Карпова Ольга Николаевна
Последний визит 27.09.2019 15:07
  • Организация: МБДОУ "Центр развития ребёнка-детский сад № 196"
  • Должность: Воспитатель (включая старшего)
  • Город: г.Воронеж
  • Образование:
    ВГПУ
  • Сфера профессиональных интересов:
    инклюзивное образование
Статистика:
Сообщений: 4 Показать
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сообщения пользователя 1 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 196»
«Оценка качества в образовательной организации. Исследования в рамках инновационной деятельности»
Разработка и внедрение системы мониторинговых исследований за ходом реализации инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад» является одним из показателей качества инновационной деятельности. Показатели мониторинга разработаны в соответствии с «дорожной картой» инновационной деятельности. Таким образом выделены следующие индикаторы: динамика социализации детей с ОВЗ, деятельность педагога, мониторинг запросов родителей и их удовлетворенность деятельностью ДОО в условиях внедрения проекта, мониторинг социальной активности ДОО, соответствие РППС задачам инновационной деятельности, реализация ООП ДО. Мониторинг предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации для эффективного решения задач управления качеством инновационной деятельности. Для проведения мониторинга создаются временные мониторинговые группы. Состав группы определяется в зависимости от содержания мониторинга. В состав мониторинговой группы могут входить представители от администрации учреждения, опытные педагоги, медицинские работники, представители родительской общественности. В работе по проведению мониторинга качества инновационной деятельности используются следующие методы: наблюдение (целенаправленное и систематическое изучение объекта, сбор информации, фиксация действий и проявлений поведения объекта); эксперимент (создание исследовательских ситуаций для изучения проявлений); беседа; опрос; анкетирование; тестирование; сравнительный анализ.
Инструменты мониторинга:
Индикаторы мониторинга Инструменты
Динамика социализации детей с ОВЗ. Диагностическая карта оценки инклюзивной готовности ребенка с ОВЗ
Деятельность педагога Лист оценивания деятельности педагога в условиях реализации инновационной образовательной модели «Инклюзивный детский сад»
Мониторинг запросов родителей и их удовлетворенность деятельностью ДОО в условиях внедрения проекта Анкета для родителей: “Удовлетворенность родителей качеством оказываемых образовательных услуг” Анкета для родителей детей с ОВЗ, посещающих «Родительский клуб»
Мониторинг социальной активности ДОО Карта оценки трансляции опыта инновационной деятельности
Соответствие РППС задачам инновационной деятельности Карта оценки РППС ДОО
Реализация ООП ДО Таблица оценки качества рабочих программ педагогов Таблица оценки индивидуально-ориентированного образовательного маршрута ребенка с ОВЗ Показатели эффективности индивидуальных методических разработок педагога
Все индикаторы мониторинга в совокупности составляют единую систему. Отправная точка – показатели индивидуальных возможностей каждого воспитанника. На основании показателей этого критерия моделируются индикаторы остальных и определяются конкретные изменения в деятельности педагога (технологии, формы взаимодействия с детьми и родителями, необходимость авторских разработок, повышение квалификации, изменение РППС).
Мы предлагаем рассмотреть как работает наша система с точки зрения включения ребенка с ОВЗ в образовательную деятельность.
В результате анализа критерия «Показатели индивидуальных возможностей каждого воспитанника» мы увидели, что все дети с ОВЗ испытывают большие затруднения в коммуникации, нет или слабо выражена мотивация к взаимодействию с другими людьми, нарушено когнитивное развитие, поведение. Полученные результаты дают толчок для:
-поиска эффективных коррекционных технологий
-поиска эффективных педагогических технологий
-изменения условий РППС
-повышения квалификации педагогов
-поиска эффективных форм сотрудничества с родителями
-поиска новых социальных партнеров
Ход изменений в ДОО для повышения качества инновационной деятельности:
1группа: поиск эффективных коррекционных технологий, поиск эффективных педагогических технологий, повышение квалификации педагогов.
В ДОО с 2015 года функционирует «Семинарское движение», на собраниях которого педагоги обмениваются находками, о которых узнали в процессе самообразования, обсуждают тематику курсов повышения квалификации, которые хотят посетить, могут получить помощь коллег в решении интересующего вопроса или затруднения с которым столкнулись в процессе работы. В результате определяется общий вектор деятельности педколлектива. Например, педагога заинтересовала такая технология как артпедагогика. Возникла дискуссия чем артпедагогика отличается от арттерапии. Приняли решение изучить данный вопрос. На следующем собрании движения происходит обсуждение:
1.Поможет ли нам данная технология повысить Показатели индивидуальных возможностей детей с ОВЗ.
2.Какие изменения требуется провести в РППС.
3.Как данная технология «впишется» в реализацию АООП.
4.Какие изменения нужно внести в индивидуально-ориентированную программу воспитанника с ОВЗ.
Учитывая тот факт, что реализация инклюзивной образовательной модели ставит перед педагогами задачу поиска иных форм организации совместной деятельности с детьми, использование педагогических приемов и методов, которые позволят наиболее эффективно наладить коммуникативные связи между детьми с РАС и нормотипичными сверстниками, обеспечат социализацию особого ребенка, приняли решение внедрять данную технологию.
Артпедагогика – это взаимопроникновение искусства и педагогики, направленное на развитие художественной культуры ребенка через различные виды художественно-творческой деятельности (изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, театрализовано-игровой).
2 Группа: изменение условий РППС.
С целью получения наибольшего эффекта, основываясь на деятельностном подходе, с учетом большого значения коррекционно-развивающей деятельности с детьми с ОВЗ, мы расширили образовательные возможности развивающей предметно-пространственной среды. В холле ДОО оборудованы «авторская стена для рисования мелом», специальная поверхность «рисуем на кафеле». Функционирует изостудия, которая совмещена с центром «Гарденотерапия», что способствует выражению детской инициативы, творчества. Дети легко перемещаются в пределах центров, участвуют в тех видах деятельности, которые интересны в данный момент. Например, в центре «Гарденотерапия» ребенок может рассматривать растение под микроскопом или участвовать в экспериментальной деятельности, затем в изостудии зарисовывает увиденное, выражает свои впечатления. В этом помогают различные дидактические модули: «Рисуем на песке», двухсторонние мольберты, грифельные и световые доски. Также предоставляется большой выбор материалов (гуашь, мелки, пастель, акварель, шпатлевка, цветные шарики, трафареты, крупа, крупные листья растений и др).
3 Группа: Реализация ООП ДО.
Не следует забывать о том, что для создания ситуации успеха для ребенка с РАС, необходимо адаптировать дидактические материалы в соответствии с индивидуальными возможностями. Для этого используем различные техники изодеятельности (рисование на мокрой бумаге, рисование предметами окружающего пространства, оттиск, рисование природными материалами, марание, каракули и др.)
Музыкальная деятельность (слушание музыки, пение, танцевально-двигательная деятельность), игровая(игры с песком и водой, сюжетно-ролевые и дидактические игры), театрализованная деятельность также являются мощными средствами артпедагогики. В ДОО функционируют: студия театра, центр речевой активности, музей «Русская изба», инклюзивный оркестр.
Основываясь на учение Л. С. Выготского, что образовательная деятельность будет удовлетворять личностные запросы ребенка, только в случае опоры не только на зону актуального, но и на «зону ближайшего развития», т. е. на психические функции, находящиеся в стадии формирования, в ДОО внедряется авторская технология «Время выбора». Образовательная деятельность осуществляется по принципу нелинейного расписания, дети самостоятельно выбирают центры активности, партнеров для совместной деятельности, устанавливают собственные игровые правила, правила поведения, собираются в группы «по интересам», выбирают материалы и средства для организации деятельности. Благодаря насыщенной визуальной поддержке, дети с РАС легко включаются в организованную таким образом образовательную деятельность
4 группа: эффективные формы сотрудничества с родителями.
Учитывая запросы родителей функционирует родительский клуб, консультативный центр, организована территория мастер-классов.
5 группа: новые социальные партнеры.
Налажены связи с школой искусств № 9. Совместно с воспитанниками школы организуются мероприятия посвященные традиционным праздникам ДОО (Колядки, День толерантности, День матери, День инвалида, День птиц и др). Также осуществляются мероприятия в рамках взаимодействия с Воронежской региональной общественной
организацией инвалидов и родителей детей-инвалидов с PAC Искра Надежды, МБУК «Централизованная библиотечная система» г Воронежа.

6 группа: анализ динамики изменения показателей индивидуального развития детей с ОВЗ после внедрения технологии.
Анализ показал, что артпедагогика помогает ребенку с ОВЗ почувствовать себя успешным в организованной образовательной деятельности, способствует возникновению ощущения комфорта, спокойствия, тем самым устанавливается прочное коммуникативное взаимодействие с взрослыми и детьми. Использование артпедагогической технологии способствует формированию субкультуры личности ребенка с РАС, утверждению чувства социальной значимости, помогает стабилизировать эмоциональное состояние, установить социально-коммуникативный контакт с окружающим миром.


