика, окружающий мир – экология, окружающий мир – общество
· Художественно- эстетического музыка, ИЗО
· Речевого: книги, речевые игры
· Физического : движение и спорт, здоровье и безопасность
· Социально-коммуникативного: игры
3. наличие разнообразных условий в соответствии с темой образовательного события, сменяемость материалов, детские маркеры пространства на территории:
спортивная площадка,
театральная площадка,
экологическая тропа,
мобильная библиотека,
центр психологической разгрузки
Мониторинговый инструмент.Карта анализа условий. Приложение №1.
II. Эффективность деятельности педагогов оценивалась по критериям:
1. Оценка содержания рабочей программы педагога в соответствии с требованиями к рабочей программе педагога в ДОУ
2. Оценка реализации рабочей программы (деятельности педагога по результатам проведенных занятий в Игропарке)
3. Повышение квалификации ( посещение семинаров, курсов, мастер-классов, методических часов и т.д.)
4. Самообразование по теме проекта.
5. Разработка и создание методических и дидактических материалов по теме проекта.
6. Участие в трансляции опыта работы на муниципальном, региональном уровне ( в мастер-классах, методических объединениях, вебинарах, научно- практических конференциях, круглых столах и т.д.).
7. Публикации по теме проекта в научных сборниках, СМИ.
8. Привлечение к образовательной деятельности социальных партнеров.
9. Вовлечение родителей в образовательную деятельность, проведение совместных мероприятий (Семейные клубы, образовательные практики в Игропарке вместе с родителями и т.д.)
10. Отзывы родителей (в СМИ, Книгах отзыва, на сайте ДОУ и т.д.).
Мониторинговый инструмент: 1.Карта анализа условий, созданных для взаимодействия всех участников образовательных отношений. Приложение №2 2.Карта самоанализа педагогами планирования образовательной деятельности с дошкольниками в группе. Приложение №3
III. Результативность освоения программы детьми оценивалась на основе:
- дневничков достижения детей, которые они заполняли после посещения игротреков и центров активности,
- экранов выбора,
- карт развития детей, в которых фиксируются точки индивидуального роста,
- рефлексивных карт педагогов.
Качественными показателями оценки деятельности ребенка являются:
1.генерирование идей
2. проявление самоорганизации
3.включенность в деятельность
4.заинтересованность
5. проявление самостоятельности
Оценка продукта деятельности ребенка проходит в 2 этапа:
1. самооценка ребенка в виде смайлика
2. практическая значимость продукта деятельности:
- в создании игрового проекта
- использование в дальнейшей игре
- использование в итоговом мероприятии
- применение в общении
- использование в практической деятельности
- ребенок будет учить других детей, ребенок- ментор
IV.Вовлеченность родителей в образовательный процесс:
Участие в образовательной деятельности: инициирование мероприятий, проведение мероприятий, участие в Семейных клубах, образовательных практиках в Игропарке вместе с детьми.
Опрос по актуальным вопросам текущих образовательных событий.
Анкетирование. Анкеты для родителей по взаимодействию детского сада и семьи. Приложение №4
V. Социальные партнеры
Анализ потенциальных и выявленных интересов детей нашего МБДОУ позволил спланировать и организовать совместную работу с такими социальными институтами:
Детская школа искусств
Центр дополнительного образования «РИТМ»
Детская спортивная школа
Краеведческий музей
Школы №1 и №6
Детская библиотека
На сегодняшний день социальное партнёрство является неотъемлемой частью образовательной системы ДОУ. Благодаря чему воспитанники получают возможность расширить свой кругозор, раскрыть свои таланты, успешно адаптироваться и социализироваться в окружающей среде.
VI.Эффективность реализации событий оценивалась на основе:
включенности детей и родителей в образовательное событие,
проектов детей,
дневничков достижения,
рефлексивных карт педагогов,
статистических подсчетов посещения Игропарка детьми,
удовлетворенности со стороны семьи ребенка.
На основе проведенных мониторинговых исследований определились основные проблемы: поддержка инициативы всех детей, учет индивидуальности каждого, разработка моделей для самостоятельной игровой деятельности детей, заполнение карты наблюдения образовательной практики. Намечены пути их решения.
По результатам выбора Игротреков, которые проводились 4 раза в неделю, и каждое занятие одновременно посещали от 6 до 15 человек, мы определили, что практически все дети самостоятельно делают выбор партнера и вида деятельности, наблюдается очень высокая включенность и заинтересованность в деятельности, немного отстают самостоятельность и самореализация, «генерирование идей», но данные показатели оправдываются возрастом детей. Игротреки посещают дети от 3 лет. Но мы наблюдаем проявление дошкольниками способности быстро и легко находить новые решения, устанавливать ассоциативные связи.
Генерирование идей Проявление самореализации Включенность Заинтересованность Самостоятельность
65% 75% 90% 100% 75%
Положительные аспекты реализации ООП через Игропарк.

Находясь, в игротреке, ребёнок чувствует себя более свободным и раскованным, так как здесь он может найти много интересного и увлекательного, словно попал в сказку. А когда мы играем в сказку, мы можем донести необходимые знания, легко и ненавязчиво, заряжая тем самым деток зарядом положительных эмоций, повышая самооценку, укрепляя способности социальной коммуникации и обогащая опыт.
По результатам исследования деятельности детей в центрах активности можно констатировать такой факт: в самом начале реализации проекта дети только учились делать свой выбор, проявлять инициативу, самостоятельность. Анализ выбора ЦА, продуктов деятельности, игровой карты показал следующее: наибольшее предпочтение дети отдавали 3 центрам: творчества, игры и движения. Речевой и познавательный центры дошкольники выбирали реже. В связи с этим перед педагогами встала задача о привлечении внимания и интереса дошкольников к данным центрам. Согласно темам образовательного события и сюжета дня, разнообразили наполнение ЦА. На данном этапе проекта можно с уверенностью сказать, что каждый ребенок в течение дня неоднократно посещает несколько ЦА, самостоятельно выбирает партнеров для разных видов деятельности, проявляет творчество и инициативу.
По результатам исследований можно сделать вывод, что образовательные практики, реализуемые в условиях активного выбора детьми Игропарка, позволили повысить такие качественные показатели детей как самостоятельность, свободу выбора, стремление добиться конечного результата, разнообразие деятельности, заинтересованность.

 
МБДОУ БГО Детский сад № 16 комбинированного вида г. Борисоглебск

Тема: « Результаты исследования качества образовательной деятельности в ДОУ от « измерения в целях контроля» к « измерению для изменения».
Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остаётся качество образования, как приоритетная задача подрастающего поколения.
Но тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели. На сегодняшний день существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов для повышения комплексной оценки качества дошкольного образования.
Цель: Управление качеством образовательной деятельности путем оценивания эффективности результатов, нормативным требованиям с помощью оценки качества образования дошкольных образовательных организаций – шкалы ECERS-R.
Одним из оптимальных способов повышения мы опробовали на практике – применили для самооценки и развития инструмент для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организаций – шкалы ECERS-R.
Для проведения процедуры оценки качества с учётом развивающих задач её организации, мы использовали модель исследования в виде цикличной структуры.
1 этап – организационно – подготовительный:
- определили объект исследования (были выбраны 2 возрастные группы: старшая группа и подготовительная к школе группа);
- выбрали инструментарий;
- определили экспертов – наблюдателей;
- определили координаторов преобразований ( временный творческий коллектив из числа педагогов и администрации ДОУ);
- определили временные этапы проведения экспертизы;
- разработали систему сбора данных « Карта мира».
2этап –констатирующий:
проведение первичной, а в дальнейшем и повторной процедуры оценки качества реализации образовательной деятельности;
- по итогам исследования - фиксация данных в виде схем графического и текстового формата.
3 этап – рефлексивно – формирующий:
Координаторами преобразований проводилось осмысление и обсуждение полученных результатов, намечались мероприятия по развитию образовательной системы.
После повторного проведения наблюдения проводилось сопоставление результатов исследования.
Результаты, полученные после проведения исследования двух групп показали нам комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, что имеет смысл избрать для своего развития. А так же продемонстрировали, какие аспекты ФГОС ДО и в какой степени реализованы и над какими нужно работать.

Результаты исследования по отдельным подшкалам.
Предметно – пространственная среда .
Зона благополучия.
1. Определено открытое игровое пространство в рамках реализуемой образовательной модели « Кругосветка», представленное тремя мирами: микромиры – в групповых помещениях , макромиры – дополнительные помещения и территория ДОУ.
2. Пространство группы разбито на 7 миров – детские центры активности, которые соответствуют пяти основным направлениям развития ребёнка с учётом ФГОС ДО.
3. Достаточно места для одновременного осуществления нескольких форм активности.
4. Центры организованы для самостоятельного использования детьми.
5. Оборудование и материал находятся на уровне глаз детей.
7. В дошкольном учреждении внутри помещения имеется пространство для развития крупной моторики ( спортивный зал, бассейн).
8. Пространство для развития крупной моторики на внешней территории ДОУ
организовано так, что различные виды двигательной активности не мешают друг другу (универсальная спортивная площадка, гимнастический городок, спортивная площадка).
Точки роста:
1. В группе не достаточно мест для создания тёплой уютной атмосферы и уединения ребёнка.
2. Центры активности располагаются без учёта соседства друг с другом (тихие подвижные игры).
3. Пространство обустроено так, что большая часть детских центров активности не разграничиваются между собой.
4. В оформлении групп нет материалов, имеющих близкое отношение к детям
( фотографий недавних занятий, детские рисунки и поделки представлены только в раздевалке)
Подробный анализ внутреннего аудита подшкалы « Предметно – пространственная среда» по результатам первого наблюдения позволил выделить зону благополучия и места роста. А далее переосмыслить многие аспекты нашей работы: административные, педагогические, организационные, и принять следующие меры:
1. Рассмотрение на совете учреждения вопроса по усовершенствованию развивающей предметно – пространственной среды групповых помещений ДОУ.
2. Разработка и реализация совместного творческого проекта педагоги-родители-дети «Наша группа – лучше всех».
3. Включение в план работы методической службы дошкольного учреждения цикл семинаров для педагогов ДОУ «Шкалы ECERS-R и его возможности для повышения качества образования».
4. Презентация педагогами совместных творческих проектов на основе полученного опыта.
5. Еженедельное отражение на сайте ДОУ и личных страницах педагогов мероприятий о ходе реализации проекта.

В результате выполненных мероприятий в группах были созданы :
- уютные уголки при помощи мягких подушек, удобных пуфиков и мягкой мебели;
- уголки уединения были перенесены из групповых помещений в спальные. Для уголков уединения были созданы совместно с детьми правила поведения в нём и рядом с ним.
- в групповом пространстве пересмотрено расположение центров активности с учётом соседства друг с другом ( тихие и подвижные игры стали находиться на значительном расстоянии друг от друга).
- пространство обустроено так, что большая часть детских центров активности разграничивается между собой маркерами игрового пространства, многофункциональными ширмами, мягкими модулями, передвижными мебельными конструкциями.
В детских центрах активности появились фотографии, отражающие текущую деятельность детей, а в оформлении среды – детские работы ( поделки, карты образовательных путешествий недели, календари традиций группы и т.д.).
Принятые меры позволили получить позитивные результаты по направлению исследования « Предметно - пространственная среда».
На профиле распределения средних значений первого и второго наблюдений отражена положительная динамика по следующим показателям:
- « Мебель для повседневного ухода , игр и учения»
- « Мебель для отдыха и комфорта».
- « Обустройство пространства для игр».
- « Места для уединения».
- « Связанное с детьми оформление пространства».
Средний бал по подшкале в результате первого наблюдения составлял – 3.6, а после второго- 4,8.
ВЫВОД:
При проведении исследования мы пришли к выводу, что предложенная шкала информативна и достаточно удобна для исследования в работе. Оценка носит не контрольно – надзорную функцию, а является предметом обсуждения и основой для дальнейшего развития объектов оценивания.
Шкала ECERS-R помогла нам взглянуть комплексно на реализацию образовательной среды, выявить упущенные аспекты образовательной деятельности, помогла построить дальнейший путь развития, наметить точки профессионального роста, повысить педагогическую компетентность и ,как следствие, даёт возможность реализовывать ФГОС и повышать качество образовательной деятельности.
 
МБДОУ Детский сад «Колокольчик» Каменского муниципального района

ШКАЛЫ ECERS-R – СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА.
Проблема выстраивания системы оценки качества образования в ДОО всегда была достаточно актуальна, тем более в настоящий период модернизации системы дошкольного образования.
Наш детский сад с 2017 года работает в режиме реализации инновационного образовательного проекта «ИГРАЕМ-ПОЗНАЁМ-ТВОРИМ» (образовательная модель ЛЕГО-детский сад), поэтому для нас особенно важно определение инструментария оценки качества нашей образовательной деятельности.
Понятие качество образования вводится в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В соответствии с определением качества образования выделяются три основные характеристики качества образования:

-качество образовательного процесса;
-качество условий;
-качество результатов.

Во ФГОС ДО качество результатов сформулировано в виде целевых ориентиров, к которым мы стремимся, которых ребенок может достигнуть. Однако целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, поскольку каждый ребёнок индивидуален. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Таким образом, поскольку напрямую оценивать результаты достижения детей нельзя, нужны измерители, направленные на оценку образовательных условий в которых дети находятся в детском саду.
Под качеством образовательных условий мы подразумеваем:
-финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
- материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями и инновационным образовательным проектом;
-развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
-психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
-кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала;
- условия для взаимодействия с семьёй и социумом.

В качестве инструмента оценки качества образовательных условий наш педагогический коллектив выбрал «Шкалы комплексной оценки качества образования» (ECERS-R) (Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д., 2016). В настоящее время они рассматриваются в мире как один из наиболее надежных инструментов оценки качества дошкольного образования.
Основной целью данного инструмента является выявление тенденций в развитии дошкольной образовательной организации и определение степени ее соответствия ФГОС ДО. В перспективе полученные результаты могут использоваться для корректировки мер, направленных на модернизацию дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Объектом исследования в Шкалах являются компоненты образовательной среды дошкольной группы:
-Предметно-пространственная среда.
-Условия для присмотра и ухода.
-Условия для развития речи и мышления детей.
-Условия для разных видов детской активности (познавательной, художественно-эстетической и пр.).
-Взаимодействие персонала (всех сотрудников сада, которые ежедневно проводят с детьми значительную часть дня, т.е. не менее 4 часов для 12-часовой программы) с детьми, друг с другом и детей между собой.
-Структура дня по программе.
-Условия для вовлечения родителей в образовательный процесс и условия для обеспечения личных потребностей и профессионального развития персонала.

Для проведения исследовательских работ на педагогическом совете ДОО был определён экспертный совет, в состав которого вошли педагоги прошедшие курсы повышения квалификации по шкалам ECERS.
Наблюдение проводилось по стандартизированным оценочным листам в начале и в конце учебного года в одной из средних групп в течение одного полного рабочего дня. Дополнительно по отдельным показателям проводились интервью с воспитателями группы.
По результатам исследования были составлены диаграммы по каждому показателю и общая диаграмма оценки качества образования в ДОО, заполнена «Карта выявления стабильных и проблемных зон в деятельности дошкольной образовательной организации». Результаты исследований обсуждались на педагогических советах.
На основании проведенного нами самообследования с использованием шкал на начало учебного года были сделаны следующие выводы:

1.Наиболее низкие показатели были выявлены по критерию «Предметно-пространственная среда». Исследование показало, что образовательная среда является недостаточно насыщенной и трансформируемой. В группе на начало года не был создан уютный уголок отдыха и уединения. Группа недостаточно оснащена материалом для развития крупной моторики. Не совсем удачно были продуманы зоны активности в плане пересечения активных и спокойных видов деятельности.

2. Сравнительно более низкие результаты на начало у.г. были получены по показателю «Использование речи для развития мыслительных навыков».

2.Достаточно высокие оценки получены по показателям, связанным с уходом и присмотром за детьми и обеспечением их безопасности.

3. Высокие результаты получены по критерию «Структурирование программы», благодаря чётко разработанным методическим рекомендациям и консультированию педагогов по составлению рабочих программ.

4.Достаточно высокие показатели получены по подшкале «Взаимодействие» (встреча/проводы, взаимодействие персонала, взаимодействие детей между собой), «Взаимодействие персонала с родителями»

Результаты проведенного исследования легли в основу проектирования работы по улучшению качества образования в ДОО. Координационным советом учреждения был смоделирован план мероприятий по дальнейшему улучшению образовательной среды ДОО, в который в частности вошли пункты по улучшению выявленных проблемных показателей:

- организация наиболее оптимальных условий для речевого и познавательного развития: создание ЛЕГО-платформы социально-коммуникативного и речевого развития, реализация программы «STEM-образование детей дошкольного и начального школьного возраста» (STEM –центр);

- пополнение РППС групповых помещений и в целом пространства ДОО оборудованием для развития крупной и мелкой моторики: ЛЕГО-конструкторы, мягкие модули, оборудование спортивного и тренажёрного залов, организация спортивных уголков в групповых помещениях и зон активности в рекреациях здания детского сада;

- расширение возможностей гибкого режима для достижения более полноценного проживания детьми совместно сконструированных ЛЕГО-событий;

- проведение профессионального конкурса воспитателей на лучшую организацию РППС группового помещения в соответствии с ФГОС ДО с целью развития творческого потенциала педагогов по созданию условий для развития и поддержке детской самостоятельности, активности и индивидуальности;

- проведение методических семинаров, семинаров–практикумов, взаимо посещений, открытых просмотров, наблюдений и контроля над проведением организованной и самостоятельной деятельности детей с целью выявления позитивного опыта взаимодействия педагогов с детьми и предотвращения негативных ситуаций;

- проведение и анализ мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных успехов и затруднений среди педагогического состава, степени удовлетворённости образовательной деятельностью ДОО среди родителей.

В результате проведённой работы к концу учебного года исследования по шкалам показали существенные улучшения по показателям «Предметно-пространственная среда», «Виды активности», «Речь и мышление», «Взаимодействие», «Присмотр и уход»

Т.О., на основании проведенного нами самообследования с использованием шкал ECERS можно сделать следующие выводы:

1.Качество образовательной среды в ДОО на период окончания (конец мая) 2018-2019 у.г. может быть охарактеризовано как «выше среднего».

2. Шкалы, как эффективный инструмент оценивания образовательной среды, способствуют улучшению качества образования в дошкольном учреждении, являются ориентиром для дальнейшего его улучшения.
 
Презентация к оценке качества образования
 
МБДОУ «Детский сад №1»
Процедура оценки: внутренняя система оценки качества образования в МБДОУ, связанна с проектом «Сад детских инициатив».
Цель оценки: внутренний контроль за условиями и результатами деятельности.
Правовое основание: в ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обозначено, что к «компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится проведение самооследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования».
Документы, определяющие содержание и порядок проведения процедуры:
-Положение о внутренней системе оценки качества образования;
- Положение об индивидуальном учете результатов освоения воспитанниками образовательных программ в ДОО.
Периодичность оценивания: один раз в год.
В соответствии со структурой образовательного процесса качество дошкольного образования определяется следующими составляющими:
-качество условий реализации основной образовательной программы дошкольного образования;
-организация образовательного процесса;
-результатов освоения воспитанниками ООП ДО.
Основная процедура – наблюдение. За основу были взяты шкалы ECERS-R.
Прежде чем применять инструмент оценивания шкалы, педагоги прошли специальное обучение. Обучение включало в себя теоретические и практические занятия, которые помогли получить необходимые знания, также в детском саду прошли семинары мастер-классы по работе со шкалами ECERS-R.
Первый показатель, который мы исследовали, это образовательная среда, которая подвергалась большим изменениям в течение всего проекта. Развивающая среда изменилась не только в групповых помещениях и в других помещениях детского сада.
Инструмент оценивания разработан на основе шкал ECERS-R.
Для удобства мы преобразовали критерии шкал в другой формат (приложение 1 и 2) и добавили критерии «образовательных кругов» (приложение 3) и (приложение 4).
Эффективность деятельности педагогов оценивалась на основе мониторинга, который включает в себя анализ профессионального уровня педагогов на основе:
-собеседования с педагогами;
-ознакомления с интеллект- картами детей;
-анализа проведения образовательной деятельности педагогами в образовательных кругах; -анализа наблюдений за деятельностью и общением детей в образовательных кругах;
-анализа наблюдений самостоятельной деятельности детей и продуктов их творчества в образовательных кругах;
-анализа наблюдений за игрой детей, результатов естественного эксперимента;
Также разработана карта активности педагога (приложение №5), которая позволяет отследить, в какой области педагог видит себя больше, его предпочтения. Это дает возможность выстроить работу педагога на основе его интересов.

Результативность освоения программы детьми оценивалась на основе:
-индивидуальных маршрутов, выстроенных в виде интеллект карт
-карт активности детей в образовательных кругах (пример карт в приложении №6 и приложение №7)
- карт усвоения материала с помощью интеллект - карт (приложение №8)
 
МБ ДОУ Павловский д/сад "Мозаика"
Для того ,чтобы каждая организация соответствовала ФГОС ДО, видела эффективность своей деятельности, имела возможность постановки цели на дальнейшее развитие, необходимо разработать инструментарий по оценке качества, В разработанных критериях качества отражается современное понимание организации дошкольного образования, предполагающее умение слышать «голос» ребенка, поддерживать его инициативу, создавать условия для игровой деятельности и выбор ребенка. Оценка качества позволит педагогам рефлексировать о своей деятельности, выявлять сильные стороны и западения, которые требуют улучшения. Чтобы все это реализовать мы обратились к таким инструментам качества, как шкалы ECERS -R и каталогу В. Титце.
Шкалы ECERS-R полно раскрывают ценности, принципы и положения ФГОС ДО. Исходя из философии, что ребенок активный участник образовательных отношений, показатели и индикаторы оценок раскрывают качество всех условий, необходимы для поддержания этой философии.
Повышение качества- это процесс , который никогда не может быть завершен. Каждая достигнутая цель является исходной точкой для определения новой цели. Это главная мысль концепции повышения качества образования В. Титце. А структурная единица этой концепции -технология постановки цели «Семь шагов» помогает организовать процесс повышения качества образования в ДО и вовлечь в это всю команду детского сада с персональной ответственностью за общий результат. Объединив две концепции, мы в нашем детском саду разработали внутреннюю систему оценки качества, используя технологию работы с целью по В. Титце, с применением Шкал ECERS-R. (Приложение 1)
На примере одного из критерия «На улице достаточно места и оборудования для длительной свободной игры детей» раздел «Условия для организации свободной игры» (Приложение 2), можно увидеть, как предложенный порядок действий поможет добиться высоких результатов.
Первый шаг – анализ ситуации. (Приложение 3). На этом этапе разбирается данный компонент с точки зрения оценивания своей деятельности и реальной ситуации по этому критерию. Результат в процентом соотношении и дает нам профиль качества по данному критерию – низкий или высокий.
Это второму шагу – профиль качества, цель которого определить сложившуюся ситуацию с сильной и слабой стороны. Это будет отправной точкой для определения целей развития качества.
Обсуждение вопросов по оценке конкретных аспектов второго шага, например, в чем проявляются сильные стороны детского сада именно в этом компоненте качества или же слабые стороны, своего рода рефлексия дают импульс к обсуждению третьего шага программы повышения качества образования – профессиональная компетентность. Это интенсивная работа команды по предложению повышения квалификации педагогов с целью повышения профиля качества данного компонента - дидактическую организацию процесса, курсы повышения квалификации, диспуты.
На четвертом этапе обсуждаются и формулируются конкретные цели, направленные на повышение качества образования. Цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, реалистичной и ограниченной по времени. Например, до марта 2020 года будет разработан макет средовых решений игровых площадок на улице
Следующий шаг – согласование целей. Выше сказанная цель согласовывается со всеми педагогами, оформляется в письменном виде.
На шестом этапе для достижения данной цели разрабатываются и осуществляются конкретные, поддающиеся проверке шаги для достижения цели.
Cедьмой шаг является гарантией результата, он удостоверяет в том, что цель качества образования достигнута, и результат этого достижения становится отправной точкой для достижения новой цели по этому компоненту.
 
МБДОУ "Слободской детский сад "Пряничный домик"
Внутренняя оценка качества и исследования в рамках инновационной деятельности ДОУ

С января 2017 г. коллектив нашего ДОУ реализует образовательную модель «Сад детских инициатив», естественно, перед нами встал вопрос об обеспечении качества образования в данной модели. Первое, к чему мы приступили, это разработка инструментария, при помощи которого и будет оцениваться качество. Для чего это было нужно? Ответ очевиден: для реализации целей, поставленных ФГОС ДО, а более конкретно: для развития каждого ребёнка, для улучшения профессиональной деятельности педагогов, включённых в инновационный процесс, для удовлетворённости образовательных запросов семей наших воспитанников. Стандарт предполагает оценку качества по созданным условиям, где под условиями понимается образовательная среда, в которой каждому ребёнку комфортно, интересно, содержательно насыщенно, одним словом – ДЕТСКО!
Мы трансформировали развивающую предметно-пространственную среду нашего учреждения в соответствии со шкалами для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях ECЕRS-R и разработали инструментарий (Оценочный лист 1, 2) внутренней оценки качества, созданной нами среды, на основе которого мы смогли провести аналитику (Исследование 1,2).
Весь образовательный процесс нашей организации строится на основе детских интересов. Маленькие почемучки задают массу вопросов, которые фиксируются на утреннем круге в чек-листе познавательной активности (Лист 3), который вкупе с листом интересов и выбора культурных практик (Лист 4) является еще одним из инструментов внутренней оценки качества. Реперной точкой в нашей образовательной модели «Сад детских инициатив» является детский выбор. Ежедневный выбор ребенком культурных практик отслеживается педагогом-навигатором и фиксируется в групповом навигационном листе (Лист 5). По результатам постоянных наблюдений администрации ДОУ за деятельностью педагогов-навигаторов и педагогов-интеграторов, на основе анализа познавательной активности наших воспитанников и выбора культурных практик, в том числе посредством общения с детьми, выявлена согласованность работы педагогического коллектива в реализации ООП ДОУ (Исследование 3, 4).

Страницы: 1 2 3 4 След.
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества