Роговая Людмила Сергеевна
Последний визит 25.07.2019 13:01
  • Организация: МБДОУ "Детский сад "Колокольчик"
  • Должность: Воспитатель (включая старшего)
  • Город: п.г.т. Каменка Воронежской области
  • Образование:
    Высшее, Елецкий государственный педагогический институт, факультет дошкольной педагогики и психологии, 1989 г.
  • Сфера профессиональных интересов:
    Педагогика и психология (дошкольная), современные методики и технологии в дошкольном образовании
Статистика:
Сообщений: 4 Показать
Выбрать дату в календареВыбрать дату в календаре

Сообщения пользователя 1 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
Презентация к оценке качества образования
Оценка качества в образовательной организации. Исследование в рамках инновационной деятельности
МБДОУ Детский сад «Колокольчик» Каменского муниципального района

ШКАЛЫ ECERS-R – СОВРЕМЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДЕТСКОГО САДА.
Проблема выстраивания системы оценки качества образования в ДОО всегда была достаточно актуальна, тем более в настоящий период модернизации системы дошкольного образования.
Наш детский сад с 2017 года работает в режиме реализации инновационного образовательного проекта «ИГРАЕМ-ПОЗНАЁМ-ТВОРИМ» (образовательная модель ЛЕГО-детский сад), поэтому для нас особенно важно определение инструментария оценки качества нашей образовательной деятельности.
Понятие качество образования вводится в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», статья 2, п.29.

Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

В соответствии с определением качества образования выделяются три основные характеристики качества образования:

-качество образовательного процесса;
-качество условий;
-качество результатов.

Во ФГОС ДО качество результатов сформулировано в виде целевых ориентиров, к которым мы стремимся, которых ребенок может достигнуть. Однако целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей, поскольку каждый ребёнок индивидуален. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
Таким образом, поскольку напрямую оценивать результаты достижения детей нельзя, нужны измерители, направленные на оценку образовательных условий в которых дети находятся в детском саду.
Под качеством образовательных условий мы подразумеваем:
-финансовые условия – обеспечение государственных гарантий;
- материально-технические условия – характеристика и оснащённость помещений оборудованием и методическими материалами в соответствии с нормативными требованиями и инновационным образовательным проектом;
-развивающая предметно-пространственная среда – соответствие требованиям ФГОС ДО;
-психолого-педагогические условия – личностно-ориентированное взаимодействие педагогов с детьми, педагогика поддержки, обеспечение возможности выбора для ребёнка;
-кадровые условия – должностной состав, достаточное количество и необходимая квалификация персонала;
- условия для взаимодействия с семьёй и социумом.

В качестве инструмента оценки качества образовательных условий наш педагогический коллектив выбрал «Шкалы комплексной оценки качества образования» (ECERS-R) (Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д., 2016). В настоящее время они рассматриваются в мире как один из наиболее надежных инструментов оценки качества дошкольного образования.
Основной целью данного инструмента является выявление тенденций в развитии дошкольной образовательной организации и определение степени ее соответствия ФГОС ДО. В перспективе полученные результаты могут использоваться для корректировки мер, направленных на модернизацию дошкольного учреждения в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Объектом исследования в Шкалах являются компоненты образовательной среды дошкольной группы:
-Предметно-пространственная среда.
-Условия для присмотра и ухода.
-Условия для развития речи и мышления детей.
-Условия для разных видов детской активности (познавательной, художественно-эстетической и пр.).
-Взаимодействие персонала (всех сотрудников сада, которые ежедневно проводят с детьми значительную часть дня, т.е. не менее 4 часов для 12-часовой программы) с детьми, друг с другом и детей между собой.
-Структура дня по программе.
-Условия для вовлечения родителей в образовательный процесс и условия для обеспечения личных потребностей и профессионального развития персонала.