Презентация инновационной практики в пространстве сетевых образовательных событий
МБДОУ «ЦРР-д/с№196»
«Сетевое взаимодействие как условие успешной социализации дошкольников с ОВЗ»
С распространением инклюзивного образования, воспитанники с ОВЗ, в том числе с РАС, получили возможность включиться в образовательное пространство детского сада, т.е. проблема социализации стала наиболее остро, т.к. детям с ограниченными возможностями здоровья сложно устанавливать связи с миром (отсутствует возможность установления многообразия контактов с детьми и взрослыми), ограничено общение с природой. Для дошкольной организация стало необходимым создание условий для успешной социализации детей с ОВЗ в процессе взаимодействия с воспитанниками ДОУ и внедошкольным пространством.
В этом смысле вопрос сетевого и социального взаимодействия становится наиболее актуальным. В нашем дошкольном учреждении система организации социального партнерства строится на взаимодействии с социальными институтами нашего района.
Мероприятия социокультурной направленности для воспитанников с ОВЗ включают в себя:
– проведение мероприятий, направленных на создание условий возможности полноценного участия детей с ОВЗ в социокультурных мероприятиях: в инклюзивных праздниках, развлечениях, инклюзивных театральных постановках, конкурсах детского творчества, спортивных проектов.
– организация экскурсий в школьный музей и школу искусств, детскую библиотеку
– разработка и реализация на уровне ДОУ дополнительных возможностей для совместного взаимодействия и общения, способствующих развитию коллективного творчества и самостоятельности: функционирование лаборатории для исследований в мини-группах в эко-центре, гринзоны на участках ДОУ, интерактивной игровой.
Положительным опытом является реализация в нашем дошкольном учреждении таких ежегодных совместных с образовательными учреждениями познавательных событий, как:
1) музыкальный калейдоскоп совместно с МБУ ДО ДШИ
№ 9 «Капустница», «Колядки»
2) конкурс детского творчества с библиотекой № 28 «Рисунок по сказкам К.И. Чуковского»
3) физкультурно-оздоровительный праздник МБОУ СОШ № 97«Веселые старты»
4) образовательно-виртуальный проект совместно с родителями воспитанников «Профессии моих родителей», «Неделя театра»
5) городской инклюзивный фестиваль творчества детей «Мы вместе»

Важное место в социальном взаимодействии отводится эффективным формам сотрудничества с семьями воспитанников, основной целью которой является формирование педагогической компетентности родителей и привлечение их к участию в педагогическом процессе.
В ДОУ осуществляется коорди­нация деятельности в воспитании и развитии детей с их родителями (законными представителями):
1.Родители имеют возможность присутствовать в организации (на занятиях и др.), помогать в организации и проведении ме­роприятий, режимных моментов
2.Педагоги организуют работу с коллективом родителей (про­водят общие и групповые собрания, беседы, тематические выставки, семинары и пр.)
3.Педагоги организуют совместные мероприятия с участием вос­питанников, педагогов и родителей (тематические вечера, семейные праздники и др.)
4.Используются различные средства информации для родителей (проводятся тематические выставки, оформляются специальные стенды, демонстрируются видеофильмы).
5.На сайте организации также представлена обширная педагогическая информация, которая может быть полезна родителям.
В основу союза «педагог – родитель» положено единство стремлений, взглядов на образователь­ный процесс, выработанные совместно общие цели и образова­тельные задачи, а также пути достижения намеченных резуль­татов.
Таким образом, социальное партнерство способствует ранней и успешной социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в обществе нормотипичных сверстников. Совместная деятельность становится основным условием для возникновения межличностных отношений. Детей объединяет не только непосредственная симпатия друг к другу, но и отношения, связанные с выполнением тех или иных заданий, все более заметными становятся структурные компоненты межличностных отношений, включающие в себя функционально-ролевые, эмоционально-оценочные и личностно-смысловые отношения, которые постепенно начинают выполнять роль регуляторов во взаимоотношениях с людьми.
Осуществление осознанного выбора:реализация эффективных образовательных стратегий
МБДОУ «ЦРР-д/с№196»

Осуществление осознанного выбора посредством организации различных видов деятельности в «коворкинг-центрах» в инновационной модели «Инклюзивный детский сад»

Для успешного развития ребенку необходимо пространство для творчества и фантазий, для игровой и физической активности, для получения позитивного разнообразного личного опыта.
В соответствии с ФГОС - одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. Целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующее:
•умение проявлять инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• проявлять способность к волевым условиям;
•самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, поступкам людей;
• проявлять способность к принятию собственных решений.
ФГОС определяет требования к условиям, необходимым для создания социальной ситуации развития:
-предоставление возможности выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения
-содание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, в том числе для воспитанников с ОВЗ
-вариативность среды- наличие в организации или группе различных пространств, а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей-
Развитие детской инициативы и самостоятельности осуществляется в разных видах деятельности, таких как: игровая; коммуникативная, познавательно- исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная, музыкальная, двигательная, элементарная трудовая; образовательная организованная; в режимных моментах; в самостоятельной деятельности.
Исходя из вышеизложенного, мы пришли к выводу, что выбор деятельности напрямую связан с многообразием предоставленных видов деятельности, т.е. чем больше ребенку предоставлено для выбора видов деятельности, тем больше создается возможностей для развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
Существует несколько способов и направлений поддержки детской инициативы.
1. Совместная деятельность взрослого с детьми, основанная на поиске вариантов решения проблемной ситуации, предложенной самим ребенком.
2. Проектная деятельность.
3. Совместная познавательно-исследовательская деятельность взрослого и детей – опыты и экспериментирование
4. Наблюдение и элементарный бытовой труд в центре экспериментирования.
5. Совместная деятельность взрослого и детей по преобразованию предметов рукотворного мира и живой природы.
Акцентировать внимание хотелось бы на одном из них, как создание условий для самостоятельной деятельности детей в центрах развития. А это в свою очередь неразрывно связано с созданием особой развивающей предметно-пространственной среды.
Мы подошли с позиции понимания развивающей среды ДОУ как социокультурного пространства, в рамках которого с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, процесс социализации.
Осуществление осознанного выбора в нашей дошкольной организации проходит в зависимости от особых образовательных потребностей воспитанников и от интересов нормотипичных сверстников.

Осуществление выбора воспитанником с ОВЗ (аутизмом) происходит тремя способами: опираясь на сверхценный интерес, руководствуясь выбором партнера и с помощью тестирования мотивационных стимулов.
1.Через предоставление возможности ребенку с ОВЗ выбрать виды деятельности, которые изображены на карточках, на одной из которых расположено изображение его сверхценного интереса.
У большинства детей с аутизмом есть такая особенность развития — так называемые сверхценные интересы. Например, для одного ребенка — это рисование. Если к нему подойти с пластилином, табличками, картинками, он не воспримет материал, откажется взаимодействовать, но если изобразить на листе бумаги все цифры, буквы, сюжеты сказок по чтению, то тогда, возможно выйти с ним на контакт и вводить новые формы деятельности — художественное творчество, счет, обучение чтению. У другого ребенка свой сверхценный интерес. Сверхценные интересы у детей с аутизмом очень тесно связаны с так называемыми ритуалами. Они детей успокаивают, помогают преодолеть страх. Выполняя привычные действия, которые ассоциируются с чем-то приятным, дети чувствуют себя защищенными, в домашней обстановке. Сверхценные интересы могут быть разные: увлеченность марками машин, увлеченность цифрами и счетом, увлеченность играми с диназаврами. Т.к. детям с аутизмом сложно манипулировать абстрактными понятиями, то в своей работе используем принцип наглядности.
2. Выбор деятельности совместно с лидером группы или своим другом.
Ребенок, находящийся на полной инклюзии, выбирает вид деятельности на утреннем круге совместно со всеми сверстниками и движется по образовательному пространству.
3. Воспитанники, находящиеся на частичной инклюзии осуществляют выбор вида деятельности в процессе тестирования мотивационных стимулов и на основе выбранного стимула участвуют в индивидуальной работе с тьютором или педагогом или в совместной деятельности с детьми в различных центрах. Т.е. для ребенка с ОВЗ любая деятельность (подвижная, игровая, двигательная) выбирается как поощрение, как мотивационный стимул за его дальнейшее сотрудничество с педагогом или детьми. Таким образом, преобладает социальный выбор в организации деятельности воспитанником с ОВЗ.

Выбор видов деятельности происходит в утренние часы на общем круге. Дети обсуждают и осуществляют выбор культурной практики в соответствии со своими интересами.
Какая же особая развивающая предметно-пространственная среда создает условия для выбора?
Наш детский сад находится в постоянном поиске инновационных подходов к созданию такой предметно-развивающей среды, которая стала бы движущей силой развития и становления личности ребенка, выявления и развития его способностей. Мы пришли к выводу, что организацию различных видов деятельности можно осуществить в «коворкинг-зонах».
Термин «коворкинг» пришел к нам из английского языка и буквально означает «совместно работающие» [co-working]. Это могут быть дети как одного возраста, так и различных возрастов. В нашем детском саду коворкинг – это зона сотрудничества, зона взаимодействия и развития способностей детей. Помимо комфортного места для деятельности, здесь созданы возможности для общения, обмена опытом.
Важно, что «коворкинг-зона» позволяет поставить общение детей на новый уровень.
«Коворкинг- зоны» мы организовали в центрах активности в группах, где каждый ребенок находит себе занятие по интересам и в интерактивном центре, центре изодеятельности и исследований, на территории ДОУ. Пространство интерактивного центра, состоящего из трех помещений мы разделили на 5 зон: зону конструирования, зону интерактивную, космическую лабораторию, зону сенсорно-дидактических игр, театральную студию. Мы организовали пространство зон для возможности осуществления различных форм активности Выделение подобных зон позволяет использовать условия центра значительно шире.
Организация «коворкинг-зон» требует тщательной организаторской деятельности педагогов, т.к. призвана стать интересным местом для организации совместной деятельности детьми разного дошкольного возраста. Коворкинг зона интерактивного комплекса представлена следующими зонами:
1.Зона конструирования и ПДД наполнена конструкторами различного вида и размера. Воспитанники могут использовать не только конструировать, но и проигрывать свои действия в процессе моделирования дорожных историй.
2.Космическая лаборатория связана с зоной конструирования и зоной и интерактивных игр.
В космической лаборатории можно познакомиться с темой «Космические корабли», в зоне конструирования построить космический корабль, в интерактивной зоне посмотреть видео-материал и организовать игру с использованием интерактивного пола.
3.Зона сенсорно-дидактических игр. Данное пространство наполнено оборудованием для развития сенсорных ощущений. (модуль «Пертра», «Дары Фребеля», столы для рисования на песке. Данное пространство также служит центром психологической разгрузки и направлена на снятие эмоционального напряжения.
4.Театральная студия. Данная зона оснащена театральной ширмой и разными видами театра, ростовыми куклами. Дети могут организовывать театральные постановки пользоваться различным оборудованием центра.
5.Зона интерактивных игр. Данная зона предназначена для просмотра видео-презентаций, просмотра детских обучающих мультфильмов и организации интерактивных игр с использованием интерактивного пола.
Важно, что в коворкинг-зоне нет жестких границ: здесь можно легко перемещаться, передвигать мебель, переносить предметы, расширять и сужать зоны, за считанные минуты видоизменяя пространство.
Коворкинг-зона создает возможность для развития личности и ребенка, новых способов общения и взаимодействия. Это прекрасный способ социализации ребенка.
Помимо зонирования пространства в интерактивном центре многофукциональным является пространство изостудии и экспериментирования. Два этих пространства существуют в постоянном взаимодействии. Т.е. любое образовательное событие реализуется в подвижном режиме, а это не мало важно для воспитанников с ОВЗ, которые не могут долгое время находиться в неподвижном положении. Им необходимо постоянно двигаться и выбирать различные виды деятельности. Например, при реализации образовательного события «Осень к нам пришла»: дети могут заниматься творческим рисованием с использованием различных материалов (фломастеров, восковых мелков, могут рисовать на мольберте, на столах с песком) и одновременно могут рассмотреть, сравнить, листочки в центе экспериментирования и снова вернуться в пространство для творчества и наоборот. Вариантов огромное творчество. Все зависит от творчества педагога и желания детей.
Таким образом, коворкинг- зона служит пространством, в котором все условия развивающей среды направлены на развитие творческой, самостоятельной, гармоничной личности. Ребенок становится субъектом взаимоотношений, педагог его партнером. А партнерство возможно лишь в комфортных условиях, в условиях доверия. Воспитанник с ОВЗ получает дополнительную возможность для взаимодействия со своими сверстниками на пути к успешной социализации.
Сообщения пользователя 1 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Регистрация: 20.12.2017
Последний визит: 27.09.2019 15:11:06
Количество загруженных файлов: 56
Количество посещений: 9