Дошкольное образование
Гость
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответить
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
 
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195»
Оценка качества применительно к модели СДИ
Предметом системы оценки качества образования МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №195» являются:
- качество образовательных условий;
· финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
· материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями;
· развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
· психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
· кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала.
- качество образовательного процесса;
· качество образовательной программы, методик и технологий, применяемых в образовательном процессе;
· качество образовательной деятельности детско-взрослого сообщества;
· качество взаимодействия педагогов с родителями и детьми в процессе воспитания и обучения.
- качество результата освоения ООП ДОО:
· динамика освоения детьми содержания образовательной программы по пяти образовательным областям.
· индивидуальная траектория развития ребёнка.
Данная система предусматривает оценку на уровне группы ДОО и на уровне ОО в целом. При оценки используется следующий инструментарий:
на уровне группы:
карта анализа РППС (на основе шкал ECERS-R);
карта анализа ООД;
условия для родителей (на основе шкал ECERS-R);
индивидуальная траектория развития ребенка (сферы инициатив).
на уровне ОО:
рейтинг педагога;
внутренний аудит лабораторий;
условия для родителей (на основе шкал ECERS-R);
степень удовлетворённости родителей деятельностью ДОО.
 
МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 182"

С 2017 года наша организация включена в выборку ДОО для проведения внешней экспертизы качества образования на основе применения шкал ECERS-R. Для внутренней оценки качества мы также решили использовать шкалы «Предметно-пространственная среда», «Присмотр и уход за детьми», «Взаимодействие». Данные шкалы позволяют нам увидеть наши сильные стороны и в полной мере выявить слабые места и проблемные зоны, определяя дальнейшую траекторию развития ДОО. Кроме этого во внутреннюю систему оценки качества образования входят разработанные нами контрольно-диагностические материалы по оценке эффективности деятельности педагогов, осуществляемой в рамках проекта; контрольно-диагностические материалы по оценке качества рабочих программ педагогов; критерии и показатели оценки качества труда педагогических работников, опросники для родителей. В этом учебном году (в период с 03.06.2019 по 17.06.2019 года) мы апробировали новый диагностический инструментарий исследования эмоционального благополучия дошкольников в рамках удовлетворения запроса населения в получении качественных образовательных услуг дошкольного образования - опросник «Детский барометр». В исследовании принимали участие 36 детей подготовительной группы и 36 родителей, законных представителей данных детей. В данном случае представлена средняя, репрезентативная выборка.
На основании полученных данных можно заключить следующее. Опросник «Детский барометр» показывает свою работоспособность и обладает рядом достоинств. Данный диагностический инструментарий прост в применении, дает возможность тестировать широкий спектр личностных потребностей и внутреннего эмоционального благополучия ребенка, позволяет получить количественные и качественные групповые данные для оценки эффективности дошкольного образовательного учреждения. Данный опросник позволяет проанализировать систему родительско-детских взаимоотношений, степень удовлетворенности ребенка в любви, принятии, понимании, поддержки родителей и восприятии данных характеристик родителями, насколько полно, в их понимании, они удовлетворяют данные потребности ребенка. Опросник «Детский барометр» оценивает степень психологического комфорта ребенка во время его пребывания в детском учреждении. Однако, проанализировав полученные данные, экспертная группа детского сада пришла к выводу, что данный инструментарий не отражает процесс индивидуализации и поддержки детской инициативы в дошкольном образовательном учреждении. Целесообразно включение вопросов, направленных на получение информации о том, может ли ребенок заниматься тем, чем он хочет в данный момент, часто ли педагог и дети обсуждают то, что интересно ребенку, играют в игры, предложенные ребенком. Вопросы такого характера раскроют содержательность реализации образовательной программы в детском учреждении, ее соответствие ФГОС.
Проведя оценку качества и проанализировав полученные результаты, мы пришли к интересным выводам. Были выявлены как успешные, эффективные направления в работе детского сада, так и определились сферы проблемных полей. Подтвердилась эффективность работы в рамках модели «Игроград», практически все дети и 53% родителей отметили свою заинтересованность и увлеченность такой формой жизнедеятельности и образования в детском учреждении. Это первое, что респонденты отмечали, отвечая на вопрос о том, что больше всего нравится в детском саду. Порадовали психологический комфорт детей и эмоционально-позитивные взаимоотношения между детьми и педагогами. Но в этой же сфере: межличностной коммуникации взрослых и детей, определилось проблемное поле. Многие дети чувствуют себя неуслышанными, общение между воспитателем и ребенком нередко носит формальный характер. Одной из составляющих данной проблемы является большое количество детей в группах. Актуальность темы количества детей подтверждается ответами как родителей, так и детей, на вопрос: «Что больше всего не нравится в детском саду». Дети отмечали шум, усталость от того, что «вокруг много детей и мне тесно». Родители также говорили о перенасыщенности групп, несоответствии технических характеристик помещений количеству детей.
При использовании данного инструментария обнаружилась вероятность недостоверных ответов родителей. Можно предположить, что мотивация демонстрации «правильного» воспитания была ведущей. Ответы детей свидетельствовали об эмоциональном холоде, не востребованности, а ответы их родителей иногда были противоположными. Это свидетельствует о несоответствии восприятия психологической удовлетворенности жизнью ребенком и его родителями.
Следует отметить статичность полученных данных. В сентябре проводится повторная оценка качества внутри детского образовательного учреждения. Только проведя сравнительный анализ можно будет делать выводы о положительной либо отрицательной динамике, или статике качества образовательной организации.
В заключении следует отметить, что данный инструментарий целесообразен в применении в детском дошкольном учреждении, позволяет прослеживать динамику развития или стагнацию организации, получать обратную связь от участников образовательного процесса, выявлять проблемные зоны, и, самое главное отслеживать уровень психологического здоровья ребенка.
Приглашаем коллег, которые также использовали данный инструментарий к конструктивному диалогу.


