Начальное, основное и среднее общее образование
Гость
Страницы: 1
Ответить
Использование музейной педагогики для формирования ключевых компетенций обучающихся., 1. Нужны ли музейные уроки современным школьникам? 2. При изучении каких тем (по каким предметам) можно было бы использовать музейные уроки? 3. Нужно ли включать в рабочую программу музейные уроки?
 
Посмотрите видео https://yadi.sk/i/fXnKb4i13Y9T2s и ответьте на вопросы:
1. Нужны ли музейные уроки современным школьникам?
2. При изучении каких тем (по каким предметам) можно было бы использовать музейные уроки?3. Нужно ли включать в рабочую программу музейные уроки?
 
Я как учитель истории считаю, что музейные уроки просто необходимо применять в современной школе!
Ученики смогут глубже проникнуть в тему, понять её, осознать, заинтересоваться.
Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.
Урок в музее (в экспозиции или фондах) организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой учебной программе или для закрепления и углубления знаний, полученных на уроке в классе. При этом музейный предмет выступает не как иллюстрация к приобретённым знаниям, а как непосредственный источник знания.
Урок в музее активизирует в равной степени и сильных, и слабых учеников, так как создаёт возможность индивидуального подхода к различному уровню восприятия музейной информации.
Последовательное проведение цикла уроков в музее под руководством учителя воспитывает музейную культуру у учащихся.
Уроки, проводимые в музее, как показала практика, дают больший эффект, чем те, что проводятся в обычном классе.
Выбор методов и приёмов, используемых на уроке, определяется целями и задачами урока, типом отобранных предметов, учётом
способностей, навыков и умений учащихся.
Музейные уроки можно использовать на первых уроках истории в 5 классе, где учащиеся узнают о различных археологических источниках.
При изучении тем связанных с бытом русских людей: изучение русской народной одежды, особенно интересен краеведческий материал, традиций и обрядов людей, устройство русской избы, предметы домашнего обихода.
В целях воспитания патриотизма при изучении тем "Гражданская война", "Великая Отечественная война" и др.
На самом деле тем очень много и хотелось бы многие уроки проводить с использованием музейного материала, но это не всегда возможно, в связи с удалённости музеев от школ и недостаточностью материалов в местных музеях.
Бушмановой В.В. спасибо за работу! Материал был доступен и интересен!
 
Уважаемый Иван Александрович, спасибо Вам за организацию площадки, где стал возможен дистанционный диалог учителей, так или иначе связанных с музейной педагогикой. Музей, действительно, важная составляющая учебно-воспитательной работы школы. Материалы школьного музея представляют богатый историко-краеведческий материал для осуществления проектно-исследовательской деятельности школьников. А это одно из приоритетных направлений реализации ФГОС второго поколения.
За свою 13-летнюю работу в качестве руководителя школьного музея я посетила немало интереснейших открытых музейных уроков своих коллег. Это были и уроки истории, и уроки литературы, и даже уроки ИЗО и технологии. Все эти уроки объединяло одно: главной и важнейшей наглядностью был «Его величество Музейный предмет». И никакие «цифровые образовательные ресурсы» не заменят школьникам возможности подержать в руках предметы старинной домашней утвари, заглянуть внутрь солдатского котелка или солдатской фляжки.
 
Уверена, что школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации требований ФГОС. Принципиальное отличие новых стандартов от ныне действующих заключается в том, что основной целью является не предметный, а личностный результат. Во главу ставится личность ребенка, ее развитие, а не набор информации, обязательной для изучения.
Потенциал школьного музея для воспитания и развития личности учащихся реализуется через функции музея - информативную, просветительскую, коммуникативную, воспитательную, эстетическую, исследовательскую.
В работе школьного музея можно проследить большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью. Одно из таких новшеств - деятельностный подход в музейной педагогике.
Наиболее специфичной для музея формой научно-просветительской работы является музейная экскурсия. Традиционные экскурсии стали виртуальными. Появилась возможность не ходить с ребятами в музей, а наоборот нести информацию музея в классы к ученикам.
В музее уместно организовывать творческие уроки общения с экспонатами, интерактивные викторины, уроки мужества, уроки памяти, с привлечением музейных экспозиций. Экспонаты школьного музея доступны, их можно потрогать, подержать в руках, детям предоставлена возможность "погрузиться" в прошлое, в историю. Здесь проявляется феномен единства информационно-логического и эмоционально-образного воздействия на разум и чувства посетителей. В музее информация приобретает наглядность, образность, активизирует визуальное мышление, становится эффективным средством преемственности культуры и передачи социального опыта.
Музей дает учащимся интегрированные «очеловеченные» знания. Музейный предмет помогает понять жизнь, её смысл, гуманистически ориентированной системы ценностей. В музее знания приобретаются иным путем, чем на уроках, благодаря пространственным перемещениям, возможности включения в творческое познание и деятельность.
Всегда можно воспользоваться фондами и подготовить для своих товарищей по школе интересный доклад, написать реферат, провести экскурсию, принять участие в краеведческих и научных конференциях.
Я являюсь руководителем школьного музея «Истоки». Его основными «потребителями» или «пользователями являются дети, принявшие участие в создании, развитии, оформлении музея, музейной работе, поисковой работе, пополнении фондов музея, написании работ с использованием материалов музея, видят результаты своей деятельности в экспозиции, учатся приносить пользу другим людям, обществу.
 
