Начальное, основное и среднее общее образование
Гость
Информация
Сообщество филологов создано для того, чтобы - передавать передовой опыт учителей русского языка и литературы, - сообщать важные новости, касающиеся учителей-словесников, - обсуждать вопросы преподавания русского языка и литературы. Если Вы вступили в это сообщество, то будете первыми узнавать о конкурсах по филологии, оператором которых на региональном уровне является ВИРО, получать достоверную информацию о позиции коллег по дискуссионным вопросам современного филологического образования, обмениваться ссылками на необходимые методические материалы. Филология - "золотая роза" современного российского образования. Кто думает так же, присоединяйтесь к нам!
Страницы: 1 2 След.
Форумы
Темы Сообщения Обновление
Появилось федеральное Положение о ВКС-2018. Дополнительную информацию ищите на сайте АПКПРО. Региональное Положение о ВКС-2018 появится в мае 2018 г.
2 2
Расскажите, какие произведения каких писателей и в каком классе Вы изучаете с учениками. Какие вопросы рассматриваете? Как реагируют ребята на эти произведения?
1 8
«Обеспечение качества преподавания русского языка (как родного, как неродного), в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры»
2 2
Коллеги! Выскажите свое мнение о представленных ниже методических рекомендациях.
1 5
Представлены материалы А.Г. Нарушевича, предложенные участникам семинара 15.03.18 Необходимо высказать сове мнение о возможностях их использования в образовательном процессе
1 8
Коллеги! Приказы о конкурсе подписаны, с ними можно познакомиться здесь. Еще будет приказ ВИРО по жюри.
3 3
В 2018 г. предстоит отметить три крупных юбилея: 200-летие И.С.Тургенева, 150-летие М.Горького, 100-летие А.И.Солженицына. Какие мероприятия собираетесь организовать в Вашей школе, районе, городском округе? Что можете предложить на региональный уровень? Будет ли желание поделиться опытом проведения мероприятий?
0 0  
Технология "Педагогическая (творческая) мастерская" дает возможность каждому ее участнику поучаствовать в конструировании знаний и умений. Но насколько эффективна эта технология в условиях современной массовой школы? Подробнее о технологии - на курсах повышения квалификации филологов и КПК "Активные методы преподавания гуманитарных предметов"
2 2
У меня есть предложение создать сетевой проект "Шестью шесть - Воронеж36". Выбираются по 6 разных деятелей филологии, деятельностью которых наиболее ярко характеризуется наш регион: 6 поэтов, 6 прозаиков, 6 драматургов (если есть), 6 журналистов, 6 лингвистов, 6 литературоведов. Разные участники (например, разные школы) предлагают свои кандидатуры, выкладывают материал о них. На каждом этапе голосование. Потом получается общий проект, который размещается где-то в открытом источнике. Впоследствии развитие может идти в двух направлениях: в каждой номинации выбираем по одному лидеру (поэту, прозаику и т.д.), а представителей других специальностей приглашаем к продолжению. Пусть предложат по 6 ученых, шесть спортсменов, 6 юристов... Не современных чиновников, а за всю историю региона. И тогда новый виток. Другой виток, если не согласятся. Можно добавлять новых филологически важных для региона людей, например, талантливую молодежь, которая "оздоровит" обстановку в регионе. Получится продолжение проекта "Воронеж36 и 6". Как вам?
1 3
Для участия в дистанционном семинаре необходимо в каждой подтеме данного раздела форума ознакомиться с видеоматериалами и принять участие в обсуждении предложенных в них вопросов
6 7
Страницы: 1 2 След.
Фотографии сообщества
Еще
Голосование
Итоговое собеседование по русскому языку
Современная литература для детей и подростков: надо ли вводить эти произведения в школьную программу?
Филологическая мастерская
17 Окт 2018
Появились новые материалы для филологической мастерской.
Познакомьтесь с опытом работы учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ № 1 г. Нововоронежа Анны Васильевны Сапкиной. Она представила материал о проведении сетевых викторин-конференций. Выложены материалы о заключительных мероприятиях, посвященных деятельности В.И. Даля и С.Я. Маршака.
Связаться с Анной Васильевной можно через наше сетевое сообщество. При необходимости напишите ей.
Итоги регионального этапа Всероссийского конкурса сочинений
15 Окт 2018
В 2018 г. в Воронежской области региональный этап Всероссийского конкурса сочинений собрал 229 участников.
Для проведения регионального этапа конкурса были сформированы рабочая группа и жюри. Жюри составлено из компетентных представителей педагогической практики. Большое количество экспертов изо всех районов Воронежской области (43 эксперта) позволило обеспечить высокий уровень и объективность оценивания,каждая работа проверялась двумя независимыми экспертами.
Наибольшую активность в конкурсе в 2018 г. проявили учащиеся 6-7-х классов (76 человек) и 8-9-х классов (71 человек). Заметно меньше было участников из 10-11-х классов (55 человек) и 4-5-х классов (27 человек). Обучающиеся системы СПО Воронежской области в 2018 г. не приняли участие в ВКС.
Распределение по направлениям:
1) Слово как источник счастья – 54 участника;    
2) О проявлении нравственного начала в истории, в жизни, в судьбе – 29 участников;
3) «Хотел бы я знать, какая давность придает сочинению ценность» (Квинт Гораций Флакк): юбилеи российских писателей, поэтов, драматургов в 2018 году – 7 участников;
4) Книги, как люди, имеют свою судьбу, свой характер: юбилеи литературных произведений в 2018 году – 25 участников;
5) «Он хороший писатель. И прежде всего — гражданин» (А.Тарковский):   100-летие со дня рождения А.И. Солженицына – 5 участников;
6) «Хоровод муз» (А.Блок): 2018 – Год театра и балета – 9 участников;
7) Россия, устремлённая в будущее – 18 участников;
8) Имен в России славных много;
9) «Настоящая ответственность бывает только личной» (Ф.Искандер):         2018 – Год добровольца (волонтера) – 9 участников;
10) Вместе – целая страна: 2018 -- Год единства народов России – 12 участников;
11) «Деньгами надо управлять, а не служить им» (Луций Анней Сенека) – 13 участников;
12) «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие» (А.С. Пушкин) – 24 участника.
Среди выбранных жанров можно отметить разнообразие. Традиционно популярны сказки (у младших возрастных групп), рассказы, сочинения в эпистолярном жанре. Интересны работы в форме дневника. При этом не сдают позиций эссе и очерк, среди которых редко встречаются достойные образцы указанных жанров.
Среди работ, представленных на конкурс, есть сочинения с пометкой «Вместе ярче».
Жюри регионального этапа
Всероссийского конкурса сочинений
  
семинары СП "Содружество"
19 Сен 2018
Уважаемые коллеги! Вы можете принять участие в интересных профессиональных мероприятиях, которые организует для вас СП "Содружество". Программы семинаров прилагаются.
Предварительные итоги регионального конкурса учащихся "Самый грамотный"
07 Сен 2018
7 сентября в ВИРО прошел региональный этап конкурса "Самый грамотный". Участие приняли школьники из городских округов и муниципальных районов, за исключением трех муниципальных районов. Предварительные итоги конкурса можно посмотреть здесь. Просим проверить правильность данных до включения в приказ. Зона неопределенности обозначена знаком ???
Региональный дистанционный проблемный семинар «Метапредметная роль русского языка при изучении учебных предметов»
21 Июн 2018
Добрый день, коллеги! На нашем портале стартовал региональный дистанционный проблемный семинар «Метапредметная роль русского языка при изучении учебных предметов». Для участия в нем приглашаются учителя предметники неязыковых дисциплин.
В форуме «Метапредметная роль русского языка при изучении учебных предметов» (http://so.viro36.ru/groups/130/index.php?PAGE_NAME=list&FID=238&group_id=130  ) для вас предложено несколько тем, каждая из которых включает в себя видеозапись и несколько вопросов для обсуждения к ней.
Участие в семинаре не предполагает онлайн подключения. Вам необходимо просмотреть видеоматериалы в каждой теме и принять участие в обсуждении, поделиться своим опытом, ответить на предложенные вопросы либо задать свои. Удачи!
Межрегиональная конференция
01 Май 2018
15 мая 2018 г. Воронежский институт развития образования проводит межрегиональную конференцию на тему «Обеспечение качества преподавания русского языка (как родного, как неродного), в том числе с использованием возможностей музеев, библиотек и иных учреждений культуры».
Предполагается работа следующих секций:
1.    Современные методики и педагогические технологии, направленные на повышение качества преподавания русского языка.
2.    Использование возможностей учреждений культуры для повышения качества преподавания русского языка.
3.    Метапредметная роль русского языка в современном школьном образовании.
К участию в конференции приглашаются учителя образовательных организаций, преподаватели вузов профильных кафедр, работники библиотек, музеев, театров, книготорговых и книгораспространительских организаций и т.п., взаимодействующих с учреждениями образования.
Подробную информацию см. в файле.
Предполагаемое время начала конференции - 11 часов.
Итоги регионального конкурса "Литературный лабиринт" для учащихся 7-8 классов в 2018 г.
01 Май 2018
В Воронежской области с 23 марта по 21 апреля 2018 года прошел региональный конкурс «Литературный лабиринт», посвященный 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева, для обучающихся 7-8 классов общеобразовательных организаций Воронежской области.
На заключительный этап конкурса подали заявки 20 команд, представлены были заявки из Острогожского, Таловского, Бобровского, Эртильского, Аннинского, Каширского, Новоусманского, Воробьевского, Рамонского, Ольховатского, Новохоперского, Терновского, Борисоглебского, Репьевского муниципальных районов, городского округа г. Нововоронеж, Советского, Левобережного, Железнодорожного, Коминтерновского, Ленинского районов городского округа г. Воронеж. В результате проведенной технической экспертизы и оценки представленных материалов по критериям, заявленным в положении конкурса, к очному туру 21 апреля 2018 г. было допущено 10 команд: команды Острогожского, Таловского, Бобровского, Эртильского, Аннинского, Каширского, Новоусманского муниципальных районов, городского округа г. Нововоронеж, Левобережного и Советского районов городского округа г. Воронеж. По техническим причинам не приняла участие в очном туре команда Эртильского района. Читать далее... см. прикрепленный файл.
Познакомиться с видеовизитками команд можно, используя ссылки в представленном файле с результатами проверки работ (даны средние баллы на основе оценивания рабочей группой). Критерии проверки - в предыдущем файле.
Жюри готово поделиться презентацией, содержащей задания командного тура очного этапа конкурса, и ответами к ним. Этот этап можно организовать осенью 2018 г. в районе или ОО, когда и будет проходить празднование юбилея И.С. Тургенева.
Итоги регионального семинара "Трудные вопросы ГИА и ВПР по русскому языку"
18 Мар 2018
15 марта 2018 г. в актовом зале ВИРО состоялся региональный семинар для учителей русского языка и литературы, в котором принял участие ведущий специалист отдела русского языка и литературы издательства «Легион», к.ф.н., доцент, зав. кафедрой русского языка и литературы Таганрогского института имени А.П. Чехова (филиал РГЭУ) Андрей Георгиевич Нарушевич. Презентации А.Г. Нарушевича можно посмотреть в форуме, фотографии, сделанные во время семинара, - в разделе "Фотографии".
Реализация Федеральной целевой программы "Русский язык" в Воронежской области
27 Дек 2017
ВИРО является стажировочной площадкой для реализации федеральной целевой программы по направлению «Развитие содержания, форм, методов повышения кадрового потенциала педагогов и специалистов по вопросам изучения русского языка (как родного, как неродного, как иностранного) в образовательных организациях Российской Федерации, а также по вопросам использования русского языка как государственного языка Российской Федерации».
Основные задачи программы:
- формирование гражданско-патриотического сознания и позитивного имиджа родного края;
- культивирование бережного и созидательного отношения к месту проживания, добрососедства и толерантности;
-выявление наиболее одаренных и талантливых обучающихся, поощрения и распространения информации о них, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач;
-привлечение внимания обучающихся и вовлечения их в медиатворчество.
В рамках проекта были проведены следующие мероприятия:
1.    Региональный фестиваль школьных театров. На сцене театрального центра «Никитинский» обучающиеся продемонстрировали свое творчество и посетили мастер-классы http://образованиеврн.рф?p=7355
2.    Региональный конкурс видеосюжетов «Воронежский край на страницах литературы». Конкурс проходил по двум номинациям: информационный/творческий видеосюжет (зарисовка) «Литературный Воронежский край» (о поэтах и писателях, родившихся в Воронежской области или/и связавших свою жизнь с Воронежским краем); творческий видеосюжет (зарисовка) «Открывая страницы книги – «открываешь» Воронежский край» (о литературных произведениях о Воронежском крае или литературных произведениях, в которых упоминался Воронежский край). Всего приняло участие 48 авторов (творческих коллективов). Работы обучающихся оценивало жюри, в том числе профессиональное, а победителей определило открытое голосование.
http://образованиеврн.рф?p=7511
3.    Образовательный проект «Открытая лекция» - универсальный интернет-проект, посвященный русскому языку и адресованный всем, кто его знает, изучает, преподает, а главное – любит. http://образованиеврн.рф?p=7589
4.    Веб-квест «Литературный лабиринт – Воронеж литературный» поможет участникам прикоснуться к культуре Воронежского края, узнать интересные факты из биографий Воронежских писателей, проникнуться чувством гордости за великое литературное наследие. Материалы «Квеста» можно использовать в качестве электронного ресурса в рамках изучения учебных предметов «Русский язык», «Литература», «Краеведение», а также в рамках внеурочной деятельности. http://образованиеврн.рф?p=6275
Итоги федерального конкурса сочинений "Россия, устремленная в будущее"
04 Дек 2017
Итоги всероссийского конкурса сочинений
«Россия, устремленная в будущее»
(для учащихся 9 – 11 классов)
В Воронежской области в период с 03 по 15 ноября 2017 г. проведен региональный этап Всероссийского конкурса «Россия, устремленная в будущее», в котором приняли участие 25 учащихся 9-11 классов из 13 муниципальных районов и городских округов Воронежской области.
С П И С О К
победителей и призеров регионального этапа Всероссийского конкурса «Россия, устремленная в будущее»
(призеры перечислены по алфавиту, а не по количеству набранных баллов)
№    ФИО    Класс    Образовательная организация    Тема сочинения    Результат
1.        Лагуткин Юрий Андреевич    9    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Бугаёвская основная общеобразовательная школа Ольховатского муниципального района Воронежской области    Живёт село – живёт Россия    Победитель
2.        Богаченко Владислав Николаевич    11    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Каменская СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов имени Героя Советского Союза В.П. Захарченко» Каменского муниципального района Воронежской области    Разговор с незнакомцем    Призер
3.        Виткалов Даниил Романович    10    Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 Россошанского муниципального района    Будущее моего родного города    Призер
4.        Жердев Данил Николаевич    10    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Митрофановская средняя общеобразовательная школа Кантемировского муниципального района Воронежской области    Жизнь пойдет по-другому    Призер
5.        Лобанова Милена Алексеевна    10    Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №2 имени Н.Д. Рязанцева г. Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области    Перспективные профессии будущего    Призер
6.        Шумилин Владислав Вячеславович    10    Кадетский корпус (инженерная школа) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» г. Воронеж    Я сегодня и завтра, или Письмо в будущее    Призер

В выборе работ жюри ориентировалось на те, которые содержали концепцию дальнейшего развития страны и региона, отдельных профессий. Работы, в которых преобладало изображение прошлого, а не будущего, или делался акцент на негативных сторонах настоящего, набрали меньшее количество баллов. Чем те, в которых намечены положительные перспективы России, в соответствии с направлением конкурса. Особое внимание жюри обратило на выбор жанра сочинения, на соответствие заявленного жанра тексту сочинения, на стилевое единство работ.
Работы 3-х учащихся:  Лагуткина Юрия Андреевича, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Бугаёвская основная общеобразовательная школа Ольховатского муниципального района Воронежской области; Виткалова Даниила Романовича, муниципальное казённое общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №3 г. Россоши Россошанского муниципального района, Шумилина Владислава Вячеславовича, кадетский корпус (инженерная школа) ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е.Жуковского и Ю.А.Гагарина» г. Воронеж, набравших наибольшие баллы, направлены для участия в Федеральном этапе Всероссийского конкурса «Россия, устремленная в будущее».
Все три участника заключительного этапа конкурса стали его победителями (их работы вошли в число 100 лучших сочинений по РФ). Победители приглашены на торжественное награждение в Москву с 14 по 18 декабря 2017 г. Список победителей федерального этапа расположен на сайте АПКиППРО в соответствующем конкурсу разделе.
Также на федеральный этап был представлен аналитический отчет, включивший цифровую и содержательную часть, в том числе наиболее интересные цитаты из представленных участниками (не обязательно победителями) сочинений.
Предлагаю познакомиться с этим отчетом.  Возможно, он будет интересен и учителям участников, и другим педагогам, а также поможет в выстраивании дальнейшей работы по организации воспитательной работы и подготовки подобных конкурсов в школе и в районе.
Отчет о проведении регионального этапа конкурса
«Россия, устремленная в будущее»  
(9 – 11 классы)
Субъект РФ                                                                  Воронежская область
1.     Общее количество участников конкурса «Россия, устремленная в будущее» в субъекте РФ    25
2.     Количество участников, писавших работы по тематике:
    - роль России на международной арене и партнерство в международных проектах     
    - укрепление межнациональных отношений     1
    - укрепление института семьи и здоровья нации     3
    - развитие регионов, городов и населенных пунктов в сельской местности     11
    - сохранение природных богатств и забота об окружающей среде     2
    - участие молодежи в стратегических проектах федерального, регионального и муниципального уровня     1
    - научные и технические достижения и проекты     4
    - развитие образования и культуры     1
    - появление новых профессий и перспективы профессионального образования     2


Содержательный анализ работ
1. Составление краткого цитатника (наиболее яркие, показательные цитаты из 10-15 работ).
1)Одним из вариантов решения этой проблемы может служить озеленение города и улучшение охраны зеленых и водных зон. Для этого необходимо:
а) установить четкие границы зеленых и водных зон;
б) на территориях городского парка, муниципальных и учебных заведений организовать посадку растений, привлечь для этого учащихся, активистов, волонтеров;
в) проводить минимум три раза в год субботники, в которых могут принимать участие все желающие, а активистов награждать учредительными призами;
г) на территории города и района проводить раздельный сбор, утилизацию и (желательно!) переработку сырья и отходов;
д) ввести систему штрафов за загрязнения окружающей среды и проводить постоянный контроль за чистотой зеленых зон города и района (контроль возложить на представителей местных и сельских органов самоуправления).
2)Я считаю, что уже к 2050 г. появятся автомобили-роботы, с которыми мы, простые люди, будем общаться, дружить, у которых вместо топлива будет использоваться экологически чистый газ «биогензин». Надеюсь, что в недалеком будущем роботы будут выполнять сложнейшие операции, которые спасут жизнь миллионам людей, нуждающихся в помощи. Этот большой шаг вперед сделает роботов наиболее приближенными к человечеству, и схема общения «робот+человек» приведет к серьезным изменениям жизни в лучшую сторону.
3)Что такое будущее? Это множество событий, которые еще не произошли, но обязательно придут в нашу жизнь. Людей всегда интересовал вопрос, какими будут эти события. Кто-то в поисках ответа обращается к гадалкам и астрологам, кто-то полагается на свою судьбу, но большинство людей верит, что будущее можно построить самому. Я тоже отношусь к последней категории людей. Я уверена, что наша дальнейшая жизнь напрямую зависит от наших дел и поступков. В последнее время наука и технический прогресс шагнули далеко вперед, и это определяет наше будущее.
4)Вы задали вопрос о войнах и конфликтах в нашем будущем? Какие войны могут быть в наше время! Все жители нашей планеты – это единая семья. Ученым больше не приходится создавать оружие. В течение нескольких десятков лет они полностью утилизировали его. Мы живем в совершенно мирном и бесконфликтном пространстве. Нас объединяет идея усовершенствования нашего мира. Вот что значит – НАШЕ БУДУЩЕЕ!!!
5)Будущее нашей страны – это железная дорога. Железнодорожный транспорт будет развиваться и совершенствоваться вместе со временем. Появятся новые поезда, которым будут присвоены имена А. Кольцова, И. Бунина, И. Никитина. Водить электропоезда и пассажирские составы будут мои друзья, родственники.
Я уверена в будущем России, потому что примером для нас являются наши деды и отцы, чью профессию прославлял Андрей Платонов в своих произведениях.
6) Будь я Президентом России, в первую очередь обратила бы внимание на неравенство регионов государства. Неправильно, что в субъектах РФ размеры зарплат и пенсий значительно отличаются, хотя стаж и специфика работы одинаковы. Несправедливо, что льготы пенсионерам и инвалидам в различных регионах не совпадают. Законы в России для всех регионов должны быть одинаковы.
7)Почему я выбрала именно это направление из предложенной тематики? Меня интересуют вопросы медицины, лечения различных заболеваний, вопрос сохранения здоровья современного человека. Я читаю научно-популярную и даже специальную литературу. Занимаюсь сбором лекарственных растений. И надеюсь в дальнейшем связать свою жизнь с этой важной наукой. Не отвлеченно заниматься ею, а применять на практике полученные знания: хочу исцелять душу и тело человека. По моему мнению, нет профессии более важной и благородной, чем профессия врача. Хочется, чтобы моя мечта сбылась. Доброго вам здоровья!
8)Я считаю, что показателем престижа города наверняка являлся бы прирост населения, причём он должен быть значительным и постоянным. Для этого людей нужно заинтересовать в посещении нашего города, а возможно, вызвать у них желание жить в нем.
В городе созданы отличные условия для самореализации молодёжи. Действует спорткомплекс имени Вячеслава Фетисова, где тренируют юных хоккеистов; оборудован современный стадион с искусственным покрытием. Спорту район уделяет пристальное внимание, и это радует жителей города. Конечно, у нас есть и Драматический театр, и Кукольный; также недалеко от центра находится школа искусств, а некоторые отдельные кружки разбросаны по городу. Направления дополнительного образования – в рамках привычных стереотипов. Танцы, вокал, игра на музыкальных инструментах, пожалуй, самые распространенные.
А мне хотелось бы видеть в городе что-то незаурядное. Например, я уверена, что многие люди не отказались бы посетить вертолетную площадку, профессионально заняться парашютизмом или подробнее изучить местные леса в организованных походах с опытными вожатыми, знающими свое дело.
9)Но у    меня есть мечта построить ещё хоккейный манеж, открыть школу танцев, а также велотреки, предназначенные для тренировок и соревнований в различных видах спорта. Для жителей и гостей нашего района я бы построила большой развлекательный комплекс, где будут функционировать каток, боулинг, аттракционы, пиццерия –тогда незачем будет на отдых уезжать в крупные города. Уверена, что тогда сократится число курящих и пьющих людей. Возможно, кто-нибудь в будущем станет знаменитым спортсменом и прославит наш город. Все это повысит культурный уровень людей и организует их отдых.
10)Было бы замечательно, если бы отменили платное образование в высших учебных заведениях. Ведь порой случается, что человек, обладающий большим запасом знаний, но не имеющий определенных средств, не может поступить в вуз, а другой, наоборот, не обладающий знаниями, но не имеющий средства, поступает, и это несправедливо. Для всех образование должно быть доступно в одинаковой степени. К тому же необходимо повысить стипендии студентам для того, чтобы они спокойно учились и не тратили свое время и силы на работу, совмещаемую с учебой.
11)Кстати, в зарубежных странах по результатам социологических опросов у большинства жителей Россия до сих пор ассоциируется с медведями, балалайкой и водкой. Нужно повысить уровень заинтересованности в нашей стране, ее культуре и традициях, и тогда, соответственно, возрастет количество туристов, что непременно пойдет на пользу нам. Они же, побывав в нашей стране, наверное, разрушат свои стереотипы. А нам же, в свою очередь, нужно позаботиться о том, чтобы уровень обслуживания туристов был не ниже среднеевропейского.
12)Я считаю, что будущее России зависит от людей, которые стремятся сделать мир лучше. Это может быть врач из Чечни, который лечит детей, военный из Владивостока, который защищает мирное небо над твоей головой, учитель из Якутии, который учит твоих детей писать и читать.
13)Хорошо в деревне жить: воздух свежий, леса, луга и поля кругом глаз радуют, одно только сердце гложет: не хватает – Человека (как Данко), который повел бы всех за собою.
14)Будущее мы творим в настоящем. Сейчас Павловск – моногород второй категории. Его будущее в руках молодого, энергичного руководителя – мэра города Щербакова В.А. Из интервью с ним я выяснил твердую решимость Вячеслава Алексеевича сделать так, чтобы, «остановившись  в городе на ночь, человек захотел остаться на всю жизнь». Мой город – город будущего. В нём открыты предприятия, которые оснащены автоматизированными машинами. А значит, появятся новые рабочие места. Нам, молодым, так не хочется уезжать из родного края. Не зря говорят: «Где родился, там и пригодился». Вот и мы пригодимся.
15)Я считаю, что будущее России зависит от мощной армии, благодаря которой она занимает лидирующие позиции на международной политической арене. Наша армия нуждается в молодых, перспективных и талантливых специалистах, одним из которых ты, Влад, и стал, потому что еще двадцать лет назад, глядя на бравых курсантов, марширующих по территории военно-воздушной академии, ты испытывал чувство гордости от того, что скоро будешь с ними в одном строю – строю защитников Отечества!
Мое письмо близится к завершению. Заканчивается самоподготовка, сейчас мы отправляемся на плац заниматься строевой. И все же хочу сказать еще вот что. С годами человек становится опытнее, но нередко теряет остроту восприятия мира, свойственную юности. Перечитывай иногда мое письмо из 2017 года, чтобы в твоей жизни были неразделимы мудрость зрелости и романтика юности.

2. Ответы на вопросы на основе содержания работ:
- какие базовые ценности авторы работ демонстрируют в качестве приоритетных:
улучшение экологического состояния страны, увеличение продолжительности и качества жизни россиян,  повышение культурного уровня жизни населения, здоровый образ жизни, спорт, внедрение новых технологий, роботизация, природа – источник творчества и вдохновения, нерасторжимость связи будущего, прошлого и настоящего, здоровье, мирное существование человечества, дружба, взаимопонимание в семье, неформальное отношение к воспитанию детей и подростков в школе, инновации в сфере образования, обустройство и экономическое и культурное развитие родных мест;
- какие опасения, страхи высказывают авторы работ, какие риски видят на пути реализации собственных планов на будущее
Размывание семейных ценностей, ухудшение здоровья отдельных групп населения из-за вредных привычек, нездорового образа жизни, агрессивное поведение подростков, несправедливость в распределении средств по регионам РФ, заброшенность поселений в сельской местности, отсутствие «самосохранительного» поведения у части населения;
- какой образ будущего (России и собственного) в целом предстает из проанализированных работ:
Россия (какая? – определения) здоровая, спортивная, культурная, сильная, передовая, единая, необъятная, великая, родная, любимая, некоррумпированная, могучая, славная, уникальная.
Мое будущее (какое? – определения) трудовое.
Приоритетные направления приложения собственные сил – это (сферы жизни, профессии) биолог-генетик, офицер, работник железной дороги, врач-робототехник, архитектор, генный терапевт, новатор в области сельского хозяйства, депутат.