 
МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 7" :
оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности.
Качество образования (в том числе и дошкольного) определяется Законом как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность … (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29)
Качество есть характеристика динамичная. При смене социокультурной и образовательной ситуации параметры качества требуют своего пересмотра, новой стандартизации.
Качественное дошкольное образование обеспечивает полноценное развитие ребенка – физическое, интеллектуальное, социальное – именно в этом месте и именно сейчас; закладывает предпосылки для успешного будущего обучения, построения профессиональной карьеры, личностного роста. Дети должны получить шанс состояться и быть успешными в течение всех последующих этапов жизненного цикла.
При выборе критериев и показателей исследования качества образовательного процесса мы исходили из того, что они должны давать возможность однозначного вывода по проблеме исследования и минимизировать временные затраты педагога, проводящего мониторинг. При этом мы используем различные инструменты, чтобы исследовать все стороны образовательной деятельности.
Один из основных инструментов - шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях – ECERS- R. ECERS-R вполне соответствует ведущим приоритетам современного дошкольного образования и основным положениям ФГОС ДО.
Команда нашего детского сада прошла обучение, и только после этого приступили к использованию шкал. Они дали возможность по-другому взглянуть на, казалось бы, ясные и отлаженные моменты. Мы увидели, что требуется уделить большое внимание следующим направлениям.
Предметно-пространственная среда:
· Места для уединения есть, однако дети ими почти не пользуются
Речь и мышление:
· Книги и материалы для речевого развития не всегда меняются в соответствии с изучаемой темой, временами года.
Виды активности:
· Необходимо добавить разнообразные материалы для занятий искусством (глина, дерево)
· Не хватает гербариев и коллекций насекомых, камней
· Практически отсутствуют элементы этнического и культурного разнообразия.
Над выявленными проблемами мы уже сейчас работаем, причем, многие из них не требуют больших финансовых вложений.
ФГОС ДО требует учитывать индивидуальный уровень развития ребенка при проектировании ООП и условий ее реализации, образовательная деятельность должна строиться на основе индивидуальных возможностей каждого ребенка. «При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования» (п. 3.2.3. ФГОС ДО).
Диагностика проводится в течение всего времени пребывания детей в дошкольной организации. С этой целью используются карты индивидуального развития ребенка, игровые задания, наблюдение, изучение продуктов детской деятельности, собеседование с педагогами, родителями и детьми.
Полученные данные используем для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей, индивидуализации процесса образования, разработки индивидуального образовательного маршрута (вариативных форм, способов, методов и средств реализации с учетом выявленных возрастных и индивидуальных особенностей развития воспитанника, специфики его образовательных потребностей, возможностей и интересов), программы оптимизации работы с группой детей.
Кроме вышеназванных процедур оценки качества образования используется анкетирование родителей, самообследование.
Считаем важным в "Детском саду - Игропарке" изучение игровой деятельности детей ,наблюдение своевременности ее формирования у каждого ребенка. Разноуровневые критерии помогают определить эффективность осуществляемой в этом направлении работы воспитателей и других педагогов.
Все названные инструменты составляют комплексную систему оценки качества образовательного процесса МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 7», которая, мы считаем, способствует улучшению качества дошкольного образования нашей организации.

Е.А.Воронина, старший воспитатель
МБДОУ "Центр развития ребенка- детский сад № 7"






 
МБДОУ БГО Центр развития ребенка - детский сад №11.
Оценка качества в образовательной организации.
Исследования в рамках инновационной деятельности.
Оценка качества процесса развития любой системы осуществляется на основе сравнения ее фактического состояния с состоянием необходимым. Без четкого понимания, что есть необходимое состояние, к которому система в целом и каждый ребенок в отдельности должны придти в результате процесса развития, образовательный процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.
Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция:
1.Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы.
2.Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их:
качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья;
качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения;
качества управления системой дошкольного образования;
3.Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам.
4.Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в дошкольном образовательном учреждении.

Следовательно качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.
Качество дошкольного образования — это такая организация педагогического процесса в детском саду, при которой уровень воспитанности и развития каждого ребенка увеличивается в соответствии с учетом его личностных возрастных и физических особенностей в процессе воспитания и обучения.

Качество дошкольного образования в учреждении — это управляемый процесс, это результат деятельности всего педагогического коллектива, который определяется следующими позициями:
– как ребенок в учреждении реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями;
– как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор
программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы, и т.д.);
– какие условия созданы в ДОУ (образовательная среда, ориентированная на самоценность дошкольного детства; положительный микроклимат
в коллективе; система стимулирования качественной работы, творческая
направленность деятельности коллектива ДОУ и его руководителя; ориентация на образовательные потребности и запросы семьи; систематическое коллективное обсуждение состояния образовательного процесса и принятия грамотных управленческих решений и т.д.)
Факторы, влияющие на качество дошкольного образования, могут быть разделены на две группы – внутренние и внешние.
1) Внутренние факторы– те, которые входят в само определение качества дошкольного образования. То есть, насколько соответствует установленным требованиям (тому, что должно быть) фактические образовательная программа, условия ее реализации и результаты ее освоения.
Данные факторы являются в значительной степени контролируемыми и поддающимися регулированию.
2) Внешние факторы – те, которые связаны с внешними обстоятельствами или внешней по отношению к дошкольному образованию средой. Они влияют в той или иной степени на качество дошкольного образования, но являются плохо контролируемыми и регулируемыми. Среди них можно выделить:
— влияние семьи;
— социально-экономические факторы (например, значительная дифференциация регионов РФ по социально-экономическим условиям);
— конкурентные факторы (наличие или отсутствие конкуренции);
— индивидуальные особенности детей (как физические, так и психологические);
— уровень развития детей на «входе» в дошкольное образование (так называемые исходные данные)
и др.
Необходимо учитывать влияние данных факторов при анализе результатов оценки качества дошкольного образования .
Качество образования представляет собой интегральное понятие, складывающееся из отдельных показателей(личности, программ; технологий,средств и т.д.)
Различают следующие принципы управления качеством образования:
-социосообразности;
-диагностической целенаправленности;
-структурной и функциональной целостности;
-природосообразности;
-интенсивности;
-завершенности (В.И.Беспалько).
