Лотоцкая Наталья Викторовна
Последний визит 11.10.2019 15:31
  • Организация: МБДОУ "Елань-Коленовский детский сад общеразвивающего вида № 1"
  • Должность: Инструктор по физической культуре
  • Город: c.Елань-Колено
Статистика:
Сообщений: 3 Показать
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Технологии игрового и деятельностного типа
ТРИЗ – технология, технология деятельностного типа, так как предполагает наличие познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить).
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (технология ТРИЗ).
Для успешной подготовки ребенка к школе необходимо сформировать у него умение самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам, что положительно скажется на развитии творческого воображения, мышления, памяти, поможет ему научиться высказывать свои мысли, формулировать предложения и овладеть таким навыком, как связная речь.
Традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине, они уже через 1-2 дня забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст - им отводится роль пассивного слушателя. При составлении рассказа по картине с применением ТРИЗ дети способны составить рассказ по памяти, даже спустя некоторое время. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер. Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления и проходит в несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

Этап 1 «Определение объектов на картине».
Цель: формирование в уме детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их. «Смотрю на картинку, и называю объекты»;

Этап 2 «Установление взаимосвязей между объектами на картине».
Цель: находить взаимосвязей объектов, изображенных на картине;
«Один объект связан с другим»;

Этап 3 «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».
Цель: «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;

Этап 4 «Представление возможных ощущений с помощью разных
органов чувств».
Цель: На основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание);
«Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»; активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Этап 5 «Составление рифмованных текстов по мотивам содержания картины».
Цель: подбирать рифмы к названиям объектов на картине и составлять с ними рифмованные тексты; активизировать речь с помощью рифмующихся слов; «Я называю предмет и составляю с его названием рифмовку».

Этап 6 «Определение местонахождения объектов на картине».
Цель: пространственная ориентировка на картине; активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия);
«У каждого объекта есть свое место на картине».

Этап 7 «Составление речевых зарисовок с использованием Разных точек зрения».
Цели: упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени; составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине; «Я превращаюсь в объект на картине и у меня… характер»
активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Этап 8 «Описание объекта с изменением его характеристики во времени».
Цель: составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
«Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом.

Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины».
Цель: находить и объяснить смысловое содержание картины; составлять речевые зарисовки по типу рассуждения; активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины; «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Итоговая беседа «Составление детьми творческих рассказов по картине».
Рабочая программа педагога ДОО: новые горизонты
МБДОУ "Детский сад №1"
Интересные творческие работы слушателей курсов ТРИЗ, Обсуждаем и анализируем интересные работы слушателей курсов ТРИЗ, обмениваемся мыслями и идеями
Здравствуйте, мне очень понравилась разработка Светошовой. Думаю, что детям будет очень интересно заниматься по такой схеме. Непринужденное общение и при этом очень познавательная и продуктивная деятельность. Дети свободно могут выбрать интересный для них вид деятельности например лего-конструирование, творчество или исследовательская лаборатория. В рекламном агентстве замечательно проведется рефлексия, где сможет выступить каждый ребенок, и мнение каждого из них будет услышано, а также дети смогут поделиться своими впечатлениями, ведь они возможно были в разных лабораториях, и в следующий раз их может заинтересовать нечто другое исходя из общения в рекламном агентстве. Мне понравилось!
Регистрация: 28.11.2017
Последний визит: 11.10.2019 15:40:10
Количество загруженных файлов: 14
Количество посещений: 1