Среднее профессиональное образование
Гость
Сообщества » Среднее профессиональное образование. Развитие системы СПО
Страницы: 1 2 След.
Среднее профессиональное образование. Развитие системы СПО
Темы Сообщения Обновление
1 1
1 1
2 2
Темы Сообщения Обновление
5 5
Темы Сообщения Обновление
Анализ зарубежного и отечественного опыта по осуществлению совместных проектов и программ по взаимодействию с научными организациями, работодателями, общеобразовательными организациями, организациями высшего образования, социально ориентированными некоммерческими организациями, международными образовательными центрами для подготовки и переподготовки квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена (молодежи, взрослого населения, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья) Москва, 2017 СОДЕРЖАНИЕ 1.Введение…………………………………………………………………3 2.Основная часть…………………………………………………………4 3.Заключение…………………………………………………………….28 1.ВВЕДЕНИЕ Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена является неотъемлемой частью сферы образования и одним из важных компонентов обеспечения устойчивого и эффективного развития человеческого капитала и социально-экономического развития страны в целом. Существование совокупности уровней профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки позволяет гражданам выбирать различные пути (траектории) получения профессионального образования и повышения квалификации. Возрастающий спрос рынка труда на выпускников среднего профессионального образования и острый дефицит специалистов рабочих профессий влечет за собой понимание необходимости совершенствования СПО. Зачастую проблема обеспечения экономики квалифицированными кадрами упирается в количественные и качественные диспропорции между работниками, предлагающими на рынке труда свои профессиональные навыки и компетенции, и требованиями, исходящими от работодателей. Поэтому с целью выстраивания эффективных механизмов развития квалификаций необходимо осуществлять прогнозирование потребности в кадровых ресурсах. Цикл от фиксации требований к специалисту до его выпуска из учебного заведения объективно может доходить до 5-7 лет. Поэтому о новых требованиях, которые могут возникнуть, нужно думать на как минимум на 5 лет раньше, чтобы система образования поспевала за рынком и требованиями работодателей. Для решения масштабной задачи создания в России сквозной системы подготовки кадров для рынков будущего целесообразно рассмотреть отечественный опыт, а также опыт зарубежных стран. Это позволит построить систему, основанную на практиках подготовки кадров, релевантных для российской экономики. Данному вопросу посвящено 3 настоящее аналитическое исследование, в рамках которого проанализированы преимущественно практики подготовки рабочих кадров 7 стран и представлены лучшие из них. 2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ БРАЗИЛИЯ В Бразилии социальный сектор является наиболее слабым и уязвимым звеном в модели развития страны. Накопившиеся за многие десятилетия такие проблемы, как огромные масштабы бедности, имущественное неравенство, неравномерность в развитии регионов, чрезмерные размеры ненаблюдаемой экономики, в которой, по некоторым данным, занято до 40 % населения страны — это далеко не полный перечень социальной проблематики, не изжитый и по сей день. На фоне определенных успехов в достижении макроэкономических показателей социальная сфера Бразилии продолжает оставаться одной из самых отсталых в Латинской Америке. Проблемы в социальной сфере напрямую связаны с экономическими факторами, такими как: высокий уровень безработицы, который на сегодняшний день связан с неравным доступом к образовательной инфраструктуре (неравнозначным вовлечением в образовательную экосистему), а в ближайшем будущем — со структурными изменениями в экономиках развивающихся стран; и возможное отсутствие спроса на низкоквалифицированный труд в будущем ввиду полной автоматизации ручных операций. Это может привести к исчезновению целого класса профессий и уже сейчас актуализирует необходимость опережающей подготовки кадров для новых задач. Одной из ключевых социальных проблем Бразилии является высокий уровень бедности. По статистическим данным на 2013 г. за чертой бедности находился 9,1% всего населения. Профессиональное техническое 4 образование и программы подготовки кадров стали важными инструментами в решении этой проблемы. Финансирование подготовки кадров проводится на трех уровнях. На федеральном уровне государство напрямую финансирует сеть федеральных институтов. На уровне штатов и муниципалитетов, техническим заведениям, которые относятся к данному уровню, финансирование предоставляют регионы и муниципалитеты, а также дополнительные источники. К частным заведениям относятся сеть частных школ SENAI, некоторые другие школы и университеты. Заведения либо находятся на самообеспечении, либо им предоставляются дотации на федеральном уровне/на уровне штата/муниципалитета/ вышестоящего предприятия. Финансирование также предоставляют дополнительные источники. К дополнительным источникам финансирования относится Государственная программа PRONATEC, которая ставит своей целью сделать профессиональное техническое образование доступным для максимально широкого круга лиц. В рамках PRONATEC финансирование (в самых различных формах) предлагается учебным заведениям. Техническое и профессиональное образование обеспечивается через федеральную сеть, Национальную службу производственного обучения и через частные учреждения. Правительство располагает сетью технических и профессиональных училищ, связанных с Министерством. В настоящий момент существует 38 федеральных институтов (IFS), включающих в себя 562 подразделения (кампуса), в которых 50% мест отводятся на среднеобразовательные курсы технической подготовки. В этих учебных заведениях происходит развитие прикладных исследований и инноваций, ориентированных на локальный институциональный механизм. Эта сеть в основном ориентирована на развитие профессиональных навыков студентов от 16 до 21 года. Национальная служба производственного обучения включает в себя 4 учреждения: SENAI (Национальная служба производственного обучения), SENAT (Национальная служба обучения в 5 сфере транспорта), SENAC (Национальная служба обучения в сфере коммерции) и SENAR (Национальная служба сельскохозяйственного обучения). Курсы первичной и дальнейшей учебной подготовки программ среднего образования можно совмещать с обучением в школе. Среднеобразовательные курсы технической подготовки доступны со второго года обучения в старшей школе, также вводится производственная обучение, первичная учебная подготовка (минимум 160 часов) и дальнейшая учебная подготовка (также минимум 160 часов). В высших учебных заведениях предлагаются высшие курсы технологической подготовки (2400 часов), а в дальнейшем – аспирантские курсы технической подготовки (минимум 360 часов). Также доступны различные способы повышения квалификации: сокращенные и дополнительные квалификационные программы. За подготовку кадров, в частности, отвечает Министерство образования, и, опосредованно, CNI (Национальная конфедерация промышленности) через такие организации, как SENAI, SESI (Социальная служба промышленности) и IEL (Институт Эувалдо Лоди). В SENAI предлагается полный цикл технического образования и подготовки кадров и прикладные исследования в интересах промышленности. SESI осуществляет социальные программы для повышения уровня жизни рабочих и предоставляет бесплатное базовое образование для детей рабочих. В IEL предлагается бизнес-образование и предоставляется поддержка инноваций в промышленности. Министерство образования со своей стороны осуществляет контроль через систему тестов и мониторинга образования, также введена регуляция через национальную политику. Среди наиболее успешных практик, направленных на развитие среднего профессионального образования, можно выделить программы профессионально-производственной подготовки кадров (4ПК) и SENAI. 4ПК — это особый контракт, который могут заключить молодые люди от 14 до 24 лет. По текущему законодательству средние и крупные 6 бразильские компании обязаны от 5% до 15% вакансий заполнять контрактами 4ПК. Работник совмещает работу с курсами учебной подготовки. Таким образом, с одной стороны, предоставляются интересные рабочие места для молодежи, а с другой — теоретические знания отрабатываются на практике. Контракт может быть заключен и во время обучения в школе. По статистике 70% подмастерий после завершения программы заключают постоянный рабочий контракт с предприятием, т.к. подмастерье получает навыки и компетенции, требующиеся именно данной компании. Плюсы программ профессионально-производственной подготовки кадров: • привлечение молодежи на «белый» рынок труда; • возможность совмещать оплачиваемую работу с обучением; • развитие востребованных навыков у подмастерьев; • снижение уровня вынужденных отчислений из учебных заведений; • снижение расходов предприятий на зарплату. SENAI — национальная служба производственного обучения. Эта сеть является самой крупной в Латинской Америке и одной из пяти крупнейших во всем мире. Задача SENAI заключается в том, чтобы сделать профессиональное техническое образование максимально доступным для всех слоев населения на всем пространстве Бразилии. SENAI проводит более 1800 курсов в более чем 25 областях, связанных с промышленностью. Стоит отметить, что 3,5 млн студентов присоединились к программам SENAI за последний год. В реализации производственного обучения задействовано более 40 тыс. преподавателей, которые работают в 700 школах. SENAI старается уйти от стандартной модели «школы». Для охвата удаленных территорий SENAI располагает: • 272 подвижными учебными классами, которые укомплектованы учебными материалами, лабораториями и рабочими местами для практических занятий, 7 • 3 кораблями, которые предоставляют образовательные услуги по берегам Амазонки. Модель финансирования включает обязательный для компаний налог (1% зарплатного фонда всего промышленного сектора), также компании обязуются направить 66% бюджета на предоставление бюджетных мест студентам и рабочим с низким уровнем доходов, вне зависимости от наличия рабочего места. Стоит отметить тесное сотрудничество национальной службы производственного обучения с компаниями: • школы SENAI тесно связаны с компаниями (например, школы под началом Мерседес). Компании предоставляют консультации при разработке учебной программы и т.д.; • если компании требуется обучение специфической технологии в специфической области, она может предоставить оборудование и провести повышение квалификации педагогов. SENAI активно использует современные инновационные методы подготовки кадров. Например, SENAI выступил организатором Чемпионата WorldSkills 2015. ЮАР Развитие образования сегодня входит в число пяти ключевых приоритетов работы Правительства ЮАР, а также является одной из первостепенных задач, содержащихся в Национальном плане развития до 2030 г. Для преодоления существующих проблем и достижения основных целей в данной области формируются многочисленные институты и программы политики. Одной из проблем современного общества в ЮАР являются последствия режима апартеида. Значительные усилия и крупные капиталовложения требуются для того, чтобы восполнить огромные пробелы в системе подготовки кадров, которые возникли из-за сорока лет 8 функционирования дискриминационной системы раздельного образования по расовому признаку, когда белые дети получали качественное школьное образование, в то время как их чернокожие сверстники могли рассчитывать только на «образование банту» — основе апартеида. Поэтому современная система образования и профессиональной подготовки сталкивается с многочисленными вызовами: высокий процент неграмотных среди взрослого населения, недостаточный уровень квалификации учителей и расовый дисбаланс среди обучающихся. Также проблема развития среднего профессионального образования связана с серьезными различиями в экономическом положении городских и сельских районов страны. Существует значительный дефицит базовой инфраструктуры и учебных ресурсов в образовательных учреждениях малых городов и сел. На рынке труда ЮАР также существует «парадокс занятости» — в стране наблюдается высокий уровень безработицы и в то же время существенный дефицит кадров (особенно это касается инженеров и рабочих специальностей). Сложившаяся ситуация обусловлена тем, что работодатели не могут найти кандидатов, обладающих необходимым уровнем требуемых навыков. В число основных целей развития системы подготовки кадров ЮАР входят: • «общедоступность» как основной принцип (всеобщий доступ к базовому образованию и расширение доступа к дальнейшему профессиональному образованию); • партнерское взаимодействие между профессиональным образованием и экономикой страны; • подготовка более квалифицированных работников системы образования; • обеспечение доступа к полноценному питанию учащихся; 9 • развитие профессиональных навыков с особым акцентом на повышение эффективности преподавания математики и естественных наук, роль высшего образования в преодолении недостатка квалификации, а также образование и профессиональная подготовка взрослого населения. Система образования ЮАР состоит из трех основных компонентов: • общее образование и профессиональная подготовка; • среднее профессиональное образование и профессиональная подготовка; • высшее образование и профессиональная подготовка. Общее образование и профессиональная подготовка включают в себя этап начального образования с нулевого до девятого класса. Школьное образование является обязательным для всех граждан ЮАР с семи лет (первый класс) до 15 лет (девятый класс). В стране представлены как государственные общеобразовательные (94%), так и частные (6%) школы. Общее образование и подготовка также включают в себя базовое образование и профессиональную подготовку взрослого населения — Adult Basic Education and Training (ABET). Дальнейшее образование и профессиональная подготовка предполагают обучение в 10—12 классах, а также профессиональное образование в средних специальных учебных заведениях (колледжи технического и профессионального образования и «общественные» колледжи). В колледжах технического и профессионального образования (TVET*-колледжах) молодежь и взрослое население, окончившие, как минимум, девять классов, могут получить уровень образования выше обязательного школьного, но ниже уровня вузов. Основной задачей таких колледжей является профессиональная подготовка выпускников школ, наделение их необходимыми для трудоустройства знаниями и навыками. Акцент данных учреждений на профессиональном образовании и подготовке рабочих специальностей отвечает потребностям экономики ЮАР и концентрируется на подготовке специалистов в таких отраслях, как 10 машиностроение, стройиндустрия, туристический и гостиничный бизнес, а также менеджмент и деловое администрирование. «Общественные» колледжи являются новым видом образовательных учреждений. Согласно положениям Белой книги по вопросам послешкольного образования и профессиональной подготовки, такие колледжи будут учреждаться путем группирования в кластеры образовательных центров для взрослого населения. Это позволит гражданам, не имеющим квалификации, не окончившим школу, потерявшим работу, сокращенным в связи с автоматизацией обучиться новым навыкам. Высшее образование и профессиональная подготовка включают в себя образование в высших учебных заведениях, аспирантуру, докторантуру. По объему государственного финансирования система образования ЮАР занимает одну из ведущих позиций в мире. Государство тратит на образование больше, чем на любую другую сферу: около 7% ВВП и 20% общих расходов государственного бюджета. В 2015 г. объем расходов на образование увеличился на 8% по сравнению с 2014 г. и составил 265,7 млрд южноафриканских ранд ($16,8 млрд). На базовое образование выделено 191, 1 млрд ранд, на развитие квалификаций и образование для взрослых – 25,3 млрд ранд. К лучшим практикам системы подготовки кадров в ЮАР можно отнести SETAs – управления отраслевого образования и профессиональной подготовки. Оно выполняет роль связующего звена между образованием и профессиональной деятельностью. По состоянию на декабрь 2015 г. в стране функционируют 22 таких управления (по одному для каждой отрасли экономики и роду занятий): сельское хозяйство, банковский сектор, химическая промышленность, строительство, культура, ремесла, туризм и спорт, развитие образовательных практик, энергетика и водная промышленность, обработка и производство волокна, финансы и бухгалтерия, производство еды и напитков, лесная промышленность, здравоохранение и социальное обеспечение, страхование, местные органы 11 власти, промышленность и инженерия, СМИ и информационные технологии, добыча полезных ископаемых, госуслуги, безопасность, услуги, транспорт, а также оптовая торговля и розничная продажа. Каждое управление ответственно за организацию учебных стажировок, производственных практик и программ развития навыков на рабочем месте в отдельно взятой отрасли экономики. В работе управлений принимают участие представители работодателей, профсоюзов, государственных органов и т.д. В 2009 г. Управления отраслевого образования и профессиональной подготовки перешли из структуры Министерства труда в ведение Министерства высшего образования и профессиональной подготовки ЮАР. Министерство образования также вовлекает частный сектор в систему образования и профессиональной подготовки. Показательным является пример компании Adcorp, которая является крупнейшей компанией в ЮАР по аутсорсингу бизнес-процессов и управлению диверсифицированными трудовыми ресурсами. Деятельность компании сосредоточена в трех ключевых направлениях: подбор постоянного персонала, обеспечение временным персоналом и аутсорсинг бизнес-процессов. Деятельность компании Adcorp в сфере развития человеческого капитала включает в себя: • Профессиональное ориентирование (проведение дней карьеры в колледжах, информирование учащихся о возможностях участия в соревнованиях WorldSkills и других программах, нацеленных на развитие профессиональных навыков) • Ученический договор между работодателем, студентом и образовательным учреждением (все контрагенты несут ответственность) • Программы профессионального обучения на рабочем месте и в образовательном учреждении (комбинирование теории и практики) • Экзамен по профессии (проводит независимая организация) и выдача сертификатов (независимая оценка компетенций). 12 Невзирая на то, что прошло немногим более двадцати лет с момента прекращения режима апартеида, разрушительного для политической, экономической и социальной сфер жизни общества, южноафриканская нация приложила существенные усилия для преодоления негативных последствий прошлого во всех областях, включая развитие человеческого капитала. Несмотря на существование многочисленных проблем, усугубляемых общеэкономическими трудностями, правительство ЮАР во взаимодействии с частным сектором экономики и общественностью смогли создать сложносочиненную систему мер, направленных на развитие образования и профессиональной подготовки в стране, представляющую собой комплексное взаимодействие государственных и частных институтов, основанное на специально разработанной нормативно-правовой базе. ИНДИЯ Национальную политику Индии в сфере подготовки кадров следует рассматривать в совокупности с развитием системы образования и долгосрочным социально-экономическим прогнозом. Основные проблемы национальной политики Индии в области подготовки кадров сегодня связаны с: • низким уровнем образования (25% населения все еще неграмотны), • большой долей молодого населения: 2/3 населения страны находятся в возрасте 15—65 лет, а к 2022 г. средний возраст достигнет 29 лет (в США — 40, в Европе — 46), • к 2035 г. в развитых странах ожидается сокращение рабочей силы на 4%, в то время как в Индии ожидается ее рост на 32%. Представленные документы стратегии развития образования показывают, что Правительство Индии не ставит перед собой задачу подготовки профессионалов в перспективных сферах для новых технологических рынков. Приоритетные сферы подготовки кадров охватывают широкий спектр базовых отраслей экономики, таких как 13 строительство, розничная торговля, туризм, текстильное производство и другие. По инициативе Министерства подготовки кадров и развития предпринимательства, Министерства труда и занятости, а также Совета министров по подготовке кадров в июле 2015 г. была запущена национальная миссия «Skill India». Данная миссия является одной из самых перспективных программ по подготовке кадров, когда-либо запущенных в мире. Целью программы является подготовка 400 млн рабочих кадров к 2022 г. Система подготовки кадров состоит из трех организаций: • национальная корпорация по подготовке кадров; • национальное агентство по подготовке кадров; • генеральный директорат по занятости и обучению. Национальная корпорация по подготовке кадров (далее — Корпорация) — это ключевая организация, целью которой является поддержка системы подготовки кадров для частного сектора. Корпорация организована в форме государственно-частного партнерства (ГЧП). Основными функциями Корпорации являются: • вовлечение представителей ключевых индустрий в образовательный процесс, для чего сформированы 38 отраслевых Советов по кадрам (Sector Skills Councils); • администрирование системы управления по подготовке кадров, которая контролирует и осуществляет мониторинг реализации программ подготовки кадров среди различных институтов; • одобрение грантов и государственных займов частным образовательным институтам. Создание Корпорации в непосредственном подчинении Премьер-министру позволило показать представителям бизнеса, образовательным учреждениям и населению, насколько серьезно правительство Индии относится к развитию системы образования в стране. Также это упростило 14 процесс координации множества министерств и государственных организаций, участвующих в подготовке кадров. К наиболее интересным для изучения кейсам в сфере подготовки кадров в Индии можно отнести следующие: • вовлечение частных компаний в образовательный процесс; • успех нишевых игроков в системе подготовки кадров; • опыт создания и реформирования системы профессионального обучения; • создание Национальных рамок квалификации; • международное сотрудничество; • опыт сквозной подготовки кадров. К наиболее успешным кейсам по созданию собственных программ подготовки кадров можно отнести компании Hero MotoCorp, Tata Motors, BhartiWalmart. Компания Hero MotoCorp основала собственный университет для подготовки «сбалансированных лидеров». Основная задача программы университета — это образование, ориентированное на освоение практических навыков и быстрое дальнейшее трудоустройство. По словам эксперта Дипака Бура, «является замечательным примером организации образовательного процесса совместно с крупным бизнесом». Tata Motors способствует развитию навыков благодаря четырехступенчатому подходу. Компания занимается обновлением существующих программ технической подготовки и созданием новых программ при активном сотрудничестве с государством. Она также дает возможность получить техническое образование экономически и социально уязвимым группам населения благодаря социальным программам и обучению на дому. Компания Bharti-Walmart запустила собственный центр подготовки кадров в Бангалоре, который готовит по 100 специалистов каждый месяц и 15 предоставляет им трудоустройство. Аналогичные центры будут запущены в Дели и Амритсаре в партнерстве с местными органами власти. В системе подготовки кадров Индии, помимо нескольких доминирующих организаций, важную роль играют также нишевые игроки, стабильно предоставляющие определенный вид услуг в данной сфере. В то время как «доминанты» системы нацелены на обучение сотен тысяч специалистов среди всех слоев населения и на территории всей страны, нишевые игроки фокусируются на подготовке кадров среди отдельных социальных групп, требующих особого подхода. К таким группам относятся женщины с маленькими детьми, люди с ограниченными возможностями, а также люди, задействованные в традиционном секторе экономики (ремесленники, фермеры и др.). Используя собственные уникальные подходы к взаимодействию и обучению данных слоев населения, нишевые игроки смогли добиться успеха по вовлечению в процесс подготовки кадров наиболее проблемных и труднодоступных групп населения. Для развития профессионального образования в Индии еще в 1950-х годах было запущено несколько программ, однако в целом система профессионального обучения оказалась неэффективной. В 2012 г. вместо запланированных 25% учащихся 11-х и 12-х классов она смогла охватить лишь 3%. Основными причинами низкой эффективности системы являются: • низкий спрос на профессиональное обучение, который вызван устоявшимся мнением о невысоком качестве данного вида образования в сравнении с классическим; • невозможность быстро отреагировать на изменения в отраслевых потребностях, что вызвано отсутствием механизма координации экономического развития и системы профессиональной подготовки кадров до 2012 г.; • организация системы по схеме «сверху вниз» (что ориентировано в первую очередь на планы и цели правительства) вместо схемы «снизу вверх», что отвечает потребностям населения. 16 Для решения данных проблем была создана система содействия трудоустройству населения (Resource Integration for Sustainable Employment — RISE). Основа системы заложена в идее: «необходимо быть уверенным, что человек, осваивающий профессию, хочет работать именно на этой работе и хочет построить долгосрочную карьеру именно в этой сфере». Основными особенностями системы являются: • организация отраслевых советов по кадрам для вовлечения бизнеса в процесс их подготовки; • охват широкой аудитории, в том числе людей из малоразвитых и удаленных населенных пунктов, с помощью системы карьерного консультирования; это позволяет доступно объяснить людям, какие возможности у них есть для получения официальной профессии на основе их предпочтений, опыта и образования; • организация информационной системы о рынке труда (LMIS), которая позволяет получать наиболее актуальную информацию о потребностях отдельных отраслей в кадрах и навыках. Опыт создания системы профессионального технического образования в Индии показывает, что важно заниматься образовательной идеей национального масштаба не только сверху вниз, но и снизу вверх. Это позволяет преодолеть разрыв между предпочтениями самих люди (в том числе молодежи) и тем, какой результат хочет получить правительство от той или иной образовательной программы. C целью повышения горизонтальной и вертикальной мобильности между общим и техническим образованием, в Индии была создана Национальная система квалификаций (National Skill Qualifications Framework). Её основной задачей также является популяризация технического образования и введение сертификации знаний и навыков независимо от формы обучения. Эта структура состоит из 10 уровней квалификации, основанных на знаниях, навыках и способностях людей. Это распределение не связано с 17 количеством лет обучения, а опирается на навыки и знания, которыми человек должен обладать вне зависимости от того, получил он формальное или неформальное образование. Ключевыми элементами системы являются: • официальное признание навыков и компетенций разного уровня с учетом их ценности; • тесная связь между развитием навыков и технической грамотностью; • сотрудничество с компаниями/работодателями; • прозрачный, подконтрольный и надежный механизм развития компетенций в разных сферах; • большая вероятность официального признания предшествующего обучения. Эта система позволяет человеку достичь желаемого уровня компетенций, реализоваться на рынке труда и дает возможность вернуться для получения дополнительных навыков и повышения квалификации. Данная система удобна для школ, учреждений дополнительного образования и тренингов, высших учебных заведений, аккредитованных властями, а также для компаний и их представителей, профсоюзов, профессиональных объединений и частных представителей. Больше всего от данной программы квалификации выигрывают сами учащиеся, которые могут оценить целесообразность какого-либо навыка на определенном уровне и принять осмысленные решения касательно своей карьеры. Несмотря на то, что система сквозной подготовки кадров и сквозного обучения существует в Индии уже больше 50 лет, она не является основной системой образования. Системе не хватило четких механизмов взаимодействия, стандартизации, а также понимания основных принципов сферы образования. В связи с этим в 2012 г. Правительство Индии отметило необходимость развития политики по продвижению образования для взрослого населения, а также необходимость создания структур и механизмов для признания, подтверждения и сертификации уже имеющегося 18 образования. Ожидается, что система сквозного обучения может вскоре стать стандартом в системе подготовки кадров Индии. Примером может быть запущенная в 2014 г. магистерская программа в рамках системы сквозной подготовки кадров в Университете Дели, которая создаст положительный прецедент для будущего развития системы. Правительство Индии приступило к радикальным и амбициозным реформам системы образования, сконцентрировав все свои усилия на увеличении числа подготовленных кадров. Большинство из проводимых реформ и реализуемых программ были инициированы совсем недавно, что не позволяет объективно оценивать их эффективность на данном этапе. Международное сотрудничество с развитыми странами позволяет Индии продвинуться вперед в области подготовки кадров по недостающим компетенциям. Основными странами-партнерами Индии в сфере подготовки кадров являются Великобритания, Германия и Австралия. Индийско-Британский Форум Компетенций, основанный в 2002 г., предоставляет организациям, работающим в сфере технического и дополнительного образования в Великобритании и Индии, ознакомиться с возможностями для развития бизнеса в этих секторах, используя взаимовыгодный обмен идеями и навыками. Такие институты, как Институт подготовки мастеров (Foremen Training Institute - FTI) в Бангалоре, Национальный образовательный медиаинститут в Ченнаи и Центральный институт подготовки кадров и исследований в Калькутте, были основаны при поддержке Германии. В настоящий момент Германия предложила создать в Индии систему «Профессиональной и общеобразовательной подготовки» на основе немецкой системы профессионального образования. В 2010 г. Индией и Австралией было также основано Бюро профессионального обучения и учебного сотрудничества, целью которого является укрепление профессиональных связей между странами, обмен опытом и навыками. 19 РОССИЯ В Российской Федерации на федеральном и региональном уровнях наблюдается недостаток связи между системой профессионального образования и задачами производства как текущими, так и будущими. В настоящее время нет отработанного механизма, позволяющего осуществлять мониторинг и прогнозирование реальных запросов экономики, для того чтобы образовательные учреждения могли готовить кадры именно под эти запросы. Включенная в образовательные процессы производственная практика студентов на предприятиях зачастую является формальной, необходимые навыки в полном объеме не осваиваются. С учетом темпов развития экономики и инфраструктуры образовательные программы по подготовке рабочих кадров ежегодно должны качественно дорабатываться в соответствии с запросами рынка, однако в действительности этого не происходит. Не финансируются кооперационные связки; взаимодействие предприятий и учебных заведений, в том числе софинансирование подготовки специалистов, осуществляется бессистемно, локально, без единой нормативной и методической базы. Сами же предприятия воспитывают кадры под свои текущие задачи, при этом будут ли эти специалисты востребованы через 10—15 лет, остаётся под вопросом. Существует разрыв между российскими показателями качества и лучшими мировыми стандартами как на производстве, так и в системе подготовки рабочих кадров. Если предприятие, на котором учащиеся проходят производственную практику, не отвечает современным стандартам, оно также не может обеспечить современные требования к уровню подготовки кадров. В большинстве колледжей страны оборудование не соответствует передовым технологиям, отсутствует возможность оперативного обновления материально-технической базы. Цикл внедрения профессиональных стандартов крайне длителен и сложен. От момента начала их разработки до момента утверждения и 20 внедрения проходит до 5 лет. В связи с чем, крайне актуальны инструменты быстрого обновления стандартов, а также регулирования грамотного распределения объемов теории и практики в образовательных программах. Особенность российской системы подготовки рабочих кадров состоит в согласованности действий федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) и институтов развития, а также выявлении и тиражировании лучших национальных и корпоративных практик. Министерство образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, нанотехнологий, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.
1 1
Темы Сообщения Обновление
1 1
Страницы: 1 2 След.