Никульшина Наталия Тимофеевна
Последний визит 06.09.2019 14:57
  • Организация: МКДОУ БГО Детский сад № 16 комбинированного вида
  • Должность: Руководитель (директор, заведующий, начальник)
Статистика:
Сообщений: 7 Показать
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сообщения пользователя 1 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
МБДОУ БГО Детский сад №16 комбинированного вида г. Борисоглебск

Тема: «Результаты исследования качества образовательной деятельности в ДОУ от «измерения в целях контроля» к «измерению для изменения».
Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остаётся качество образования, как приоритетная задача подрастающего поколения. Но тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели. На сегодняшний день существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов для повышения комплексной оценки качества дошкольного образования. Одним из оптимальных способов повышения качества образования в ДОУ мы опробовали на практике – применили для самооценки и развития инструмент для комплексной оценки качества образования дошкольных образовательных организаций – шкалы ECERS-R.
Для проведения процедуры оценки качества с учётом развивающих задач её организации, мы использовали модель исследования в виде цикличной структуры.
1 этап – организационно – подготовительный
- определение объектов исследования (были выбраны 2 возрастные группы: старшая группа и подготовительная к школе группа);
- выбрали инструментарий;
- определили экспертов – наблюдателей (педагогов прошедших курсы повышения квалификации ECERS-R)
- определили координаторов преобразований (временный творческий коллектив из числа педагогов и администрации ДОУ);
- определили временные этапы проведения экспертизы;
2 этап – констатирующий
- проведение первичной, а в дальнейшем и повторной процедуры оценки качества реализации образовательной деятельности, после повторного проведения наблюдения - сопоставление результатов исследования;
- по итогам исследования - фиксация данных в виде схем графического и текстового формата.


3 этап – рефлексивно – формирующий:
- координаторами преобразований проводилось осмысление и обсуждение полученных результатов, намечались мероприятия по развитию образовательной системы.
В течение прошедшего учебного года в двух возрастных группах поэтапно проходили исследования качества образования по наиболее актуальным и значимым для нас подшкалам, что позволило интегративно оценить качество образовательной среды в целом, а не отдельные её элементы:
- «Предметно – пространственная среда»;
- «Виды активности»;
- «Структурирование программы»;
- «Родители и персонал».
Результаты полученные после проведения исследования показали нам комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, что имеет смысл избрать для своего развития. А также продемонстрировали, какие аспекты ФГОС ДО, инновационной деятельности в какой степени реализованы и над чем нужно работать.
Результаты исследования по отдельным подшкалам:
Предметно – пространственная среда
Подробный анализ внутреннего аудита подшкалы «Предметно – пространственная среда» по результатам первого наблюдения (приложение №1) позволил выделить зону благополучия и места роста. (приложение №2)
Далее переосмыслить многие аспекты нашей работы: административные, педагогические, организационные, и принять комплекс мер. (приложение №2)
В результате выполненных мероприятий в группах были созданы:
- уютные уголки при помощи мягких подушек, удобных пуфиков и мягкой мебели;
- уголки уединения были перенесены из групповых помещений в спальные. Для уголков уединения были созданы совместно с детьми правила поведения в нём и рядом с ним.
- в групповом пространстве пересмотрено расположение центров активности с учётом соседства друг с другом (тихие и подвижные игры стали находиться на значительном расстоянии друг от друга).
- пространство обустроено так, что большая часть детских центров активности разграничивается между собой маркерами игрового пространства: многофункциональными ширмами, мягкими модулями, передвижными мебельными конструкциями.
В детских центрах активности появились фотографии, отражающие текущую деятельность детей, а в оформлении среды – детские работы (поделки, карты образовательных путешествий недели, календари традиций группы, календари природы на год и месяц, ростомеры и т.д.)
В группах была оформлена стена «Чудеса света» для размещения продуктов детской деятельности.
Принятые меры позволили получить позитивные результаты по направлению исследования «Предметно - пространственная среда».
На слайде представлен профиль распределения средних значений первого и второго наблюдений, где отражена положительная динамика по следующим показателям, данные показатели обозначены синим цветом:
- «Мебель для повседневного ухода, игр и учения»;
- «Мебель для отдыха и комфорта»;
- «Обустройство пространства для игр»;
- «Места для уединения»;
- «Связанное с детьми оформление пространства».
Средний бал по подшкале в результате первого наблюдения составлял – 3.6, а после второго - 4,8. (приложение № 3)
Виды активности
По направлению исследования «Виды активности» в результате первого наблюдения средний балл по подшкале составил 2,5 (приложение № 4).
Это самый низкий балл среди прочих подшкал, что объясняется самым большим числом критериев, которые во многом определяют материальные возможности детского сада. Поэтому изменения в этой сфере потребовали определённого времени.
Говоря о положительных результатах наблюдения, можно отметить наличие игрушек, дидактических материалов, оборудования для различных видов детской активности. Но эта подшкала не получила в целом высоких баллов, потому что недостаточно разнообразен материал для использования в образовательном процессе, значительная часть его неудобна для свободной игры (приложение №5).
В ходе реализации намеченных мероприятий в группах было:
- пересмотрено расположение материала для его нахождения в свободном доступе в разных центрах активности;
- промаркированы контейнеры, стеллажи, надписями и изображениями для поощрения детской самостоятельности;
- мир искусства пополнился большим количеством разнообразных материалов и оборудования, для проявления индивидуальности ребенка;
- многие центры активности пополнились самодельным материалом для музыкального экспериментирования, развития мелкой моторики и двигательной активности;
- обустроено место для строительства, изготовлены передвижные платформы, позволяющие сохранять постройку и передвигать в групповом пространстве, а также размещены дополнительные игрушки для организации игр;
- для разнообразия тем сюжетных игр (работа, досуг, дом, фантазии) приобретены и изготовлены реквизиты;
- организован и систематизирован материал, связанный с природой и наукой в соответствии с 4 категориями: (коллекция природных объектов, живые объекты; книги, игры и игрушки, оборудование для экспериментирования);
- в мире науки создан центр исследований с измерительными приборами;
- в групповом помещении созданы условия для практического использования цифр;
- в соответствии со сметой учебных расходов было приобретено интерактивное оборудование: интерактивный стол, детские планшеты; мультимедийное оборудование, что позволило создать условия для развития самостоятельности и инициативности детей при работе с информационно- техническими средствами;
- создана аудио и видеотека музыкальных и хореографических произведений характерных для разных культур;
- увеличилось количество материалов, демонстрирующих разнообразие разных культур;
- приобретено современное оборудование, которое размещено в разных возрастных группах детского сада, для использования его в турах по интересам, которые организуются с использованием педагогической технологии Н.П. Гришаевой «Клубный час».
- дидактическая система Ф.Ф. Фребеля (твёрдые и мягкие модули);
- мультстудия «Я творю мир»;
- цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»;
- детская типография;
В результате принятых мер были получены положительные результаты по данному направлению исследования.
На слайде представлен профиль распределения средних значений первого и второго наблюдений, где отражена положительная динамика по всем показателям данной подшкалы , за исключением показателя кубики. сравнение итоговых показателей подшкалы показало повышение среднего балла, который составил 4,3 (приложение №6).
В качестве итога хочется отметить, что совместная творческая работа всех участников образовательных отношений в построении предметно – пространственной среды выступает необходимым условием для создания образовательного пространства высокого качества, направленного на проявление детской активности и инициативы.
Структурирование программы
По направлению исследования «Структурирование программы» средний бал по подшкале по результатам первого наблюдения составил 4.3 балла (приложение № 7).
Большая часть показателей данного направления исследования связана с организацией педагогического процесса.
Здесь оценивались:
- организационные моменты;
- насколько гибок, удобен распорядок дня;
- какую роль занимает свободная игра;
- как организуются групповые занятия.
Хороший бал по данной подшкале определяется тем, что жизнь детей в детском саду организуется по гибкому распорядку дня. Распорядок дня скорректирован с учётом цикла маршрутной игры «Большая кругосветка» и предусматривает:
- баланс между регламентированной, нерегламентированной и свободной самостоятельной деятельностью детей;
- ситуацию выбора деятельности в определённые временные периоды;
- гибкое планирование и использование современных технологий организации жизнедеятельности детей, позволяющих детям принимать непосредственное участие в планировании образовательной деятельности: один раз в две недели, на общем сборе турагентства «Юный путешественник», дети совместно выбирают интересующую тему, прокладывают образовательный маршрут; на «Детском совете» для совместного планирования, выявления детских интересов и инициатив предусмотрено информационное поле «Глобус»;
- у детей есть возможность разновозрастного взаимодействия – выходить за пределы своей группы (педагогическая технология «Клубный час» - 10 туров по интересам), тематические маршруты на территории ДОУ (технология «Команда»);
- периоды, когда детям доступна свободная игра, так же получили хорошие баллы по направлению «Сводная игра», для свободной самостоятельной деятельности детей в распорядке дня отводиться значительное количество времени в течение дня не менее 3-4 часов;
- исключительно важным является то, что групповые занятия проводятся преимущественно в больших и малых группах;
- в каждой возрастной группе действует конструктор игровых образовательных маршрутов на неделю.
Результаты исследования помогли определить точки роста в данном направлении и реализовать комплекс мероприятий (приложение № 8). Повторное исследование данной подшкалы, позволяет сделать вывод о положительных результатах, сопоставление результатов исследования показывает увеличение среднего балла, который составил 5 баллов (приложение № 9).
Родители и персонал
По направлению исследования подшкалы «Родители и персонал» по первому наблюдению результат составил - 3.8 баллов (приложение № 10). Неудовлетворительная оценка была выставлена по показателю «Сопровождение работы и оценивание персонала».
Говоря о положительных результатах наблюдения, бала отмечена зона благополучия по данному вопросу, выявлены образовательные потребности и сформированы точки роста с реализацией намеченных мероприятий по улучшению качества образования по данному направлению (приложение № 11).
В ходе реализации намеченных мероприятий была скорректирована система взаимодействия ДОУ с семьей:
- внедрение современных образовательных технологий: «Гость группы», «Маршруты выходного дня»;
- пересмотрена организация среды для диалога с родителями: размещение информационного поля «Глобус» в раздевальной комнате групп, для внесения предложений в процесс планирования образовательного события;
- для информирования родителей установили традиции по выпуску буклетов в рамках изучаемой темы (страны);
- в ближайшее время планируется запуск работы системы оповещения (радиоузел «Путеводитель»), с целью рекламы и приглашения участников образовательных отношений в предстоящее образовательное путешествие по изучаемой стране;
- были определены традиции ДОУ по организации выставок продуктов совместного творчества в художественно – экспозиционном холле «Путешествуем вместе» и проведение совместных маршрутных игр в формате квеста, геокешинга, игр с элементами спортивного ориентирования.
Для сопровождения работы и оценивания педагога разработали годовую оценку эффективности деятельности педагога, анкету для педагогов «Результаты года».
Для самооценивания деятельности педагогов разработана оценка качества маршрутной игры «Большая кругосветка» в формате ментальной карты, которая заполняется педагогом за период проживания темы и находиться в групповом помещении в свободном доступе, что даёт возможность увидеть качество своей работы и наметить мероприятия по улучшению. Данная карта самооценивания предусматривает обратную связь, где можно зафиксировать векторы развития направлений маршрутной игры (образовательной деятельности) педагогом, а также администрацией ДОУ.
В каждой возрастной группе по окончанию двухнедельного цикла маршрутной игры педагогами совместно с детьми оформляется «Книга Странствий», которая отражает общие впечатления и значимые события за период проживания темы и дает возможность проанализировать методической службе, родителям, также педагогам качество образовательной деятельности за период проживания образовательного события.
Перспективы нашей работы в этом направлении – разработка и внедрение информационной системы сопровождения качества деятельности педагогов ДОУ.
Повторное исследования данной подшкалы показало увеличение среднего значения показателя, который составил 5 баллов (приложение № 12).
При проведении исследования мы пришли к выводу, что предложенная шкала информативна и достаточно удобна для исследования в работе. Оценка носит не контрольно – надзорную функцию, а является предметом обсуждения и основой для дальнейшего развития объектов оценивания.
Шкала ECERS-R помогла нам взглянуть комплексно на реализацию образовательной среды, выявить упущенные аспекты образовательной деятельности, помогла построить дальнейший путь развития, наметить точки профессионального роста, повысить педагогическую компетентность и как следствие, возможность реализовывать ФГОС ДО и повышать качество образовательной деятельности (приложение № 13).
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
МБДОУ БГО Детский сад № 16 комбинированного вида г. Борисоглебск

Тема: « Результаты исследования качества образовательной деятельности в ДОУ от « измерения в целях контроля» к « измерению для изменения».
Важным аспектом в современных условиях жизни нашего общества остаётся качество образования, как приоритетная задача подрастающего поколения.
Но тем не менее, концепция оценки качества образования только складывается: определяются подходы, формируются показатели. На сегодняшний день существует очень мало современных, а главное эффективных инструментов для повышения комплексной оценки качества дошкольного образования.
Цель: Управление качеством образовательной деятельности путем оценивания эффективности результатов, нормативным требованиям с помощью оценки качества образования дошкольных образовательных организаций – шкалы ECERS-R.
Одним из оптимальных способов повышения мы опробовали на практике – применили для самооценки и развития инструмент для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организаций – шкалы ECERS-R.
Для проведения процедуры оценки качества с учётом развивающих задач её организации, мы использовали модель исследования в виде цикличной структуры.
1 этап – организационно – подготовительный:
- определили объект исследования (были выбраны 2 возрастные группы: старшая группа и подготовительная к школе группа);
- выбрали инструментарий;
- определили экспертов – наблюдателей;
- определили координаторов преобразований ( временный творческий коллектив из числа педагогов и администрации ДОУ);
- определили временные этапы проведения экспертизы;
- разработали систему сбора данных « Карта мира».
2этап –констатирующий:
проведение первичной, а в дальнейшем и повторной процедуры оценки качества реализации образовательной деятельности;
- по итогам исследования - фиксация данных в виде схем графического и текстового формата.
3 этап – рефлексивно – формирующий:
Координаторами преобразований проводилось осмысление и обсуждение полученных результатов, намечались мероприятия по развитию образовательной системы.
После повторного проведения наблюдения проводилось сопоставление результатов исследования.
Результаты, полученные после проведения исследования двух групп показали нам комплексную дифференцированную картину того, что и в какой степени реализуется, что имеет смысл избрать для своего развития. А так же продемонстрировали, какие аспекты ФГОС ДО и в какой степени реализованы и над какими нужно работать.

Результаты исследования по отдельным подшкалам.
Предметно – пространственная среда .
Зона благополучия.
1. Определено открытое игровое пространство в рамках реализуемой образовательной модели « Кругосветка», представленное тремя мирами: микромиры – в групповых помещениях , макромиры – дополнительные помещения и территория ДОУ.
2. Пространство группы разбито на 7 миров – детские центры активности, которые соответствуют пяти основным направлениям развития ребёнка с учётом ФГОС ДО.
3. Достаточно места для одновременного осуществления нескольких форм активности.
4. Центры организованы для самостоятельного использования детьми.
5. Оборудование и материал находятся на уровне глаз детей.
7. В дошкольном учреждении внутри помещения имеется пространство для развития крупной моторики ( спортивный зал, бассейн).
8. Пространство для развития крупной моторики на внешней территории ДОУ
организовано так, что различные виды двигательной активности не мешают друг другу (универсальная спортивная площадка, гимнастический городок, спортивная площадка).
Точки роста:
1. В группе не достаточно мест для создания тёплой уютной атмосферы и уединения ребёнка.
2. Центры активности располагаются без учёта соседства друг с другом (тихие подвижные игры).
3. Пространство обустроено так, что большая часть детских центров активности не разграничиваются между собой.
4. В оформлении групп нет материалов, имеющих близкое отношение к детям
( фотографий недавних занятий, детские рисунки и поделки представлены только в раздевалке)
Подробный анализ внутреннего аудита подшкалы « Предметно – пространственная среда» по результатам первого наблюдения позволил выделить зону благополучия и места роста. А далее переосмыслить многие аспекты нашей работы: административные, педагогические, организационные, и принять следующие меры:
1. Рассмотрение на совете учреждения вопроса по усовершенствованию развивающей предметно – пространственной среды групповых помещений ДОУ.
2. Разработка и реализация совместного творческого проекта педагоги-родители-дети «Наша группа – лучше всех».
3. Включение в план работы методической службы дошкольного учреждения цикл семинаров для педагогов ДОУ «Шкалы ECERS-R и его возможности для повышения качества образования».
4. Презентация педагогами совместных творческих проектов на основе полученного опыта.
5. Еженедельное отражение на сайте ДОУ и личных страницах педагогов мероприятий о ходе реализации проекта.

В результате выполненных мероприятий в группах были созданы :
- уютные уголки при помощи мягких подушек, удобных пуфиков и мягкой мебели;
- уголки уединения были перенесены из групповых помещений в спальные. Для уголков уединения были созданы совместно с детьми правила поведения в нём и рядом с ним.
- в групповом пространстве пересмотрено расположение центров активности с учётом соседства друг с другом ( тихие и подвижные игры стали находиться на значительном расстоянии друг от друга).
- пространство обустроено так, что большая часть детских центров активности разграничивается между собой маркерами игрового пространства, многофункциональными ширмами, мягкими модулями, передвижными мебельными конструкциями.
В детских центрах активности появились фотографии, отражающие текущую деятельность детей, а в оформлении среды – детские работы ( поделки, карты образовательных путешествий недели, календари традиций группы и т.д.).
Принятые меры позволили получить позитивные результаты по направлению исследования « Предметно - пространственная среда».
На профиле распределения средних значений первого и второго наблюдений отражена положительная динамика по следующим показателям:
- « Мебель для повседневного ухода , игр и учения»
- « Мебель для отдыха и комфорта».
- « Обустройство пространства для игр».
- « Места для уединения».
- « Связанное с детьми оформление пространства».
Средний бал по подшкале в результате первого наблюдения составлял – 3.6, а после второго- 4,8.
ВЫВОД:
При проведении исследования мы пришли к выводу, что предложенная шкала информативна и достаточно удобна для исследования в работе. Оценка носит не контрольно – надзорную функцию, а является предметом обсуждения и основой для дальнейшего развития объектов оценивания.
Шкала ECERS-R помогла нам взглянуть комплексно на реализацию образовательной среды, выявить упущенные аспекты образовательной деятельности, помогла построить дальнейший путь развития, наметить точки профессионального роста, повысить педагогическую компетентность и ,как следствие, даёт возможность реализовывать ФГОС и повышать качество образовательной деятельности.
Эффективные модели методического сопровождения инновационной деятельности
Методическое
сопровождение инновационной деятельности по реализации образовательной модели
"Кругосветка" в МБДОУ БГО Детском саду №16 комбинированного вида.
В нашем дошкольном учреждении реализуется комплексный инновационный проект «Детский сад – Игропарк». В связи с этим необходимо преобразовать методическую работу с педагогами, реализация которой осуществляется в рамках инновационной образовательной модели "Кругосветка". В таких условиях необходимо было создать модель методического сопровождения инновационной деятельности ДОУ, целью которой является:
- построение модели методического сопровождения педагогов обеспечивающей их профессиональное совершенствование и повышение качества образования в ДОУ в рамках инновационной деятельности.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучение основных подходов к организации методического сопровождения педагогов инновационной деятельности.
- обновление и совершенствование системы методической работы
в рамках инновационной модели "Кругосветка";
- обновление стиля методической работы на основе расширения профессионально-творческих объединений педагогов;
- нахождение эффективных путей взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
- повышение качества работы дошкольного образовательного учреждения.
В организации инновационной деятельности важны последовательность действий и постепенное решение задач.
Представленная модель методического сопровождения профессионального роста педагогов в условиях дошкольной образовательной организации является творческим продуктом педагогов. Данная модель имеет структурные компоненты географической направленности, так как она связана с содержанием образовательных путешествий по миру модели «Кругосветка». Ядром модели является туристическое агенство -"Юный путешественник", в состав которого входят: директор агенства - заведующая ДОУ, туроператоры - Зам. зав. по УМР и старший воспитатель, которые решают методические и организационные вопросы на туристическом координационном совета .
Турсовет координирует работу тургрупп – объединение педагогов. Туристические группы (их пять) работают каждая в своём направлении развития и имеют координатора - гида:
1. Тургруппа «Островок» оргнизует игровое пространство ДОУ.
2. Тургруппа «Вектор» проектирует образовательные процессы педагогов.
3. Тургруппа «Калейдоскоп» разрабатывает образовательные технологии.
4.Тургруппа «Компас» занимается сетевым взаимодействием.
5. Тургруппа «Гармония» осуществляет психолого-педагогичесое сопровождение в ДОУ.
Тургруппы тесно общаются между собой, собираясь в конце недели для обсуждения педагогических вопросов по инновационной деятельности.
Качество работы педагогического коллектива в рамках инновационной деятельности оценивается по следующим критериям:
- рейтинг педагога (информирорванность, включенность, результативность, количество идей);
- степень удовлетворённости педагогов инновационной деятельностью;
- степень удовлетворённости родителей работой ДОУ;
- мониторинг детской иннициативности;
- целесообразность использования имеющихся ресурсов.
Инновационные процессы будут тем успешнее, чем четче и яснее будет управление этими процессами. И только в результате эффективного управленческого содействия педагоги смогут в полной мере реализовать свои наработки, которые обеспечат возможность перевода дошкольного образования на более качественный уровень.


Сообщения пользователя 1 - 3 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | Конец
Регистрация: 10.04.2018
Последний визит: 06.09.2019 15:05:49
Количество загруженных файлов: 44
Количество посещений: 3