Махиня Елена Николаевна
Последний визит 20.03.2019 11:31
  • Организация: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29"
  • Должность: Руководитель (директор, заведующий, начальник)
  • Город: город Воронеж
  • Образование:
    высшее
  • Сфера профессиональных интересов:
    дошкольное образование
Статистика:
Сообщений: 3 Показать
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Дизайн образовательных событий: от проектирования до профессиональной рефлексии
Особенности дизайна образовательных событий
в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29"

Поскольку дизайн-образование есть системная форма организации культуротворческой среды в образовательном учреждении, в качестве дизайн-концепции, то есть идейно-тематической основы образовательных событий, мы используем давно практикуемую нами систему цветоведения.
Центр цветоведения как деятельное и открытое пространство позволяет решать комплекс образовательных задач в работе со всеми категориями детей (адаптация, обеспечение развития первичных представлений, создание условий для приобретения опыта, коррекция, социализация). То есть цветная среда, создаваемая в дошкольном учреждении, это нечто большее, чем существующая образовательная среда. Это прежде всего многообразие возможностей. Погружаясь в мир цвета, ребёнок-исследователь настроен на поиск, решение познавательной проблемы.
Основными функциями, которые цвета выполняют в культуре, являются коммуникативные (устанавливающие те или иные связи между элементами), символические (указывающие на предмет, явление или сущность) и выразительные (передающие и вызывающие эмоции). Это как раз всё то, что так необходимо для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наше восприятие цвета в большей степени визуально, оно зависит от настроения, от ассоциаций, вызываемых тем или иным цветом, и, конечно, от некой цветовой подготовленности. Наша задача - постоянное совершенствование цветопонимания детей и одновременное развитие их сенсорных способностей, чтобы наши воспитанники могли во всей полноте увидеть чудесный мир, каждый раз открывая в нём что-то для себя новое.
Поскольку у всех людей, как детей, так и педагогов, свои цветовые предпочтения, направить воспитанников, привлечь их внимание в начале образовательного события и вызвать обратную связь на итоговом мероприятии помогают интерактивные анимированные герои (продукты, созданные нашими педагогами в нашем детском саду). Тем более, что все дети, включая детей с ОВЗ, с лёгкостью и большим интересом воспринимают цифровые информационные продукты.
В образовательные события включены все дети (им даются разные задания и игры в соответствии с уровнем их развития) и по возможности - взрослые (родители и педагоги).
Итоги образовательных событий часто отражены в выпускаемом детским садом журнале "Правила жизни".
Технологии игрового и деятельностного типа
Ради чего ребёнок идёт в детский сад? Ради игры.
Что может быть интересней и значимей для него?

1. Зачем играть?
После того как ребёнок адаптировался (у каждого процесс адаптации занимает разное время), начинаем диагностику. Наблюдаем за его поведением в разных видах деятельности, в том числе обязательно – в игре (какие игры предпочитает ребёнок, какие роли он выполняет в совместной игре, достигаются ли желанные роли, как общается со сверстниками). Предлагаем ребёнку специальный кейс диагностических игр. Диагностируем уровень сформированности игровой деятельности. Результаты наблюдений вносим в специальную карту.
И видим, что дети действительно разные. В нашем детском саду есть дети с ограниченными возможностями здоровья (с РАС, С ТНР, С ЗПР, с УО, с НОДА, слабослышащие – всего 76 детей, 22 ребёнка имеют инвалидность); одаренные, билингвы (азербайджанский, армянский, японский), с проблемами в поведении (гиперактивные, агрессивные, с повышенным уровнем тревожности, с низким уровнем самооценки), дети со сложной жизненной ситуацией (те, которые находятся под влиянием психотравмирующих событий – у которых умер один из родителей), дети, сложно адаптирующиеся к детскому саду.

2. Во что играть?
И для всех категорий детей, для каждого ребёнка, мы подбираем необходимые игровые технологии, которые должны соответствовать зоне актуального развития (соответствовать возрасту и уровню сформированности игровой деятельности), зоне ближайшего развития (соответствовать категории ребёнка), задачам реализации ООП, задаче реализации индивидуальных потребностей, и, конечно, особенностям инновационной модели «инклюзивный детский сад». Мы подбираем необходимые методы и приёмы в рамках игровых технологий для решения адаптационных, обучающих, воспитательных, здоровьесберегающих, коммуникативных и коррекционных задач.

3. С кем играть?
Организуем взаимодействие участников образовательного процесса, ведь каждый человек – это ресурс для другого человека:
ребёнок-педагог (какие специалисты нужны воспитаннику - воспитатель, тьютор, педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования – и в какой мере);
ребёнок-ребёнок (какая игра на данный момент будет наиболее эффективна для него - индивидуальная, в паре, в подгруппе, в группе);
педагог-родитель (родители в нашем детском саду максимально включены в образовательную деятельность, они активные участники образовательных мероприятий и праздников; родители детей, посещающих детский сад в режиме лекотеки, получают психолого-педагогическую помощь наравне со своими детьми и взаимодействуют с ними наравне с педагогами ;
родитель-ребёнок;
ребёнок – интерактивный герой. В нашем детском саду живут авторские интерактивные персонажи, активно играющие с детьми и позволяющие педагогам решать определённые задачи. Помогают детям быстрее адаптироваться к детскому саду, с их помощью развиваются внимание, усидчивость и воображение. Это нарисованные, анимированные и озвученные Интерактивчик, Петя и Маша Любознательных, а также герой - своеобразный символ нашего детского сада Кудрявый Ёжик, помогающий создавать инклюзивную культуру.

4. Где играть?
Подбираем необходимое оборудование для реализации поставленных задач и необходимые помещения (логопедический центр, коррекционно-развивающий комплекс, ресурсная зона, интерактивный центр и т.д.). Мы активно используем богатые возможности современного интерактивного оборудования – и это не только развлечение и мотивация, которая позволяет всем включиться в развивающие игры с большим удовольствием, но и, прежде всего, хорошая возможность получить интеллектуальное, эмоциональное, социальное и коммуникативное развитие, даже не замечая этого. У детей благодаря интерактивным играм развивается зрительное восприятие и распознавание, координация и моторика. Также благодаря интерактивным играм малыши с раннего детства осваивают цифровые технологии, что в дальнейшем станет хорошим подспорьем в развитии навыков программирования и робототехники.

5. Когда играть?
Определяем место игр в режиме дня и в период от диагностики до диагностики (учитывая период пребывания ребёнка в детском саду – полный или кратковременного пребывания).

Ответы на все эти вопросы и составляют индивидуальный маршрут ребёнка.

Мы разные, но мы вместе!

При этом, поскольку игра является ведущим видом деятельности ребёнка-дошкольника, ставим задачи обогащения развития игровой деятельности. Основными из которых являются:
- содействие становлению игры как самостоятельного творческого вида деятельности,
- развитие в игре позитивной «Я-концепции» ребёнка,
- развитие в игре познавательных процессов (сенсорика, память, внимание, мышление, воображение),
- содействие становлению и развитию дружеских взаимоотношений между детьми (от игры рядом к играм вместе),
- содействие оптимизации взаимоотношений между детьми в группе, формированию в процессе игры взаимоотношений сотрудничества и взаимопомощи,
- содействие созданию стойких играющих коллективов, объединённых общими интересами,
- содействие развитию творческой инициативы, способности самостоятельно создавать и реализовывать игровые замыслы.
Инновационные решения по организации РППС
МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 29" - это детский сад для всех. В нашем инклюзивном дошкольном учреждении все дети разные, и для них просто необходима адекватная их возможностям предметно-развивающая среда, то есть система условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребёнка. Мы рады предложить особенным детям особые комфортные условия: ресурсную зону, Центр тактильно-сенсорного воспитания, Интерактивный центр, Комплекс физической культуры и партерной гимнастики, Коррекционно-развивающий комплекс, Студию эстетического воспитания, Центр цветоведения, Пространство речевого развития или Букводом, сюжетные мини-центры в транзитных помещениях.
Регистрация: 26.04.2018
Последний визит: 18.03.2019 12:47:38
Количество загруженных файлов: 53
Количество посещений: 0