Каждый педагог, преподающий МХК, историю или литературу, наверное, сталкивался с нежеланием многих детей посещать музеи - особенно художественные. Школьникам часто бывает неинтересно даже в Эрмитаже и Русском музее. Дети говорят, что там "скукота".
Существуют несколько причин несоответствия представлений педагогов и учащихся о необходимости посещения музеев.
Первая: дети воспринимают музей как абсолютно чуждое и непонятное пространство с особыми законами восприятия и правилами поведения.
Второй причиной неприятия детьми музея является длительность музейной экскурсии или лекции, рассчитанных на взрослого заинтересованного посетителя.
Каждый из этих социальных институтов и сейчас решает свои задачи. Лишь немногие музейные работники хотят и могут работать с учащимися.
До посещения музея детям необходимо побывать в действующих православных храмах, где юные детские души ощутят литургическое единство хорового пения , храмового убранства и богослужения. Хорошо, если курс ОПК изучается в православной гимназии, где есть свой домовый храм. Перед посещением музея учителю стоит воспользоваться бумажными или электронными репродукциями великих произведений, видеофрагментами или даже СD-дисками с трёхмерными реконструкциями залов. Но всё это никак не может заменить музей, нужно помнить об этом. Опытные педагоги, жертвуя собственным временем, нервами и финансами устраивают своим ученикам выезды в музеи Петербурга и других русских городов, а то и иных стран православного мира.
Нужно ли посещать музеи? Да это необходимо.
Самое ценное, что может дать музей ребёнку - это опыт соприкосновения с подлинником. И истинным открытием для него станет осознание того, что это - уникальное, единственное произведение, во многом отличное от своих многочисленных копий. Знакомство с подлинником помогает ребенку очистить картину от многочисленных позднейших смысловых наслоений, лишает её суетного повседневного контекста. Подлинник любого произведения даёт возможность вступать в диалоге с самим памятником, обращаясь к его изначальным смыслам и значениям. Именно понятие "подлинного" искренне удивляет современных подростков, преодолевая недоверие, прививает им навык различения "настоящего" и "мнимого", позволяет понимать, что есть искусство, а что есть подражание ему.
 
Считаю, что музейные уроки в современной системе образования очень нужны. Они позволяют развивать у школьников навыки научно - исследовательской работы. Способствуют развитию кругозора, дают возможность поближе познакомиться с историей родного края. На конкретных примерах проследить основные вехи российской истории, позволяют закрепить знания, полученные на уроке. Музейный урок - важный момент в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
 
Конечно, интересная тема. Особенно для учителя истории. Взял в руки предмет материальной культуры - вот и начат разговор по теме, формируется образное представление. Да и правы коллеги - лучше запоминается материал. А во внеурочной деятельности - это фактически безграничные возможности. Детям нравится ходить в музеи и рассматривать старинные вещи. Таким образом они узнают свою историю, формируют любовь к своей Родине.
 
Цитата
Сергей Тростянский написал:
Считаю, что музейные уроки в современной системе образования очень нужны. Они позволяют развивать у школьников навыки научно - исследовательской работы. Способствуют развитию кругозора, дают возможность поближе познакомиться с историей родного края. На конкретных примерах проследить основные вехи российской истории, позволяют закрепить знания, полученные на уроке. Музейный урок - важный момент в воспитании патриотизма у подрастающего поколения.
Сергей Тростянский, по-моему, есть небольшая проблема. А если в школе нет музея? Не будешь ведь при каждой необходимости водить детей в районный музей. Но что безусловно, так это то, что любой старинный предмет или документ способен "украсить" урок истории. В этом я с вами согласна. И память развивает, и патриотизм воспитывает...
Страницы: 1
Ответить
Оставлять сообщения могут только авторизованные участники данного сообщества