В данной связи повышение качества дошкольного образования возможно благодаря комплексному использованию основных методологические подходов к оценке качества ДОУ (Т. И. Алиева, М. В. Крулехт, Л. А. Парамонова).
1. Аксиологический подход к оценке предусматривает анализ ценностей, которые являются основанием в определении структуры и содержания системы оценки качества дошкольного образования.
В основу современной государственной политики Российской Федерации в области дошкольного образования положены идеи гуманизации, поэтому основной профессионально-педагогической ценностью при определении показателей оценки качества дошкольного образования в рамках данного подхода выступает ребенок. Степень признания самоценности личности ребенка, его права на развитие и на проявление индивидуальных способностей, создание условий для его творческой самореализации определяют оценочную шкалу данного подхода к качеству дошкольного образования в ДОУ.
2. Социокультурный подход в оценке качества образования в ДОУ определяется характером взаимодействия детей со взрослыми, с другими детьми, с предметно-пространственным миром. Оценивается уровень самостоятельного поведения и его способность решать повседневные жизненные ситуации; социальная компетентность в общении с другими детьми и взрослыми.
В данной связи социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса в ДОУ и создание там такой образовательной среды, чтобы:
• формирование личности ребенка протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека
• определение содержания дошкольного образования осуществлялось на уровне содержания современной мировой культуры;
• организация взаимодействия ребенка с миром Культуры осуществлялась на всех уровнях (микро-, мезо-, макро), а также в рамках всех возрастных субкультур (сверстники, старшие, младшие).
Поскольку элементы культуры, накопленной человечеством, не могут быть переданы ребенку в готовом виде через выработанные нормы и правила, то с позиций данного подхода, при оценке рассматривается качество специально организованной педагогом деятельности по освоению ребенком культуры как системы ценностей, организации жизни ребенка на уровне культур. В данной связи особое внимание при оценке такого образовательного процесса в ДОУ следует уделить степени знакомства детей с традициями национальной культуры (народным календарем, обычаями, обрядами).
3. Компетентностный подход выступает перспективным, поскольку в контексте современных представлений о цели образования ключевые компетентности являются актуальными для дошкольников и фиксируют степень их готовности к включению в новую – школьную жизнь.
При оценке качества образования в рамках данного подхода осуществляется выявление степени овладения компетентностями при непосредственном наблюдении за поведением детей, что дополняется суждениями об обстоятельствах, в которых проводились наблюдения. При этом необходимо учитывать структурную характеристику личности ребенка, включающую разные виды компетентности (интеллектуальную, языковую, социальную и физическую), а также способы поведения (произвольность, самостоятельность, инициативность, креативность, способность к выбору) и его отношение к самому себе (образ самого себя, уровень самооценки, наличие или отсутствие чувства собственного достоинства).

Комплексное применение охарактеризованных подходов делает проблему оценивания и измерения развития ребенка принципиально разрешимой и позволяет привлекать родителей (не специалистов) к оценке качества ДОУ как независимых субъектов оценки.
Показатели и критерии качества дошкольного образования в ДОУ
В целом, всю совокупность подходов к выделению параметров оценки можно свести к следующим пяти кластерам:
1. Образовательная деятельность
2. Развивающая среда
3. Психологический комфорт ребенка
4. Здоровьесберегающая деятельность
5. Удовлетворение потребности семьи
 
Внутренняя система оценки качества образования
МБДОУ «ЦРР-детский сад №99»

Повысить качество образования – общая задача педагогического коллектива. Большое значение при этом имеет внутренняя оценка функционирования системы образования в дошкольной образовательной организации и принятие управленческих решений по ее улучшению.
Качество образования – это «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки детей, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в т. ч. степень достижения планируемых результатов образовательной программы». Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации проведение самообследования и формирование внутренней системы оценки качества образования в образовательной организации.
Внутренняя система оценки качества образования МБДОУ «ЦРР-детский сад №99» включает в себя три основных параметра:
1. Качество содержания дошкольного образования, которое определяется Основной образовательной программой детского сада (далее Программа):
- направленность Программы;
- соответствие Программы принципам ФГОС ДО;
- модель построения образовательного процесса в ДОО;
- формы работы с воспитанниками;
- соответствие общего объема Программы;
- соответствие структуры Программы требованиям ФГОС ДО.
2. Качество условий, созданных в МБДОУ «ЦРР-детский сад №99» для реализации указанного содержания:
- соответствие РППС требованиям ФГОС ДО;
- кадрового обеспечения;
- материально-технического обеспечения;
- программно-методическое обеспечение;
- нормативно-правового обеспечения;
3. Качество достигнутых результатов: Соответствие показателей, характеризующих динамику формирования и сформированность (к окончанию дошкольного периода детства): физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств в соответствии с целевыми ориентирами, определенными ФГОС ДО.
 
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33»
«Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности».
В процессе становления инклюзивной образовательной практики актуальность проблемы оценки качества инклюзивных процессов определяется недостаточной разработанностью механизмов измерения образовательных ресурсов.
При разработке модели оценки качества образования в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33», мы исходили из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), которые направлены на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка независимо от его особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья) и определяют социализацию и индивидуализацию воспитанников в качестве основополагающих критериев образовательного процесса.
Для оценки эффективности инклюзивных процессов в дошкольной образовательной организации могут использоваться индикаторы характеризующие:
· обеспечение психолого-педагогического сопровождения воспитанников с ОВЗ;
· обеспечение кадровые решения;
· обеспечение соответствующей развивающей предметно-пространственной среды;
¾ обеспечение удовлетворённости всех участников образовательной деятельности процессом и результатом инклюзивного образования в ДОУ.
С этих позиций выбраны группы критериев оценки качества инклюзивного образования в ДОУ:
- психолого-педагогические условия организации обучения и воспитания дошкольников, способствующие позитивной социализации детей с ОВЗ и здоровых дошкольников;
- кадровые условия - оценка сформированности профессиональных компетенций педагогов: владение ими многообразием образовательных технологий, включая коррекционно-развивающие, умение реализовывать альтернативные формы сотрудничества и общения, способствующие самовыражению каждого ребенка с ОВЗ;
- условия организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО и потребностями разных нозологических групп воспитанников;
¾ оценка удовлетворённости процессом и результатами инклюзивного образования в ДОУ;
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №33» в процессе проектирования модели оценки качества инклюзивного образования были выделены следующие критерии оценки качества:
Группа критериев Критерии Индикаторы
I. Психолого-педагогические условия организации обучения и воспитания дошкольников, способствующие позитивной социализации детей с ОВЗ и здоровых дошкольников, профилактике и коррекции нарушений развития 1. Обеспечение доступности дошкольного образования детям дошкольного возраста с ОВЗ, в т.ч. для детей раннего возраста; 2. Обеспечение спектра услуг по профессиональной коррекции и профилактике нарушений развития; 3.Наличие организационно-методического сопровождения процесса освоения ООП, в том числе в плане взаимодействия с социумом; 4. Система психолого-педагогической оценки динамики развития воспитанников, в том числе измерение их личностных образовательных результатов. 1. Наличие в ДОУ структурных подразделений, групп, центров, обеспечивающих вариативные формы включения воспитанников с ОВЗ в образовательную деятельность в соответствии с возможностями ребёнка; 2. Наличие консультативной поддержки: работа консультационного центра, наличие в режиме пребывания дошкольников времени для коррекционных и развивающих занятий, совместной деятельности для здоровых детей и воспитанников с ОВЗ; 3. Обеспеченность необходимыми психолого-педагогическими программами разной направленности и разного уровня: ООП, АООП, АОП, применение современных образовательных технологий, наличие координационных планов с социальными партнёрами; 4. Владение специалистами психодиагностическими методиками; Систематическое проведение междисциплинарного обследования детей с ОВЗ и фиксация его результатов: карты динамики развития ребёнка; карты динамики формирования коммуникативных качеств;
II. Кадровые условия 1. Наличие квалифицированных кадров; 2. Обеспечение возможности непрерывного повышения профессионального мастерства; 3. Возможность привлечения необходимых специалистов из сторонних организаций; 1. Отсутствие вакансий в ДОУ; Обучение специалистов ДОУ и привлечение кадровых ресурсов социальных партнёров; 2.Реализация проектов, обеспечивающих обучение специалистов ДОУ; 3. Использование ресурсов социальных партнёров;
III. Условия организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО и потребностями разных нозологических групп воспитанников 1.Организация образовательного пространства и разнообразие материалов с учётом потребностей воспитанников, для обеспечения взаимодействия здоровых дошкольников и дошкольников с ОВЗ; 2.Соответствие компонентов предметно-пространственной среды возможностям и особенностям дошкольников с ОВЗ в соответствии с нозологией; 1. Наличие в ДОУ площадок для организации свободного общения здоровых детей и воспитанников с ОВЗ; обеспечение свободного доступа к игрушкам и материалам; 2. Наличие визуальных, звуковых, тактильных маркеров, пандусов и т.д.
IV.Удовлетворенность процессом и результатами инклюзивного образования в ДОУ 1 Рейтинг учреждения в среде родителей и педагогической общественности; 1. Отзывы на сайте учреждения; рост заявок на получение образовательных услуг в учреждении, увеличение количества выпускников с ОВЗ, перешедших в общеобразовательные школы; рост заявок от образовательных учреждений, нуждающихся в стажировке на базе ДОУ;
 
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 141"
Внутренняя система оценки качества деятельности нашей организации - это систематизированный процесс повышения качества образования
 
Цитата
Марина Сидорова написал:
МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида № 141"
Внутренняя система оценки качества деятельности нашей организации - это систематизированный процесс повышения качества образования
Уважаемые коллеги, спасибо за представленный материал. Выстроено все логично, понятно и системно. Нас заинтересовали индивидуальные карты развития педагогов, на основе которых вы проводили исследование. Хотелось узнать о них подробнее.
С уважением МБДОУ 77.
 
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №93»
Оценка качества
Уделяя внимание нормативной стороне проблемы оценки качества дошкольного образования, мы ориентируемся на Федеральный Закон как «комплексную характеристику образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам … и потребностям физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность … (ФЗ № 273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29).
Оценка качества эффективности деятельности в образовательном учреждении осуществляется путем сравнения ее фактического и желаемого состояния в объективной действительности. Этот процесс взаимосвязан с профессиональной рефлексией педагогического коллектива. Где осознание желаемого образа, который должно приобрести ДОУ, как система, как целостная система, формирует оценочны суждения, а каждая личность ребенка имеет доминантную ценность.
Рассматривая оценку качества деятельности ДОУ, можно выделить интеграцию и динамику, где имеется:
интеграция
- реализация минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, дающие ребенку как субъекту образовательного процесса возможность достичь необходимый уровень образованности, новообразованием которого выступит переход на следующую образовательную ступень – начальной школы;
- возможность и способность субъектов образовательной деятельности формировать и визуализировать многоспектральные цели и реализовывать их (в области психологического здоровья целостной личности ребенка), процессе конструктивного управления ДОУ;
- возможность и способность соответствовать ожидаемым требованиям (запросам) потребителей (государства в широком смысле и родителей в узком) результатов дошкольного образования, их валидности государственным нормативам;
- рефлексия и как новообразование - стремление к самосовершенствованию, конструктивному развитию ДОУ (его многоаспектности и вариативности).
динамика
- ориентируется на высокую социальную мобильность и отсутствие ригидности в деятельности;
- постоянное движение и стремление к качественному саморазвития где Я (Мы) сегодня, стали лучше, чем вчера. Ориентация на собственный образ здесь и сейчас в проекции там и тогда (вчера).
В современной действительности, при нарастающем уровне изменчивости образовательной ситуаций, параметры качества дошкольного образования нуждаются в коррекции и пересмотре, новой стандартизации.
Анализируя информацию, полученную на недавних конференция, можно сделать вывод, что качественное дошкольное образование обеспечивает полноценное развитие ребенка – физическое, интеллектуальное, социальное – именно в этом месте и именно сейчас; закладывает предпосылки для успешного будущего обучения, построения профессиональной карьеры, личностного роста. Дети должны получить шанс состояться и быть успешными в течение всех последующих этапов жизненного цикла.
Таким образом, оценка качества деятельности ДОУ является, инструментом отслеживания деятельности, уровня совершенствования и развития учреждения, что отражается в качестве предоставляемых образовательных услуг, их соответствии внешней среде, государственным нормативам и родителям (законным представителям) воспитанников ДОУ.
Мы можем сделать вывод, что уровень качества дошкольного образования - это комплексная, конструктивно-ориентированная организация педагогического процесса где уровень воспитанности и развития личности каждого ребенка формируется в соответствии с учетом его индивидуально-личностных, возрастных, физических и психологических особенностей, транслирующихся в процессе воспитания и обучения.
 


В сетевом взаимодействии с образовательными организациями по направлению инновационной деятельности, педагогическому коллективу МБДОУ "Детский сад № 2" хочется отметить наличие положительного опыта, полученного в результате обмена информацией с другими инновационными площадками по вопросу оценки какчества. Провести экспертизу какого-то конкретного учреждения и дать объективную оценку не так просто. На наш взгляд, все дошкольные образовательные учреждения, разрабатывающие критерии эффективности инновационной деятельности, столкнулись с проблемой разработки удобного, компактного, универсального инструментария. Есть интересные творческие находки. Но они носят локальный характер. Если шкала оценок не вызывает сомнений, и могут использоваться различные варианты, проверенные временем:
Ø Словесная (достаточный, допустимый, критический уровни)
Ø Цветовая (зеленый, желтый, красный ….)
Ø Балльная (3 балла, 2 , 1…)
Ø С применением условных обозначений (P,r,s)
то взгляды на общую систему внутренней оценки качества за исключением ключевых точек, различны не только у образовательных организаций, но и у внешних экспертов.

Основным достоинством инструментария, который могли бы использовать образовательные организации при оценке качества, мы считаем эргономичность и высокую степень внутренней согласованности с реализуемой образовательной программой. Зарубежные разработки (шкалы ECERS-R, работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования») очень объёмны, содержат большое количество компонентов, и, соответственно, трудоёмки по времени и ресурсам.
Каждый коллектив подбирает пакет (кейс) методик для оценивания достижений детей, опираясь на авторские методики отечественных и зарубежных специалистов в области дошкольной педагогики и психологии, так как необходимым требованием к инструментарию является обоснование научно-методических и психолого-педагогических подходов к вопросам оценке качества дошкольного образования.
Определенную систему в организации мониторинга качества дошкольного образования мы используем в соответствии с программой Н.В. Микляевой «На крыльях детства», с учётом которой разработана образовательная программа ДОО, опираясь на пособие «Мониторинг эффективности реализации образовательной программы ДОО» этого же автора. Но для оптимизации процесса отслеживания динамики развития ребенка и фиксации результатов, мы постоянно изучаем современные подходы и методические разработки. В этой связи хотелось бы отметить "Унифицированную карту развития" (руководитель проекта Тарасова Н. В., 2019 год http://www.firo-nir.ru/index.php/sbornik-materialov.html), достоинством которой является то, что она позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса, основываясь не на возрастных нормах, а относительных достижениях каждого ребенка.
Страницы: Пред. 1 2 3 4 След.
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества