Начальное, основное и среднее общее образование
Гость
Информация
Библиотекарь - профессия неограниченных возможностей! Если вы хотите постичь все тонкости этой многогранной профессии, стать  активным участником образовательного процесса, если вы неравнодушны к проблеме детского чтения и мечтаете изменить отношение школьников к Книге, присоединяйтесь к нашему сообществу.Участвуйте в обсуждении важных "образовательных" событий, задавайте злободневные вопросы, делитесь своими идеями и профессиональным опытом, и вы увидите, сколько может сделать человек, когда у него есть единомышленники.
Форумы
Темы Сообщения Обновление
4 8
Статья "Краткая характеристика проектов в составе полипроекта «Чтение с увлечением», напечатанная в журнале «Школьная библиотека», №4, 2018 г., знакомит с опытом одной из гимназий Санкт-Петербурга по использованию потенциала школьной библиотеки в образовательной деятельности.
1 1
4 62
Уважаемые коллеги! Предлагаю делиться своими находками, обобщать опыт. Выкладывайте методические разработки, статьи, презентации, вместе мы сделаем нашу работу ярче и увлекательнее.
1 10
В помощь педагогам создан навигатор отечественной детской и юношеской литературы. Ознакомьтесь с документом. Будет ли он полезен в работе педагога-библиотекаря? Какие формы работы с ним можно использовать? Предлагайте свои идеи!
1 1
1 1
Голосование
Можно ли мотивировать современного подростка к чтению?
Третий Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения»
15 Ноя 2018
С 8 по 9 ноября 2018 года Информационный центр «Библиотека имени К.Д. Ушинского» Российской академии образования совместно с Ассоциацией школьных библиотекарей русского мира (РШБА) при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации провел Третий Всероссийский форум «Школьные библиотеки нового поколения». В работе Форума в этом году приняли участие более 300 человек из 67 субъектов Российской Федерации.
Пленарное заседание 8 ноября открыла Татьяна Юрьевна Синюгина, заместитель Министра просвещения Российской Федерации. В ходе пленарного заседания с докладами выступили Дмитрий Алексеевич Иванченко, начальник методического отдела Информационного центра «Библиотека имени К.Д. Ушинского» РАО; Татьяна Дмитриевна Жукова, президент Ассоциации школьных библиотекарей русского мира (РШБА); Наталья Ивановна Гендина, директор НИИ информационных технологий социальной сферы Кемеровского государственного университета культуры и искусств.
Участники Форума приняли участие в трех мастер-классах: «Школа волонтеров чтения – актуальный формат взаимодействия учителей и библиотекарей», «Медийно-информационная грамотность и информационная культура личности в контексте школы будущего» и «Развитие читательской грамотности учащихся с помощью проектно-исследовательского подхода».
Первый день Форума завершился панельной сессией «Современная библиотека – пространство для формирования и развития компетенций XXI века
Во второй день форума участники продолжили работу в рамках дискуссионной сессии «Практики создания сети школьных библиотек и информационно-библиотечных центров образовательных организаций, где был представлен опыт субъектов РФ, в том числе Воронежской области (с докладом «Основные подходы к развитию сети информационно-библиотечных центров в Воронежской области выступила Жаглина О.А.)
С материалами форума можно ознакомиться здесь
http://fimc.gnpbu.ru/%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82%D0%B8%D0%B9-%D0%B2%D1%81%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%84%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%BC-%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5/
Всесторонне обсудив актуальные вопросы, связанные с реализацией государственной политики по поддержке школьных библиотек и созданию информационно-библиотечных центров, участники Форума сформулировали ряд предложений и рекомендаций, направленных на создание условий для формирования современной школьной библиотеки.
Материалы Форума нашли свое отражение в итоговой Резолюции и будут направлены в соответствующие государственные органы управления образованием всех уровней, в школьные библиотеки и средства массовой информации.
ВЕБИНАР «МЕЖДУНАРОДНЫЙ МЕСЯЧНИК ШКОЛЬНЫХ БИБЛИОТЕК - 2018»
01 Окт 2018
4 октября (четверг) в 11:00 пройдет вебинар, посвящённый проведению Международного месячника школьных библиотек.

Организаторы: Ассоциация школьных библиотеарей русского мира (РШБА) и ИЦ "Библиотека им. К.Д. Ушинского" РАО.

Уже в течение 10-ти лет в октябре в связи с усложнением роли школьных библиотек в разных концах мира и России проходит Международный месячник школьных библиотек в поддержку школьных библиотек и детского чтения.

Девиз российского Месячника в этом году: «Мы – за читающую Россию!».

Каждое новое поколение людей должно брать лучшие традиции из прошлого и заботливо прокладывать свою дорогу к Читающему детству и Читающей стране. Школьная библиотека – важнейший социальный институт детства, один из главных участников реализации программы «Десятилетие детства» и Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации.

Особенность кризиса детского чтения XXI века в России – слабая читательская среда: ребёнок растет в окружении нечитающих взрослых и в отсутствии качественных фондов детской литературы в домашних и школьных библиотеках.

Новая роль школьной библиотеки как генератора высокотехнологичной и качественной информационно-образовательной среды Цифровой школы, как «центрального мозга» школы, пространства формирования новых компетенций 21-го века, низкий индекс ПИЗА российских школьников – угроза функциональной неграмотности – все эти вызовы времени должны учитывать в своей деятельности не только представители профессионального сообщества, но и весь гуманитарный мир.

Несколько лет назад экс-президент Международной ассоциации школьных библиотек (IASL) Дилжит Сингх в своем официальном обращении к международному сообществу школьных библиотекарей отметил: «Месячник – это время привлечения всеобщего внимания к школьным библиотекам, которым нужна поддержка. <…> Мы должны убедить в этом политиков, руководителей, учителей, родителей, издателей, книготорговцев, поставщиков технологий и многих других».

На вебинаре будут представлены основные проекты и мероприятия Месячника.

  Подробнее ознакомиться с информацией можно по ссылке http://rusla.ru/rsba/index.php?ELEMENT_ID=6316  
Воронежский школьник стал призером конкурса "Экслибрис домашней библиотеки"!
12 Сен 2018
Итоги конкурса «Экслибрис домашней библиотеки»

Для рассмотрения итогов объявленного журналом конкурса «Экслибрис домашней библиотеки» отобрано 94 работы. Преимущественно это работы учащихся седьмых классов, но есть участники и других классов, начиная со второго и кончая одиннадцатым. Выполнены они при участии учителей, родителей и библиотекарей.

География присланных проектов следующая. Работы присланы из 27 населённых мест по всей территории страны –– от Санкт-Петербурга и Ленинградской области на северо-западе до Камчатского края на востоке; от Мурманска на севере до Армавира Краснодарского края на юге России.
Конечно, из всех присланных работ по условиям конкурса приходится отобрать только три лучших.

1-е место: Лаконично, весьма выразительно исполнен экслибрис семьи Юзгиных из г. Шлиссельбурга Ленинградской области. Он отвечает всем требованиям, предъявляемым к документам этого жанра


2-е место: Оригинально решил проблему экслибриса ученик гимназии № 41 Александр Александрович Михнов (Новоуральск), выполнивший эскиз при помощи Богдана Максимовича Чинкова и Дарьи Ильиничны Улыбиной. На стилизованной кошачьей морде выражение «Ex libris» вписано в усы, а на лбу усматривается вензель из букв «А, А, М».

3-е место: Несколько усложнён экслибрис ученика 5-го класса МБОУ Лицей № 8 г. Воронежа Данилы Шаталина.

В эскизе привлекает главная идея: чаша весов наклонена в сторону досуга и развлечений (телевизор, смартфон). Однако ребёнок, который стоит перед выбором, устремлён в сторону книги, его внимание приковывает она, поскольку воспринимается как светоч знания. Обширная домашняя библиотека позволяет ему встать на правильный путь, направиться к знаниям и труду, позволяет открыть для него необъятный волшебный мир. Остальные элементы без нужды утяжеляют композицию. Таковы, например, расположенные на стороне современных благ растекающиеся часы, которые символизируют утекающее в никуда время, истраченное на бесполезные и бессмысленные занятия.

В целом участники конкурса продемонстрировали главное: понимание большой роли книги и чтения в жизни людей, хороший читательский вкус, большие творческие способности в реализации непростых абстрактных идей. Одним словом, конкурс удался. Остаётся поздравить всех его участников, особенно победителей, и пожелать им, да и всем читателям журнала продолжать любить литературное и художественное творчество –– как стороннее, так и собственное. И по мере возможности приобщать к чтению тех, кто ещё не вошёл во вкус наслаждения чтением настоящей литературы.


Все участники конкурса получат дипломы, а победители - призы и подарки.

Пресс-служба РШБА

Подробнее ознакомиться с материалом можно на сайте http://rusla.ru/rsba/help/itogi_konkyrs/index.php?ELEMENT_ID=6308
Конкурс «Лето с книгой»
13 Июн 2018
Уважаемые коллеги и дорогие друзья!

Приглашаем вас принять участие в конкурсе «Лето с книгой» и получить шанс отправиться в МДЦ «Артек»! Заполняйте в проекте анкету, оставляйте рецензии на запомнившиеся или только что прочитанные книги, и у вас появится шанс победить в конкурсе! Конкурс будет проводиться с 1 июня по 31 июля 2018 года. Победитель будет объявлен с 1 по 6 августа 2018 года.

Распространение мобильных устройств и технологий, позволяющих практически неограниченно использовать ресурсы Интернета, приводит к необходимости пересмотреть само представление о пользователях библиотек, их потребностях, способах получения и обмена информацией, а также взаимодействиях с окружающим миром. Привлечь внимание детей к библиотеке можно благодаря формированию её нового образа как технологичного и многофункционального пространства, интерактивной площадки не только для чтения, но и для получения знания через коммуникацию, опыт, игрофикацию. Ребёнок в библиотеке должен чувствовать себя не как ученик, чьи успехи характеризуются оценками, а в большей степени иметь возможность проявлять себя как личность, реализовывать свои увлечения, интересы, желания. Библиотека должна стать местом, где происходит его подлинная индивидуализация и социализация, выявляются способности, формируются предпосылки для создания индивидуальной образовательной траектории.

Именно для обращения внимания детей к чтению и библиотекам ООО «ГлобалЛаб» совместно с партнерами Российской академии образования «Библиотека имени К.Д. Ушинского»  запускают конкурс «Лето с книгой». Целью данного конкурса является формирование интереса детей и подростков к чтению, развитие мотивации обучающихся к самостоятельной работе с печатными и электронными источниками, обеспечение новых возможностей для творческой и исследовательской самореализации.

Заполнить анкету для участия в конкурсе «Лето с книгой», а также ознакомиться с условиями участия в конкурсе можно по ссылкам ниже.
https://globallab.org/ru/project/cover/the_readers_diary.ru.html?utm_source=rao&utm_medium=email&utm_campaign=letosknigoyrao#.WyEMA4p9iUk


По всем интересующим вопросам, касающимся конкурса «Лето с книгой» обращайтесь на наш электронный адрес info@gnpbu.ru
О проведении Всероссийского конкурса «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке»
22 Мар 2018
В Год добровольца (волонтёра) — 2018 Российская государственная библиотека для молодёжи при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Российской библиотечной ассоциации совместно с Ассоциацией волонтёрских центров проводит Всероссийский конкурс «Лучший молодёжный волонтёрский проект в библиотеке». Цель Конкурса — содействие развитию добровольческих инициатив в сфере культурного волонтёрства и установление партнёрских взаимоотношений между учреждениями культуры и волонтёрскими организациями путём реализации совместных волонтёрских проектов.
Конкурс проводится по трём номинациям:
•    «Лучший реализованный волонтёрский проект в библиотеке»;
•    «Лучшая идея волонтёрского проекта в библиотеке»;
•    «Лучший личный опыт культурного волонтёрства в библиотеке».
К участию в Конкурсе приглашаются библиотеки России, вне зависимости от специализации, уровня подчинения и географического расположения, в которых был реализован (в течение последних трёх лет) либо продолжается по настоящее время волонтёрский проект. Также участниками Конкурса могут стать молодые люди — представители волонтёрского сообщества библиотеки, локального волонтёрского центра либо общественной организации, которые готовы предложить свой волонтёрский проект либо уже принимали участие в его организации и реализации в одной из библиотек страны.
Для участия в Конкурсе необходимо заполнить заявку в электронной форме, а также прислать материалы Конкурса на электронный адрес volunteer@rgub.ru.
Информация об условиях участия, а также требования к конкурсным материалам представлены в Положении о Конкурсе.
Заявки на участие в Конкурсе принимаются до 31 мая 2018 года. Шорт-лист Конкурса будет объявлен не позднее 15 июня 2018 года. Торжественное подведение итогов Конкурса состоится 11—12 октября 2018 года в рамках V Международного конгресса «Современная молодёжь в современной библиотеке» в Российской государственной библиотеке для молодёжи.
По завершении Конкурса всем участникам будет выслан сертификат, а номинанты, занявшие 1, 2 и 3 места в каждой номинации, будут награждены дипломами и памятными призами.
Также по итогам будет подготовлен сборник конкурсных материалов, куда войдут лучшие молодёжные волонтёрские практики в библиотеке.
Координатор конкурса:
Юлия Наумова, ведущий специалист Информационно-консалтингового центра «Библиотека и молодёжь» РГБМ
E-mail: naumova@rgub.ru
Тел.: +7 (499) 922-66-77 (доб. 492)
Контактное лицо для прессы:
Екатерина Васильева
E-mail: vasileva@rgub.ru, press@rgub.ru
Тел.: +7 (499) 922-66-77 (доб. 464)
Мария Петрова
E-mail: mpetrova@rgub.ru
Источник: http://www.rgub.ru/projects/volunteer/
Конкурс рецензий-открыток на детскую и подростковую книгу
22 Янв 2018
Конкурс рецензий-открыток на детскую и подростковую книгу

Для тех, кто любит читать современную литературу, быстро загорается идеями о том, как обсудить ее с детьми и подростками, умеет писать лаконично и доходчиво, лаборатория социокультурных образовательных практик института системных проектов ГАОУ ВО МГПУ объявляет конкурс рецензий-открыток на детскую и подростковую книгу.

Конкурс проводится в интернет-формате с 10 декабря 2017 г. по 31 марта 2018 г.

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом).

Одним из видов рецензий является педагогическая рецензия-открытка – это небольшое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения во взаимосвязи с образовательными или воспитательными задачами. Это новый жанр в педагогической среде, но давно известный среди библиотекарей, издателей. Педагогическая рецензия-открытка  – это еще и продуктивная идея, с которой педагог готов прийти к школьникам. Главные задачи рецензента – сориентировать читателя рецензии в выборе книги, предложить идею ее «педагогического» прочтения.

По итогам конкурса будут объявлены его победители и призеры с присвоением соответствующих мест и вручением призов, а также выделены отдельные номинации для поощрения большего числа конкурсантов.

Для участия в конкурсе приглашаются школьные учителя, преподаватели высших и средних профессиональных образовательных организаций, библиотекари, родители, студенты педагогических высших учебных заведений.

Участие в конкурсе бесплатное.

Вам необходимо:

1.   Написать рецензию-открытку на детскую и подростковую книгу, которая должна быть уникальной, т.е. ранее нигде не публиковавшимся самостоятельным, законченным текстом, представляющим педагогическую идею включения рецензируемого произведения в сферу образования и просвещения школьников и молодежи.

2.   Оформить в соответствии с требованиями, изложенными в Положении о конкурсе, где к обязательным и вариативным элементам рецензии-открытки относятся:

    название рецензии (может иметь вид рекламного слогана, созданного с целью привлечь внимание читателей; заголовок должен подводить читателя непосредственно к тексту рецензии);

    название книги, имя автора (возможно краткое представление), имя переводчика (если это книга зарубежного автора), иллюстратора;

    страна, где написана и издана;

    краткое описание книги (может быть построено на описании ее жанра, изложении ее основной идеи, передаче краткого содержания одной из тематических линий);

    изложение идеи использования этой книги в образовательном процессе.

3.   Заполнить анкету участника конкурса и прислать рецензию на электронный адрес skop@mgpu.ru с пометкой «Конкурс рецензий-открыток» в период с 10 декабря 2017 года по 28 февраля 2018 года.

Присланные рецензии-открытки с разрешения автора будут размещены для ознакомления на сайте www.chtenije.ru

    Положение о Конкурсе рецензий-открыток

Подробную информацию можно найти на сайтах:

ИСП http://isp.mgpu.ru/article/proekty/konkurs-retsenziy-otkrytok

МГПУ https://www.mgpu.ru/konkurs-retsenzij-otkrytok/

Чтение.ру http://www.chtenije.ru/2017/12/blog-post_9.html

Дополнительную информацию можно получить по телефону: +7 (903) 771 12 23
ВСЕРОССИЙСКАЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ «ЭТИКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК»
15 Янв 2018
ВСЕРОССИЙСКАЯ ВИДЕОКОНФЕРЕНЦИЯ «ЭТИКА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ИНТЕРНЕТЕ: РОЛЬ И ВОЗМОЖНОСТИ БИБЛИОТЕК»

1 февраля 2018 года в Российской государственной детской библиотеке состоится всероссийская видеоконференция «Этика безопасного поведения в Интернете: роль и возможности библиотек» в рамках Недели безопасного Рунета (30 января - 6 февраля) совместно с Центром безопасного интернета «Не Допусти».


Время проведения конференции: с 10.30 до 15.00 часов (по московскому времени).
Для участия в видеоконференции необходимо зарегистрироваться по ссылке не позднее 22 января 2018 г.
https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSca9h4QgKct-2eO6w7dSbU_vdeL3jT8rcTfnwn1OoHJYboMdg/viewform

В работе конференции примут участие ведущие исследователи медиа- и информационной грамотности, специалисты по вопросам взаимодействия детей с информацией, а также представители библиотечного сообщества, осуществляющие собственные проекты по обеспечению информационной безопасности детства в регионах.

Темы для обсуждения:

    Теоретические и практические аспекты в обучении этике поведения в Интернете;
    Библиотеки, обслуживающие детей: их союзники и партнеры в реализации проектов по обеспечению безопасности в Интернете;
    Волонтерские интернет-проекты в библиотеках;
    Позитивный контент: создание, проблемы и поддержка развития;
    Технологии будущего на службе у библиотек.
Всероссийский конкурс «Читающая мама – читающая страна»
17 Ноя 2017
Всероссийский конкурс «Читающая мама – читающая страна» (далее – Конкурс), проводится в рамках общесистемных мероприятий, проводимых Министерством образования и науки Российской Федерации в 2017 году (ОВ-8/02вн), и направлен на популяризацию семейного чтения и повышение компетенций родителей в данной области.

Проект реализуется в контексте Концепции программы поддержки детского и юношеского чтения в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2017 г.      № 1155-р, и Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров, утвержденной приказом Минобрнауки России от 15 июня 2016 г.    № 715, разработанной в рамках реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р).

Организатор Конкурса - Министерство образования и науки Российской Федерации.
Координатор Конкурса - Ассоциация школьных библиотекарей русского мира (далее - РШБА)
при поддержке корпорации «Российский учебник» и Союза женщин России.


Задачи Конкурса:

    Формирование положительного имиджа читающей семьи, повышение родительской компетенции в области детского чтения, информационной и письменной культуры.
    Продвижение лучших практик библиотек образовательных организаций по продвижению семейного чтения, распространению массовых форм популяризации книги и чтения в семейной среде, включая создание сети университетов читающих родителей, клубов читающих мам, и других родительских сообществ, заинтересованных в развитии компетенций в области детского чтения.
    Апробация системы конкурсного отбора различных по жанру и тематике литературных произведений и других творческих работ мам для детей, подростков и юношества.
    Развитие новых форм сотрудничества образовательных организаций с родительской общественностью.


Номинации Конкурса:

    «Лучшее видео»
    «Лучшая творческая работа, произведение, написанное мамой»
    «Лучшие практики деятельности библиотек образовательных организаций по повышению родительской компетенции в области детского чтения»
    «Лучшая фотография»  


Сроки проведения Конкурса:

    Конкурс проводится в I этап с 17 по 30 ноября 2017 года в заочной форме, в формате экспертизы присланных участниками конкурсных материалов.
    Конкурсные работы принимаются до 26 ноября 2017 года. 23.59 часов (время московское).



Документы Конкурса:

    Положение Всероссийского конкурса «Читающая мама – читающая страна»
    Заявка на участие

можно посмотреть на портале РШБА http://www.rusla.ru/rsba/help/Konkurs_grant/index.php?ELEMENT_ID=6184


Награды:

    Все участники Конкурса будут награждены дипломами
    Победители, лауреаты Конкурса кроме дипломов получат ценные призы от организаторов (экшен-камеры, книжные издания и др.)



Общенациональный образовательный проект «Всероссийская школьная летопись»
16 Ноя 2017
Стартовал Общенациональный образовательный проект «Всероссийская школьная летопись», в рамках которого появятся «Книги классов», созданные учащимися школ.
«Всероссийская школьная летопись»  – совместный проект Фонда «Живая Классика», Российской государственной детской библиотеки и издательского дома «Живая классика». В рамках проекта школьникам под руководством классного руководителя предлагается попробовать себя в роли писателей: создать и издать свою собственную книгу. Совместный творческий процесс призван объединить одноклассников на основании общего интереса, а также раскрыть творческие способности каждого из них.

Книги класса авторства учеников сформируют Летописи школы, из которых будет создана «Всероссийская школьная летопись». Экземпляры Летописи поступят на хранение в фонд школьной библиотеки, в Российскую книжную палату и в Российскую государственную библиотеку.

Помимо очевидной ценности Летописи: возможности увековечить школьные годы на страницах книги, чтобы сохранить воспоминания о прекрасном отрезке жизни, проект поможет решить глобальные педагогические задачи, которые находятся в русле государственной политики в области образования. Это ранняя профориентация, создание навыков планирования, контроля, самооценки, постановка познавательных целей, поиск и выделение важной информации, уважение к труду и мнению окружающих. Процесс творческой работы над книгой также окажет огромное влияние на восприятие школьником личного опыта как части коллективной истории.

«Фиксируя мысли и чувства на страницах своей собственной книги, школьники создадут автопортрет, который будет ценен через несколько десятков лет не только для них самих, но и внесёт вклад в создание летописи поколения», – рассказал автор проекта Сергей Макаренков.

Принять участие в проекте «Всероссийская школьная летопись». Перейти http://school-letopis.ru/

Источник: пресс-служба «Всероссийской школьной летописи»
Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения
10 Ноя 2017
В июне 2017 года утверждена Концепция программы поддержки детского и юношеского чтения http://government.ru/docs/27980/ .
  Основные положения Концепции соотносятся с главными государственными документами в области стратегического планирования и инновационного развития культуры, образования, воспитания, информационной безопасности. Поддержка и развитие детского чтения определяется как приоритетное направление в культурной и образовательной политике государства.
В рамках развития инфраструктуры подросткового чтения предусматриваются:
- популяризация семейного чтения;
- создание условий для реализации программ внеурочной деятельности, в том числе с использованием сетевой формы;
- активное вовлечение детей в творчество, поддержка одаренных детей;
- организация поддержки библиотечных проектов;
- создание  в школьной библиотеке современного и привлекательного для детей и родителей культурно-образовательного пространства.
Данная программа носит межотраслевой, междисциплинарный характер, ее реализация начнется в 2018 году.