Для проведения исследовательских работ на педагогическом совете ДОО был определён экспертный совет, в состав которого вошли педагоги прошедшие курсы повышения квалификации по шкалам ECERS.
Наблюдение проводилось по стандартизированным оценочным листам в начале и в конце учебного года в одной из средних групп в течение одного полного рабочего дня. Дополнительно по отдельным показателям проводились интервью с воспитателями группы.
По результатам исследования были составлены диаграммы по каждому показателю и общая диаграмма оценки качества образования в ДОО, заполнена «Карта выявления стабильных и проблемных зон в деятельности дошкольной образовательной организации». Результаты исследований обсуждались на педагогических советах.
На основании проведенного нами самообследования с использованием шкал на начало учебного года были сделаны следующие выводы:

1.Наиболее низкие показатели были выявлены по критерию «Предметно-пространственная среда». Исследование показало, что образовательная среда является недостаточно насыщенной и трансформируемой. В группе на начало года не был создан уютный уголок отдыха и уединения. Группа недостаточно оснащена материалом для развития крупной моторики. Не совсем удачно были продуманы зоны активности в плане пересечения активных и спокойных видов деятельности.

2. Сравнительно более низкие результаты на начало у.г. были получены по показателю «Использование речи для развития мыслительных навыков».

2.Достаточно высокие оценки получены по показателям, связанным с уходом и присмотром за детьми и обеспечением их безопасности.

3. Высокие результаты получены по критерию «Структурирование программы», благодаря чётко разработанным методическим рекомендациям и консультированию педагогов по составлению рабочих программ.

4.Достаточно высокие показатели получены по подшкале «Взаимодействие» (встреча/проводы, взаимодействие персонала, взаимодействие детей между собой), «Взаимодействие персонала с родителями»

Результаты проведенного исследования легли в основу проектирования работы по улучшению качества образования в ДОО. Координационным советом учреждения был смоделирован план мероприятий по дальнейшему улучшению образовательной среды ДОО, в который в частности вошли пункты по улучшению выявленных проблемных показателей:

- организация наиболее оптимальных условий для речевого и познавательного развития: создание ЛЕГО-платформы социально-коммуникативного и речевого развития, реализация программы «STEM-образование детей дошкольного и начального школьного возраста» (STEM –центр);

- пополнение РППС групповых помещений и в целом пространства ДОО оборудованием для развития крупной и мелкой моторики: ЛЕГО-конструкторы, мягкие модули, оборудование спортивного и тренажёрного залов, организация спортивных уголков в групповых помещениях и зон активности в рекреациях здания детского сада;

- расширение возможностей гибкого режима для достижения более полноценного проживания детьми совместно сконструированных ЛЕГО-событий;

- проведение профессионального конкурса воспитателей на лучшую организацию РППС группового помещения в соответствии с ФГОС ДО с целью развития творческого потенциала педагогов по созданию условий для развития и поддержке детской самостоятельности, активности и индивидуальности;

- проведение методических семинаров, семинаров–практикумов, взаимо посещений, открытых просмотров, наблюдений и контроля над проведением организованной и самостоятельной деятельности детей с целью выявления позитивного опыта взаимодействия педагогов с детьми и предотвращения негативных ситуаций;

- проведение и анализ мониторинговых мероприятий по выявлению профессиональных успехов и затруднений среди педагогического состава, степени удовлетворённости образовательной деятельностью ДОО среди родителей.

В результате проведённой работы к концу учебного года исследования по шкалам показали существенные улучшения по показателям «Предметно-пространственная среда», «Виды активности», «Речь и мышление», «Взаимодействие», «Присмотр и уход»

Т.О., на основании проведенного нами самообследования с использованием шкал ECERS можно сделать следующие выводы:

1.Качество образовательной среды в ДОО на период окончания (конец мая) 2018-2019 у.г. может быть охарактеризовано как «выше среднего».

2. Шкалы, как эффективный инструмент оценивания образовательной среды, способствуют улучшению качества образования в дошкольном учреждении, являются ориентиром для дальнейшего его улучшения.
Презентация инновационной практики в пространстве сетевых образовательных событий
Конструктор сетевого образовательного события в ДОУ.
Землянская Валентина Ивановна- заведующий.
Роговая Людмила Сергеевна - старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Колокольчик»
С развитием высоких технологий и переходом коммуникативных связей в информационное пространство на смену традиционным формам приходят новые формы взаимодействия ОО с социумом. Мы понимаем, что один детский сад не даст того образования, которое требуется детям XXI века – чем шире образовательный процесс, чем больше в нём задействовано образованных взрослых, тем эффективнее для ребёнка проходит социальная адаптация.
Мы поставили перед собой цель – создание современного сетевого взаимодействия для более эффективной реализации инновационной образовательной модели «Лего-детский сад».
Определили следующие задачи:
· изучить нормативно-правовую базу по реализации сетевого взаимодействия субъектов образования в едином ИМП;
· определить потенциальных участников сетевого взаимодействия (по вертикали и горизонтали);
· разработать и утвердить документы, регламентирующие сетевое взаимодействие ДОУ с другими участниками сети;
· разработать систему методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов через сетевое взаимодействие с образовательными и социокультурными организациями;
· активизировать процесс реализации вариативности образовательной деятельности ДОУ посредством выхода в сетевое пространство;
· повысить качество и эффективность образовательной деятельности ДОУ в результате расширения информационно — образовательного и социокультурного пространства;
· оптимизировать открытую информационную среду ДОУ.
Свою работу по развитию новых форм сетевого взаимодействия мы начали с изучения научно-методической базы по данному вопросу. Нас заинтересовали публикации и вебинары Ольги Евгеньевны Веннецкой – кандидата педагогических наук, ведущего научного сотрудника Российской академии образования, Почетного работника СПО, участника разработки программ «Миры детства» (2015), Примерной образовательной программы подготовки ребенка к школе (2008), руководителя инновационных площадок РАО.
Она определяет сетевое взаимодействие как систему «горизонтальных и вертикальных связей, обеспечивающую доступность качественного образования для всех категорий граждан, вариативность образования, открытость образовательных организаций, повышение профессиональной компетентности педагогов и использование современных ИКТ-технологий»
[интернет ресурсы 1].
Ольга Евгеньевна Веннецкая выделяет два вида сетевого взаимодействия: «вертикаль и горизонталь» [интернет ресурсы 2, материалы вебинара].
Используя данную видовую классификацию, мы определили для себя участников сетевого взаимодействия по двум векторам.
Для систематизации организационных решений по данному направлению мы создали конструктор организации сетевых образовательных событий в ДОУ.
Всю образовательную деятельность мы проектируем на основе банка вопросов и инициатив детей, а также предложений педагогов и родителей. Проанализировав этот банк к концу летнего периода, разрабатываем план образовательных событий, разделив учебный год на 2-х недельные тематические проекты (Лего-темы). Каждый тематический проект начинается с вброса игровой проблемной ситуации в рамках Лего-темы. Проблема обсуждается детьми совместно с воспитателем на «детском совете» по «технологии 3-х вопросов»: «что мы об этом знаем? что хотим узнать и где можно узнать? что можно сделать?» [8] Все предложения детей и педагога записываются – это и есть проект реализации Лего-темы. В ходе выполнения намеченного плана, дети и педагог в совместной деятельности приходят к выводу, что для решения проблемы необходимо привлечь помощников (сетевых партнёров). Далее советом педагогов разрабатывается конструктор сетевого взаимодействия в рамках Лего-темы и выбираются участники сетевого взаимодействия по двум векторам (по горизонтали и по вертикали), планируются сетевые образовательные события.
Рассмотрим действие данного конструктора на примере одной из Лего-тем.
Не секрет, что многие дети, особенно старшего дошкольного возраста не любят пить молоко. В ситуативной беседе воспитателя с детьми в ходе реализации основной Лего-темы «Фермерское хозяйство» у детей возникли вопросы: Зачем нужно пить молоко? Чем оно полезно? Как оно попадает на прилавки магазинов? Какие продукты делают из молока? На основе этих вопросов была спроектирована Лего-подтема «Молочное производство». Советом педагогов была смоделирована игровая проблемная ситуация: герои мультфильма «Трое из Простоквашино» обращаются к детям с просьбой помочь решить спор пса Шарика и кота Матроскина «Полезно или нет пить молоко? В чём его польза?», и подсказать, что делать с избытком молока, которое даёт корова Мурка. На детском Лего-совете были зафиксированы инициативы ребят:
- узнать больше о пользе молока у знающих взрослых;
- предложить героям мультфильма сделать из молока творог, мороженое и др. продукты;
- открыть молочный магазин;
- отправить в детский сад, в школу и др.
Дети вместе с воспитателем спроектировали работу по решению проблемы (модель 3-х вопросов). На основе этой модели координационный совет педагогов разработал план образовательных предложений. В ходе его реализации все участники проекта пришли к выводу, что для решения проблемы необходимо привлечь помощников (сетевых партнёров). Таким образом, мы вышли на связь с сельско-хозяйственной компанией ООО «Феникс» с. Тхорёвка. Совместно с его руководством организовали экскурсию с выездом, где дети узнали, где и как выращивают коров, как собирают молоко и куда его перевозят для переработки. Далее мы через интернет обратились к организаторам экскурсионного проекта «Академия молочных наук» компании ЭкоНива [интернет ресурсы 3] с просьбой прислать нам видео-ролик для детей о производстве молока и молочных продуктов. Они быстро откликнулись на наше обращение и прислали познавательный и занимательный для детей видеоматериал. Видеоролик очень заинтересовал ребят, и они решили помочь героям рекламного экскурсионного проекта Корове Марте, девочке Полине, профессору Зорькину и пчёлке Жу-жу. К этой работе мы совместно с детьми решили привлечь и других наших сетевых партнёров – это МБОУ КСОШ №2 и детские сады района, объявив конкурс рекламных рисунков, буклетов и презентаций о пользе молока и молочных продуктов для организма человека. А другим нашим партнёрам в рамках дуального образования Россошанскому педагогическому колледжу было предложено включиться в наш проект в ходе практики студентов: провести образовательные мероприятия, такие как развивающая игра с использованием интерактивной доски «Подбери молочные продукты», сюжетно-ролевые и конструктивные игры «Фермерское хозяйство», «Молочный завод». В нашем проекте также поучаствовали районная библиотека – организовав выставку книг о пользе молока, краеведческий музей – пригласив детей на экспозицию – «Как хранили и перерабатывали молоко в прошлом», и, конечно же, наши главные помощники и социальные партнёры родители приняли участие в роли профэкспертов. Например, конструктор, папа нашего воспитанника проконсультировал детей, как правильно построить молочный завод; мама нашей воспитанницы – продавец, помогла организовать экскурсию в магазин и рассказала детям, откуда к ним привозят молочные продукты, как они хранятся. Также многие родители принимали участие в организации итогового мероприятия «Путешествие в деревню Простоквашино» (подготовка декораций, атрибутов, костюмов героев, видеомонтаж, исполнение ролей).
Мы считаем, что сетевое взаимодействие, безусловно, обогащает социальный, коммуникативный и познавательный опыт детей, способствует повышению качества образования и воспитания в детском саду.
Представляем наш конструктор организации сетевых образовательных
событий в презентации.

Используемая литература:

1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
№ 273-ФЗ от 29.12.2012
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
3. Белая К.Ю. «Организация сетевого взаимодействия дошкольных образовательных учреждений» // «Справочник дошкольного воспитателя дошкольного учреждения» 2012 / № 5 С. 6-12.
4. Бурмистрова И.В. Сетевое взаимодействие как одна из эффективных инновационных форм методической работы с педагогами ДОУ // Молодой ученый. — 2016. — № 12.6. — С. 17-22.
5. Модели сетевого взаимодействия общего и дополнительного образования: монография. / под ред. А. В. Золотаревой. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. – 176 с.
6. Сетевая форма реализации образовательных программ дошкольного образования: учебно-методическое пособие / сост.: М. И. Губанова, Т.А. Шааб, М.Б. Федорцева и др. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2015. – 149с.
7. Ларго Р. Детские годы: индивидуальность ребёнка как вызов педагогам/ под ред. А.И.Бурениной. – Москва : Национальное образование, 2015. -184 стр.
8. Свирская Л.В. Детский совет: методические рекомендации для педагогов – М.: Издтельство «Национальное образование», 2-15. - 80 стр.
9. Рейхерт-Гаршхаммер Е. Проектная деятельность в дошкольной организации: учебно-практическое пособие для педагогов дошкольного образования / под ред. Л.В. Свирской. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 112 стр.

Интернет-ресурсы:
1. https://academy-prof.ru/blog/setevoe-vzaimodeistvie-v-dou-v-ramkah-fgos
2. https://ok.ru/academypr/topic/67451686005565
3. https://vk.com/amn.milk
Сообщения пользователя 1 - 3 из 4
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец
Регистрация: 22.10.2018
Последний визит: 25.07.2019 13:01:22
Количество загруженных файлов: 5
Количество посещений: 1